Методический комментарий для учителя к уроку «Словари»

Урок 3. «Словари»

В курсе начальной школы мы неоднократно обращались к теме «Словари», рассматривая разные виды учебных и реальных словарей и решая с ними разнообразные задачи. В курсе 5 класса мы впервые выделяем эту тему в отдельный блок и даем к ней учебный текст.

Принято считать, что данную тему дети должны обсуждать на уроках русского языка. Эта традиция связана с тем, что обычно дети используют словари на этих уроках чаще, чем на остальных. Тем не менее на уроках русского языка обычно не удается выйти на более или менее глубокий (теоретический) уровень понимания содержания вопроса, поскольку словари в контексте конкретного учебного предмета рассматриваются с прикладной точки зрения. И это закономерно, ведь они нужны всегда в рамках решения некоторой предметной задачи. На уроках русского языка чаще всего дети решают с помощью словаря задачу поиска правильного написания слова или его толкования. Аналогично, на уроке иностранного языка дети ищут в словаре перевод слова. Мы считаем, что в той же степени нужно использовать словари на всех школьных предметах. Специальные словари, энциклопедии, справочники могут помочь при решении многих предметных информационных задач.

С точки зрения информатики словари являются очень важным объектом изучения по нескольким причинам. Во-первых, словари – это правильно организованные сборники (хранилища) информации. Поэтому именно с помощью словарей очень удобно обучать  детей поиску информации. Во-вторых, словари нас интересуют с точки зрения темы «Сортировки», поскольку словарные статьи в словарях всегда упорядочены. Часто словарные статьи упорядочены в лексикографическом (словарном) порядке, но встречаются и другие способы сортировки. В-третьих, словари – сборники тематической информации. Это означает, что каждый словарь дает информацию определенного типа. Для того чтобы получить нужную в конкретном случае информацию, необходимо уметь не только пользоваться словарем, но разбираться в видах словарей и понимать, какой словарь окажется полезным при решении каждой практической или прикладной задачи. Наконец, каждый словарь – аналог искусственной среды, организованной по некоторым правилам (как и наш курс). В рамках словаря действуют некоторые правила отбора и расстановки словарных статей, определенная система сокращений и т. д. Умение работать в рамках такой системы правил и ограничений – также часть информационной культуры. Кроме того, частое использование словаря – лишь часть нашей задачи. Часто информацию, которую мы получаем из словаря, нужно использовать не в готовом виде, а предварительно преобразовав ее, проанализировав и состыковав с другой информацией, полученной также из словаря или других источников. Поэтому на примере работы со словарями можно учить детей не только алгоритмам сортировки и поиска информации, но и методам ее обработки и преобразования, а также синтезирования новой информации. Таким образом, решая различные задачи со словарями, мы можем формировать у детей целый ряд важных информационных знаний и умений.

Как видите, в учебнике мы впервые приводим для детей текст такого большого объема. Как следует к нему относиться и работать с ним? Мы уже говорили, что, в отличие от текстов в курсе начальной школы, в курсе 5 класса встречаются самые разные по назначению тексты. В курсе начальной школы встречались только поясняющие тексты (по сути, это подписи к иллюстрациям) и краткие словесные определения. Таким образом, на листах определений был только текст, необходимый для решения задач. Именно поэтому в процессе решения задач вся информация листа определений рано или поздно усваивалась (но не заучивалась!). В курсе 5 класса на листах определений появляются описательные тексты. Назначение описательных текстов может быть разным – где-то они поясняют новое понятие, дают примеры, интересную и полезную информацию. Описательные тексты обычно гораздо объемнее «минимальных» текстов (пояснений к картинкам и определений). Но и относиться к ним можно иначе – чаще всего объем усвоения описательных текстов не влияет на качество решения задач. То есть для решения задач курса достаточно бегло прочитать и понять описательный текст, запоминать его совсем необязательно. До настоящего урока объем описательного текста на листе определений не превышал половины общего объема, на некоторых листах определений его гораздо меньше. Как видите, на  этом уроке почти весь текст, предназначенный для детей, – описательный. Здесь мы постарались собрать информацию о словарях, которая будет детям интересна и полезна. Конечно, многое из того, что здесь написано, детям должно быть известно, но нам бы хотелось обобщить разрозненные знания о словарях, которые имеются у детей, и вывести их на более глубокий (теоретический) уровень понимания и обобщения. Как видите, информация оформлена в виде достаточно художественного, занимательного текста. В результате прочтения данного текста дети должны понять следующие главные мысли:

·       Словари – сборники информации о словах.

·       Словарь состоит из словарных статей (не слов!).

·       В словарях приводятся не любые слова, а только значащие слова из языка, причем все словоформы рассматриваются в одной статье или из них выбирается одна.

·       Словарные статьи всегда упорядочены – часто в словарном порядке, иногда иначе (например, в порядке обратного словаря).

·       Существуют разные виды словарей в зависимости от их назначения: одноязычные (толковый, орфографический, грамматический и т.д.) и двуязычные (многоязычные), словари-энциклопедии и т.д. Каждый словарь содержит не всю информацию о слове, а только информацию определенного типа.

Поскольку лист определений представляет собой почти целиком описательный текст, работать с ним нужно несколько иначе, чем обычно. Один из вариантов – попросить ребят в классе прочитать текст, а затем задать им вопросы на понимание основных положений текста. Можно обсудить какой-либо аспект этого текста или спросить детей, что показалось им интересным. Лучше всего показать на уроке различные виды словарей, описанные в тексте или дополнительные. Можно задать этот текст для домашнего прочтения, а потом обсудить в классе. Еще раз подчеркнем, этот  текст не для заучивания, а для общего развития ребенка. 

Задача 22. Это совсем простая задача. Для ее решения достаточно понимать, что в англо-русском словаре слова упорядочены в словарном порядке английского языка. При этом используется алфавитный порядок английских букв. 

Ответ:

Bass – окунь

Cod – треска

Eel – угорь

Pike – щука

Plaice – камбала

Salmon – сёмга

Seahorse – морской конёк

Shark – акула

Sheat – сом

Swordfish – рыба-меч

Trout – форель

Tuna – тунец

Задача 23. Эта задача по содержанию противоположна той, которую мы обычно решаем по отношению к толкованиям. Обычно мы встречаем незнакомое слово, находим его в толковом словаре, где при помощи других слов (которые могут быть нам знакомы) объясняется значение этого слова. Здесь, наоборот, слова детям должны быть знакомы, а вот толкования даны очень наукообразные, их придется внимательно прочитать и разобраться, о чем идет речь. Если у кого-то из детей с этой задачей возникнут проблемы, попробуйте порассуждать вместе. Для начала возьмите толкование попроще и покороче, например толкование слова «Удаляться».

Ответ:

Удаляться – объект перемещается, и расстояние между ним и другим объектом увеличивается.

Ехать – лицо перемещается из одного пункта в другой, находясь на движущемся транспортном средстве, и это перемещение входит в число целей перемещающегося.

Идти – живое существо перемещается из одного пункта в другой, переступая ногами и ни в какой момент не утрачивая полностью контакт с поверхностью, по которой оно перемещается.

Догонять – два объекта перемещаются в одном направлении, расстояние между ними сокращается, и один из них находится позади другого.

Отставать – два объекта перемещаются в одном и том же направлении, расстояние между ними увеличивается, и один из них находится позади другого.

Задача 24. Упорядочение слов в порядке обратного словаря. Сначала надо сгруппировать слова с одинаковой концовкой (-ду, -зу, -ку и т.п.), а внутри этих групп упорядочить слова по третьей с конца букве.

Ответ:

наяву

понемногу

взаправду

между

смолоду

повсюду

наружу

сразу

внизу

неподалёку

понемножку

сбоку

Задача 25. По сути, в этой задаче просто нужно упорядочить русские слова в словарном порядке. Тем не менее решение может занять немало времени , ведь нужно переписать незнакомые латинские названия. Если вы опасаетесь, что решение этой задачи сильно снизит темп урока, можно задать ее на дом.

Задача 26. Повторение работы по инструкции с выполнением сложения.

Задача 27. Закрепление нового материала. Содержательно задача простая, но технической работы придется выполнить много. Основная сложность в том, чтобы не ошибиться при переписывании иностранных слов (некоторые буквы могут быть детям не знакомы).

Задача 28. Это межпредметная задача, находящаяся на стыке информатики, географии и русского языка. Здесь дети знакомятся с новым видом сортировки слов. Действительно, до этого момента, сортируя слова, мы, по сути, рассматривали их только как последовательности букв, как принято в нашем курсе. Однако в языке слова имеют еще и значение. Поэтому при решении практических задач слова иногда сортируются в соответствии с их значениями. Например, все данные слова – названия государств. Представим себе, что мы составляем политический атлас мира, в котором каждый материк находится на отдельном листе и к каждому листу прилагается свой список государств (названия в каждом списке упорядочены по алфавиту). Аналогичную информационную практическую задачу ребятам предстоит сейчас решить. Конечно, для решения этой задачи потребуется политическая карта мира или любая другая, на которой можно найти данные государства. Можно раздать ребятам атласы или повесить на доску одну большую карту, к которой дети будут подходить в случае затруднений. Работать с этой задачей можно по-разному. Один из вариантов – сначала распределить (и выписать) государства по континентам, а затем упорядочить каждый список и записать окончательный ответ.

Ответ:

Европа

Беларусь

Ватикан

Латвия

Литва

Молдова

Польша

Россия

Финляндия

Франция

Чехия

Эстония 

Африка

      Алжир

       Ангола

       Гвинея

       Египет

       Сомали

       Танзания

Южная Америка

Аргентина

Боливия

Бразилия

Венесуэла

Колумбия

Парагвай

Чили

Задача 29. Необязательная. Такие задачи принято считать математическими логическими задачами. На самом деле в наш курс подобные задачи вписываются еще более органично, поскольку их легко переформулировать с помощью нашей лексики. Получаем следующую картину. Утверждения каждого из говоривших либо оба ложны, либо оба истинны. Нам нужно выбрать такой вариант, когда это условие выполняется. Самый простой способ гарантированно найти такой вариант – полный перебор вариантов. Для каждого из говоривших вариантов два – рыцарь и лжец. Пусть Первый – рыцарь, тогда оба его утверждения истинны. Из этого следует, что Второй – лжец и оба его утверждения ложны. Но тогда Второй живет в городе Лжецов и каждый его сосед – лжец. Он действительно скажет, что Второй – рыцарь (то есть солжет) и получается, что Второй говорит правду. Мы пришли к противоречию, значит, Первый не может быть рыцарем. Пусть Первый – лжец, значит, оба его утверждения ложны. Из этого следует, что Второй – рыцарь и оба его утверждения должны быть истинными. Рыцарь живет в городе Рыцарей и каждый его сосед говорит правду, он действительно скажет, что Второй – Рыцарь. Такое решение нам подходит.

Ответ: Первый – лжец, Второй – рыцарь, разговор происходил в городе лжецов.

Задача 30. Необязательная. Сортировка объектов. Способ сортировки здесь основан на соотношениях между числами. Действительно, чаще всего числа упорядочивают именно по возрастанию (или убыванию), поэтому схожих по содержанию задач на уроках математики ребята решали довольно много. При построении упорядоченных последовательностей в каждом задании достаточно писать только названия планет (без числовых данных).

Задача 31.  Мы уже отмечали, что задачи о составлении правила сортировки являются наиболее сложными в текущей теме, они требуют от детей высокого уровня логической культуры, умения сравнивать, анализировать, обобщать. Кроме того, в таких задачах часто нет однозначного ответа, любой обоснованный ответ может быть принят как правильный. В данном случае ситуация как раз такая – разные дети могут придумать разные способы группировки этих последовательностей. Если ребенок сумел сформулировать свой способ и действительно разделить данные последовательности на 4 группы по своему правилу, то решение следует признать верным. Приведем несколько примеров правил группировки данного множества цепочек.

А) Группировка по цвету первой бусины последовательностей. Видим, что в данном наборе последовательностей встречаются бусины 4 цветов, значит, последовательности по этому признаку можно разделить на 4 группы:

  1. Последовательности с первой красной бусиной: N, О.
  2. Последовательности с первой желтой бусиной: М.
  3. Последовательности с первой синей бусиной: К, Р, RSU.
  4. Последовательности с первой зеленой бусиной: QLTV.

Б) Аналогично можно сгруппировать последовательности по цвету второй бусины цепочки.

В) Сгруппировать последовательности по длине, а затем по форме первой бусины последовательности. Видим, что по длине последовательности делятся на 2 группы (длины 3 и длины 2). Каждая из этих групп делится по форме первой бусины еще на две группы, получается снова 4 группы:

  1. Последовательности длины 2, первая бусина в которых квадратная: RSN.
  2. Последовательности длины 2, первая бусина в которых треугольная: QVT.
  3. Последовательности длины 3, первая бусина в которых квадратная: LPU.
  4. Последовательности длины 3, первая бусина в которых треугольная: KMO.

Вполне возможно, что ваши дети изобретут другие правила группировки. Поэтому каждое решение придется проверять в индивидуальном порядке. 


Последнее изменение: Wednesday, 21 August 2024, 01:39