Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Вводный методический комментарий к курсу
Варианты изучения курса «Информатика 1 – 4»
Курс «Информатика 1 – 4» рассчитан на изучение в течение четырех лет в объеме 1 часа в неделю. Таким образом, необходимо выделить для прохождения курса 34 урока в каждом учебном году (в 1 классе – 33 урока).
В зависимости от того, есть ли у вас возможность использовать на уроке компьютер, вы можете выбрать один из двух вариантов изучения курса – бескомпьютерный и компьютерный (ИКТ-вариант). В первом случае вы будете использовать на уроках только печатные материалы курса, во втором – как печатные материалы, так и компьютерную составляющую.
Варианты изучения курса «Информатика 3 – 4»
В настоящий момент ситуация с введением курса информатики в начальной школе остается довольно сложной - в некоторых школах на этот курс не хватает учебных часов, в других школах пока нет возможности посадить детей начальной школы за компьютеры. Поэтому мы предлагаем вам несколько вариантов программ изучения курса. Выбор варианта зависит от того, есть ли возможность заниматься в компьютерном классе: в зависимости от этого вариант изучения курса может быть компьютерным (или ИКТ-вариантом) или бескомьютерным. При выборе бескомпьютерного варианта дети будут работать только с бумажными составляющими. При выборе ИКТ-варианта ребята смогут работать также и с компьютерной составляющей курса. Кроме того, выбор варианта зависит от количества часов, выделенных школой на данный курс.
Вот три варианта изучения курса: сокращенный, стандартный и расширенный.
Сокращенный вариант рассчитан на 68 часов, что соответствует 1 ч в неделю в течение 3 и 4 классов.
Расширенный вариант рассчитан на 136 ч, что соответствует 2 ч в неделю в течение 3 и 4 классов.
Стандартный вариант рассчитан на 102 ч. Он подойдет в том случае, если в одном году есть возможность выделить на информатику 2 ч в неделю, а в другом ее нет. Кроме того, его удобно использовать, если вы можете начать изучение курса во 2 классе и планируете изучать его по 1 ч в неделю в течение 2 - 4 классов.
Таким образом, есть выбор из пяти вариантов изучения курса (и соответственно пять планирований):
- сокращенный бескомпьютерный вариант (68 ч);
- сокращенный ИКТ-вариант (68 ч);
- стандартный бескомпьютерный вариант (102 ч);
- стандартный ИКТ-вариант (102 ч);
- расширенный ИКТ-вариант (136 ч).
Учебник состоит из трех частей: «Информатика, 3 (часть 1)», «Информатика, 3 - 4 (часть 2)», «Информатика, 4 (часть 3)». Части эти равны по объему и рассчитаны примерно на 34 учебных часа каждая, что соответствует общему объему часов стандартного варианта изучения курса. При выборе сокращенного варианта изучения курса учащиеся не смогут пройти курс в полном объеме. Некоторые вопросы ребята будут изучать обзорно, и, конечно, не успеют решить все задачи из учебника. Учителю предлагается ориентироваться в основном на обязательные задачи. Поскольку все основные понятия и договоренности курса вводятся в его первой части, она при любом варианте изучения должна быть пройдена основательно. Уменьшение часов при выборе сокращенного варианта происходит в основном за счет второй и особенно третьей частей курса. При этом время можно экономить за счет проведения уроков, интегрированных с другими предметами.
При выборе расширенного варианта увеличение объема курса происходит за счет компьютерной части. Здесь дети смогут успеть выполнить все задачи учебника и компьютерных уроков. Кроме того, ребята смогут выполнить все компьютерные и бескомпьютерные проекты. Таким образом, при расширенном ИКТ-варианте работы с курсом учащиеся будут использовать на уроке все бумажные материалы и весь спектр компьютерных материалов к курсу.
Ясно, что в зависимости от выбранного вами варианта варьируются объем и сложность контрольных работ. Поэтому для разных вариантов мы предлагаем разный набор (и даже количество) контрольных работ.
Организация работы на уроке и контроль результатов обучения
Авторские идеи, заложенные в основу курса, требуют несколько необычной для начальной школы организации урока. Мы уверены в необходимости дать ученикам свободу самостоятельной работы, самостоятельного исследования. Это позволит детям учиться и развивать свои способности более охотно и эффективно, чем при традиционной форме проведения уроков.
Предлагаемая модель урока – это самостоятельная работа учащегося с учебником, самостоятельное изучение им листов определений и дальнейшее решение задач. Учителю отводится роль консультанта в сложных ситуациях и организатора обсуждений, как индивидуальных, так и групповых. Обсуждения чаще всего проводятся по окончании решения задач, для того чтобы ученики могли поделиться своими идеями и способами их решения, чтобы ребята учились оформлять свои мысли вербально (словесно), чтобы обобщить опыт, накопленный ими в ходе решения задач. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника, который содержит полную информацию, необходимую для решения любой задачи.
Мы считаем вполне допустимым, если в некоторых случаях ученики сами будут выбирать, какую задачу решать, однако их свобода все-таки будет ограничена: во-первых, последовательностью изложения материала, во-вторых – объемом обязательных знаний и умений по данному предмету, которыми в результате изучения курса должен обладать каждый ученик. Исходя из этих ограничений, мы советуем вам придерживаться следующих правил при планировании урока. На каждом уроке все учащиеся работают с одним и тем же листом определений (это они не могут выбирать). Листы определений необходимо проходить в том порядке, в котором они приведены в учебнике, ничего не пропуская, даже если вам кажется, что информация, изложенная там, ребятам уже знакома. В учебнике помечены задачи, входящие в обязательный минимум, их необходимо решить каждому учащемуся для качественного усвоения материала курса (белые цифры на зеленом фоне). В обязательные задачи входят не только упражнения на текущий лист определений, но и некоторые задачи на повторение, поскольку повторение является одной из важных идей курса.
В учебнике также довольно много необязательных задач (оранжевый номер на зеленом фоне). Они помогут вам организовать урок не только продуктивно, но и интересно, а также осуществить дифференцированный подход к каждому ученику. Среди необязательных задач есть задачи на повторение тем различных листов определений, причем разной степени сложности, которые позволят проводить текущее повторение, опираясь на уровень и специфику детей. Также среди этих задач можно легко найти материал для текущего контроля – самостоятельных и проверочных работ, иногда мы обращаем на это ваше внимание в комментариях к задачам. Наконец, среди необязательных задач встречаются довольно трудные, которые помогут не просто занять сильного ученика, но позволят ему реализовать свои способности и продвинуться на пути к новым вершинам.
Обратите внимание на то, что есть задачи трудные технически (например, если в задании очень много объектов), а есть задачи, трудные содержательно. Таким образом, при подготовке к уроку надо внимательно изучить необязательные задачи и решить, как использовать их наиболее эффективно. Ну и конечно, не стоит стремиться к тому, чтобы все дети решили все необязательные задачи.
Промежуточный контроль вы можете организовать по своему усмотрению, используя задачи, имеющиеся на страницах учебника. Итоговый контроль мы предлагаем организовать в форме контрольных работ, задачи которых (в двух вариантах) помещены на вкладыш тетради проектов.
Домашние задания
Наш опыт показывает, что содержание курса может быть изучено без домашних заданий. Однако, если дети и родители будут этого требовать, желающим можно разрешить выполнение заданий дома. В этом случае вам, возможно, придется столкнуться с множеством вопросов со стороны родителей. Постарайтесь сделать это обсуждение приятным для обеих сторон. Один из способов – предложить родителям побеседовать друг с другом. Вы можете дать им почитать книгу для учителя, предложить самим порешать детские задачи (систематически, подряд, начиная с самой первой!). Другой способ – постараться объяснить родителям, что очень важно, чтобы ребенок работал с учебником самостоятельно даже дома – помощь родителей может состоять лишь в поддержке и обсуждении неясных вопросов, но ни в коем случае не в подсказке.
Комплект печатных (некомпьютерных) материалов курса
В комплект печатных материалов каждой из частей курса входят: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь проектов.
Учебник содержит весь необходимый теоретический материал и условия всех задач. Записывать решения задач следует в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы в ней ребенок записывал решения задач курса. Она содержит только графические элементы (окна, картинки, фигурки, бусины), поэтому рабочую тетрадь можно использовать только в комплекте с учебником.
В тетради проектов собраны все материалы, которые потребуются для проведения проектных уроков. Кроме этого, на вкладыш тетради проектов помещены листы вырезания и тексты контрольных работ. Листы вырезания – это заготовки, которые понадобятся для решения задач из учебника. Листы с контрольными работами предполагают выполнение задач прямо на этих листах, они уже содержат все необходимые заготовки для решения задач.
Как устроен учебник
Учебник содержит страницы, где даются определения понятий курса, – листы определений и страницы с заданиями. Листы определений выделены в учебнике рамкой голубого цвета. На каждом листе определений вводится новый объект или свойство, дается определение нового понятия. Мы даем эти определения с помощью примеров, причем на первых порах – графических.
Страницы с заданиями содержат комплексы задач по темам, представленным на листах определений. Блоки задач не всегда однородны – мы часто помещаем в них задачи на повторение. Многие задачи комплексные: это не задачи «на определение» или «на правило». Указание темы – это приглашение посмотреть на соответствующее определение и понять его.
Если в ходе работы с задачами оказывается, что у вас с ребенком разное понимание какого-то слова или выражения, необходимо вернуться вместе к соответствующему листу определений и попытаться заново разобраться в его примерах. Методические комментарии в данной книге разделены на уроки в соответствии с компьютерным вариантом изучения курса (см. соответствующий вариант планирования). Если вы работаете с детьми без компьютеров, просто не обращайте внимания на описание компьютерных материалов (последовательность уроков для обоих вариантов изучения курса остается общей). Комментарии к отдельным урокам построены следующим образом: сначала обсуждение новой темы (а значит, нового листа определений), а затем обсуждение блока задач из учебника, относящихся к этой теме. В конце каждого урока приводится описание задач соответствующего компьютерного урока (см. ниже).
Работа с печатной и компьютерной составляющими курса
При выборе компьютерного варианта изучения курса желательно организовать занятия так, чтобы на каждом уроке виды деятельности учащегося чередовались. На уроках дети некоторое время должны работать за компьютером (с компьютерной составляющей курса) и некоторое время – за партой (с учебником и рабочей тетрадью или с тетрадью проектов). Обычно уроки информатики, проводимые по группам, в современной школе организованы так, что вначале одна подгруппа находится за компьютером, а другая работает в тетрадях, затем подгруппы меняются местами. Для данного курса такая организация учебного процесса не подходит. Обычный (не проектный) урок чаще всего должен начинаться с изучения листа определений учебника и решения основного блока обязательных задач из учебника, а затем дети могут переходить к работе с компьютерными задачами. На проектных уроках последовательность видов деятельности может быть другой, но она чаще всего тоже строго определена и не допускает произвольной перестановки.
Компьютерная составляющая курса
Конечно, общие идеи курса находят свое отражение как в бумажной, так и в компьютерной составляющей. Важнейшей из этих идей является деятельностный подход к обучению: ученик получает все необходимые ему знания в ходе интересной, актуальной для него деятельности. Именно в силу ориентации на деятельностный подход компьютерная часть курса не содержит отдельных уроков, которые традиционно включаются в другие курсы информатики. Например, мы не выделяем отдельное время для обучения: включению/выключению компьютера, открытию документов и приложений, работе с мышью и т. д. Мы считаем, что все эти нужные и полезные навыки в рамках нашего курса дети легко и быстро освоят в ходе выполнения компьютерных уроков, проектов и т. д. Исключение составляет только самый первый урок, на котором дети, рассматривая экраны презентации «Как устроен компьютер», обсуждают с учителем общее устройство компьютера и, главное, правила поведения в компьютерном классе, а также техники безопасности работы за компьютером.
Большая часть компьютерной составляющей курса представляет собой компьютерные уроки по темам, соответствующим списку тем в учебнике. Компьютерная составляющая разрабатывалась так, чтобы ее можно было использовать не только как поддержку теоретического курса, но и как целостный курс, который можно изучать дистанционно. Поэтому каждый компьютерный урок рассчитан примерно на один учебный час и включает в себя полный объем материала соответствующей темы – лист определений и набор задач по изучаемой на уроке теме, а также задания для повторения. Кроме того, некоторые задания компьютерного урока предназначены для знакомства со специальными инструментами, используемыми для решения компьютерных задач. Часто использование несложных компьютерных инструментов позволяет ребенку быстро выполнить трудоемкое задание, работа с которым на бумаге заняла бы много времени. Кроме того, компьютерная задача может легко смоделировать работу ребенка с физическими объектами, при этом, в отличие от реальной физической модели, результаты работы ребенка с компьютерной задачей фиксируются, их можно обсудить и, если нужно, потом исправить, сделать заново.
Поскольку каждый компьютерный урок рассчитан примерно на один учебный час, не предполагается, что все ваши ученики будут выполнять все компьютерные уроки в полном объеме, ведь на работу с компьютерной составляющей курса у них на каждом уроке будет примерно 10 – 15 минут. Средний учащийся за это время успеет выполнить примерно 3 – 4 задачи, и этого будет вполне достаточно. В обязательном порядке все учащиеся на каждом уроке должны решить задачи, в которых происходит знакомство с компьютерными инструментами. Обычно это 2 – 3 первых задачи каждого урока. Остальные составляющие компьютерных уроков вы можете использовать по своему усмотрению. Наиболее естественно предлагать детям решать задачи каждого урока по порядку, начиная с первой. В этом случае каждый учащийся будет работать в своем темпе – слабые учащиеся ограничатся знакомством с компьютерными инструментами и решением самых простых задач, а наиболее сильные и быстрые учащиеся, возможно, выполнят все задачи. Что касается листов определений в компьютерных уроках, их тоже можно использовать по-разному. Если вы уверены, что все дети усвоили материал, работая с учебником, попросите их пропустить листы определений и сразу перейти к задачам. Другой вариант – попросить детей быстро просмотреть листы определений для закрепления материала. Наконец, можно предлагать детям (всем или выборочно) изучать листы определений не из учебника, а из компьютерных уроков. Это особенно полезно делать в курсе 1 класса, когда многие дети еще плохо читают, ведь в компьютерном уроке все тексты озвучиваются.
Работа в компьютерном классе: техника безопасности
Если вы выбрали ИКТ-вариант изучения курса, на уроках дети будут работать на компьютере. Работа в компьютерном классе имеет свою специфику по сравнению с обычными классами, в частности она требует соблюдения всеми участниками учебного процесса дополнительных правил безопасности и гигиены.
Конечно, соблюдение правил техники безопасности в компьютерном классе чаще зависит от взрослых, чем от детей. Так, у родителей часто возникают вопросы о безопасности работы маленьких детей в компьютерном классе, поэтому вам важно уметь рассеивать существующие мифы о вреде компьютеров. Безопасность работы зависит от года выпуска компьютеров, их расположения, правильной организации электрической сети.
Как электронный прибор современный компьютер (правильно установленный, имеющий надежное заземление и нормально эксплуатируемый) сам по себе вреден не более (даже менее), чем телевизор, который в иных домах не выключается с раннего утра до позднего вечера. Однако любое орудие и любая среда человеческой деятельности (взять хотя бы остро заточенный карандаш или привычку к чтению текста с мелким шрифтом в сумерках) могут оказаться вредными и даже опасными для людей несведущих и неосторожных. Перечислим причины и следствия тех, столь частых, к сожалению, случаев неправильной организации учебного процесса с использованием компьютеров, которых обязательно нужно избегать.
- Дети легко увлекаются работой на компьютере – интересному для них занятию они готовы сосредоточенно предаваться часами. Слишком продолжительное пребывание у экрана может неблагоприятно сказаться на их зрении и общем физическом самочувствии.
- Когда взор ребенка постоянно прикован к одному объекту на дисплее, наблюдаемому с одного и того же расстояния, резко падает способность аккомодации (перефокусировки) глаза при переводе взгляда на какой-либо другой объект, находящийся ближе или дальше экранного. Эта способность восстанавливается далеко не сразу, а лишь спустя немалое время после окончания работы на компьютере.
- Пристально вглядываясь в экран, дети гораздо реже мигают, поверхность глазного яблока реже омывается и меньше очищается слезной влагой, а это вызывает раздражение слизистой оболочки. Поскольку в поле зрения ученика монитор настольного компьютера обычно находится значительно выше, чем лежащая перед ним книга или тетрадь, то ученик вынужден дополнительно поднимать верхние веки, что еще сильнее сушит и раздражает глаза.
- В большинстве школ пока еще компьютерные рабочие места оборудуются в расчете на старшеклассников. Малышу бывает тяжело дотягиваться до нужной литеры на клавиатуре, испытываемое при этом добавочное напряжение усугубляется отсутствием опоры для ног, не могущих коснуться пола, что может привести к ощущению дискомфорта в области рук, шеи и спины.
- Детям часто приходится наблюдать дисплей со слишком маленького расстояния, т. е. не под наилучшим для них углом зрения. Ученики обычно не замечают избыточной яркости экрана, бликующих отражений и прямых помех от посторонних источников света и не осознают необходимости регулировки и нейтрализации соответствующих параметров и эффектов. Результатом может явиться мигрень к концу занятий, резь в глазах, двоящиеся образы предметов и т. д.
Всех перечисленных негативных последствий, проистекающих из плохо продуманной организации учебной работы с компьютерами, можно полностью избежать, если придерживаться нескольких простых, но совершенно обязательных правил и условий.
- Удостоверьтесь, что ученик сидит у компьютера в надлежащей позе и ясно различает все экранные объекты, нужные для выполнения полученного им задания. Тщательно следите за тем, чтобы расположение на столе клавиатуры, монитора (высота, угол наклона, расстояние от наблюдателя), а также регулировка сиденья соответствовали индивидуальным антропометрическим (телесным) особенностям каждого ребенка. Из простейших решений наилучшим будет регулируемое по высоте кресло, потому что легче поднять его, чем понизить монитор или стол. Удобная опора (деревянная подставка) для ног в младших классах обязательна.
- Перед началом занятий подойдите к каждому ученику и отрегулируйте яркость и контрастность изображений на его мониторе, каждый раз спрашивая, лучше или хуже ему виден данный объект, пиктограмма, меню и т. д. Проверьте, не мешают ли этому блики на экране или слишком интенсивное естественное (прямые лучи солнца) или искусственное освещение. (Помните, что при работе с компьютером общая освещенность классной комнаты должна быть примерно в половину меньше той, которая необходима для обычных занятий чтением или письмом.) Монитор ни в коем случае не должен располагаться прямо перед светлым окном (его надо достаточно плотно зашторить) или зажженной электролампой, попадающей в центральное поле зрения ученика.
- На уроках в компьютерном классе надо правильно организовывать смену деятельности. В классе кроме столов с компьютерами обязательно должны стоять столы для организации другой деятельности: работы с учебниками и рабочими тетрадями, подготовительной работы над проектами, математических игр и т. д. Основная модель урока в компьютерном классе состоит в том, что дети сначала работают с учебником и тетрадью: знакомятся с листом определений, решают «бумажные задачи». После этого они переходят к компьютеру и выполняют задачи компьютерного урока. Таким образом, каждый ребенок в течение урока будет менять место работы и вид деятельности, передвигаясь при этом по классу, поэтому никаких специальных пауз и физкультминуток не понадобится.
- Иногда можно слышать о каком-то вредном «излучении», исходящем от компьютерных мониторов. Позиция Всемирной организации здравоохранения состоит в том, что современные мониторы, имеющие, в частности, сертификаты ТСО (шведской профсоюзной организации) 92, 99 или 2002, не создают вредного излучения. Надо только помнить, что все эти сертификаты действительны исключительно в том случае, когда компьютер подключен к розетке с хорошим заземлением.
На самом деле вредное воздействие компьютера, как и многих других плодов цивилизации, состоит в производимом им шуме. Компьютеры могут существенно увеличить уровень шума в классе. Чтобы снизить уровень шума, попросите техническую службу регулярно смазывать и заменять все компьютерные вентиляторы, тщательно затягивать все винтики. Постарайтесь поместить шумные системные блоки подальше от рабочих мест детей.
Институт новых технологий (ИНТ)
ИНТ – негосударственное образовательное учреждение, созданное в конце 80-х гг. учеными разных специальностей: математиками, лингвистами, биологами, физиками, специалистами в области информатики и др. В создаваемых ими учебных курсах решается задача обновления содержания образования – приведение его в соответствие с современным научным знанием и использование в образовательном процессе видов учебной деятельности, сходных с деятельностью ученого-исследователя.
Сотрудники ИНТ участвовали в создании первого советского учебника по курсу «Основы информатики и вычислительной техники», который был внедрен во всех школах страны. Впоследствии они разработали курсы «Математика и Язык» и «Информатика» (для начальной школы) и «Алгоритмика» (для основной школы), создали множество компьютерных программ по школьным курсам и адаптировали для России лучшие зарубежные разработки в этой области. Наиболее известными среди используемых в начальной школе являются версии языка Лого для компьютеров на различных платформах: PC и Макинтош. За свою работу ряд участников этих разработок были удостоены Премии Президента Российской Федерации.
Философия образования, в рамках которой ИНТ осуществляет свою деятельность, включает элементы конструктивизма и конструкционизма (Пиаже – Пейперт) и гуманной педагогики (Роджерс, Амонашвили).
Комментарий к учебнику
Правила игры
На первых страницах учебника мы обращаемся к видам деятельности, в той или иной степени знакомым всем детям. Основное содержание этой части курса состоит не в сообщении информации (например, как выглядит синий цвет). Главная задача, которая ставится здесь перед учителем и детьми, – договориться о некоторых существенных правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. Такие правила обычно считаются самоочевидными и подразумеваются или считаются несущественными и т. д. Однако нам во всем дальнейшем курсе необходимо ясное и явное понимание этих правил.
На первых страницах учебника мы задаем одну из основных моделей деятельности – последовательное решение задач в учебнике. Вам нужно добиться, чтобы все дети поняли, что от них требуется: посмотреть на страницу, понять условие задачи, выполнить необходимые действия. Если не получилось – спросить учителя, если получилось – ждать учителя и быть готовым показать ему результат, а пока перейти к следующей задаче и т. д.
Решению задач очередного цикла должно предшествовать знакомство с соответствующим листом определений, в котором на примерах объясняется смысл нового ключевого слова или выражения. Обращение к листу определений (самостоятельно или вместе с учителем) в ходе решения задачи – одно из умений, вырабатываемых с самого начала курса.
Понимание ребенком того, что значит правильно или неправильно решенная задача, – важнейший элемент всего учебного процесса. Если задача решена неправильно, прочитайте вместе с ребенком еще раз условие, спросите его, как он решал задачу, и постарайтесь дождаться того момента, когда он скажет (про себя или вслух, самостоятельно или с помощью учителя): «Ну да, конечно...» – и сам решит ее верно.
Фиксация правил в одних задачах (именно в синий цвет и по правилу) контрастирует в первой части учебника с абсолютной свободой деятельности (Раскрась как хочешь). Желательно, чтобы дети ощутили этот контраст.
Принципы (правила игры), интуитивно очевидные для вас, могут быть неизвестны детям. Обратите на это внимание и терпеливо помогите им начать играть по общим правилам и получать от этого удовольствие.
Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для нашей работы в классе, и оно также существенно и для всей последующей жизни ребенка. Это представление формализуется различными способами и широко используется в информатике. Так будет обстоять дело и в дальнейшем – многие понятия станут для нас важными и в ходе работы над курсом, и как предварение строгих математических понятий информатики.
Область одной задачи
В учебнике почти на каждой странице имеется не одна, а несколько задач. Отделить одну от другой нам с вами достаточно легко. Помимо текста задания есть также поле, где расположены объекты, к которым относится задание. На первых порах это, прежде всего, картинки, фигурки, бусины и т. п. Эта часть страницы – «позиция в игре», или «микромир», где станет сейчас развиваться действие, в котором вы с ребенком будете жить несколько минут. Также к полю задачи относится некоторая область в рабочей тетради. Кроме этого к полю задачи может относиться еще и лист вырезания из тетради проектов.
Для взрослого все это понять довольно просто. Однако это может быть не очевидно для ребенка. Поэтому при решении первых задач учебника подробно обсудите, как найти поле задачи в учебнике и рабочей тетради. Обсудите с ребятами правила игры – где нужно искать условие задачи и где оформлять ее решение. Тем самым вы избавитесь от массы вопросов в дальнейшем.
Умение отвлечься от остального содержания страницы, от других страниц и вообще от всего окружающего и сосредоточиться на условии задачи и ее микромире – важная способность. Старайтесь развивать ее у детей с первых уроков, ведь, как и в случае с правилами игры, здесь у учащегося тоже формируются как навыки работы с информатическими понятиями, так и общие жизненные умения.
Конечно, все это в равной мере относится и к работе ребенка за компьютером. В компьютерных уроках каждая задача расположена на отдельном экране, тем не менее умение сосредоточиться на условии задачи понадобится детям и при работе на компьютере.