Вводный комментарий к курсу 2 класса

Документ без названия

Вводный методический комментарий к курсу 2 класса

В целом курс 2 класса построен так же, как и курс 1 класса. Базовые идеи остаются актуальными на протяжении всех классов, поэтому на них подробно останавливаться не будем – описание основных подходов можно найти во вводном комментарии к курсу 1 класса. Во 2 классе дети уже умеют читать, поэтому теперь они должны работать с листами определений полностью самостоятельно – рассматривать графические примеры, читать и понимать тексты. По сравнению с курсом 1 класса текстов на листах определений становится больше, но графические примеры продолжают играть в подаче материала ведущую роль. Если вы считаете, что некоторый лист определений сложен для ваших ребят, и видите необходимость в его обсуждении, лучше соблюдать следующие правила. Во-первых, обсуждение листа определений должно происходить только после того, когда все дети с ним поработали в полной мере, а ни в коем случае не до и тем более не вместо этого. Во-вторых, обсуждение листа определений не должно превращаться в объяснение учителя – поскольку дети уже изучили вопрос, говорить должны именно они. Учитель должен при обсуждении листа определений: вовлекать в беседу как можно больше ребят, направлять обсуждение и не давать детям отвлекаться на  посторонние вопросы, поправлять и уточнять высказывания детей, ну и конечно отвечать на вопросы, если никто из детей не готов дать свой ответ. Если хотя бы кто-то из детей готов предложить пусть даже неверный ответ, нужно предложить ему высказаться и обсудить предложенный ответ. В-третьих, обсуждение листа определений не стоит затягивать – опыт работы с курсом показывает, что большинство вопросов автоматически проясняются в ходе решения задач. Поэтому общее время работы с листом определений (как самостоятельной работы детей, так и общего обсуждения) не должно превышать 10 – 15 минут.

В курсе 2 класса имеются небольшие отличия в организации деятельности учащихся. Так, во 2 классе некоторые задачи дети будут решать в обычных тетрадях в клетку. Таким образом, правила игры, связанные с организацией урока, несколько усложняются – это детям необходимо объяснить на первой же учебной неделе. Вначале урока дети обычно изучают лист определений. На этом этапе им нужен только учебник и ничего больше. Затем дети переходят к решению задач и здесь они начинают работать одновременно с учебником и тетрадью – в учебнике они читают условие задачи, а оформляют решение в тетради (рабочей или обычной). В обычной тетради в клетку дети обычно будут оформлять стандартные задания, которые не требуют графической опоры, например, вычисление примеров, решение текстовых задач, построение изображений на сетке. Задания, предполагающие более сложное оформление или оформление, которое может вызвать у детей вопросы, которое сложно объяснить и полностью формализовать по нашим правилам игры, мы по-прежнему будем предлагать детям решить в рабочих тетрадях, снабжая их соответствующей графической поддержкой.

Как и в курсе 1 класса, после работы с учебником и тетрадью, дети переходят к практической работе: работе с манипулятивами, игровой деятельности, решению компьютерных уроков и задач, решению проектных, исследовательских или трудных задач. Для организации такой деятельности весь материал мы по-прежнему размещаем на сайте, а вы по желанию можете дополнить его своими методическими ресурсами.

Повторение курса 1 класса

Мы рассчитываем, что в результате изучения курса 1 класса ребята:

  • понимают общие правила работы с курсом – с учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов, компьютерными уроками и проч.);
  • овладели набором допустимых действий – соедини, раскрась, пометь галочкой, вырежи и наклей в окно и проч.;
  • овладели системой базовых информационных понятий – фигурка, бусина, цифра, буква, цепочка, мешок и проч.;
  • научились складывать и вычитать в пределах 20;
  • имеют представление о решении текстовых задач, в том числе сюжетных арифметических задач, в частности, этапах их решения – анализ условия, построение модели, выполнение действий по решению (графических, арифметических, интеллектуальных и проч.), оформление решения и ответа;
  • имеют наиболее общее представление о точке и об отрезке, а также о сетке и построениях на ней.

Перечисленные знания и умения конечно не исчерпывают знания и умения, которые дети получили в курсе 1 класса, но в целом их оказывается достаточно, чтобы ребенок продолжал работу с курсом 2 класса, не испытывая явных проблем. Конечно, за лето учащиеся могли что-то забыть. Поэтому курс 2 класса начинается с повторения курса 1 класса. Это повторение включает элементы обобщения и систематизации, кроме того содержит вкрапления нового материала. На первых уроках нового материала почти нет, дальше его массовая доля на листах определений постепенно увеличивается. В результате к концу 1 четверти дети постепенно и незаметно переходят от знакомого материала к изучению совершенно новых вопросов.

Как неоднократно говорилось в методических комментариях к курсу 1 класса, данный курс изначально нацелен на самостоятельную работу учащихся и дифференцированный подход к обучению, поэтому учитель работает с детьми в основном индивидуально. Это полностью относится и к повторению в курсе 2 класса, поскольку уровень освоенности материала 1 класса у разных детей может отличаться достаточно сильно. Так, детям, которые хорошо помнят материал курса 1 класса, будет достаточно пробежать глазами лист определений, в то время как учащемуся, который все забыл, придется в нем действительно разбираться и потратить на эту работу до 10 – 15 минут. То же относится и к решению задач – кто-то справится быстро и без вашей помощи, а кто-то будет испытывать трудности, которые потребуют не только обсуждения, но и привлечения дополнительных методических средств (справочного материала, манипулятивов и проч.).

На листы определений, посвященные повторению изученного, конечно, не выносится все содержание соответствующих листов определений курса 1 класса – выносятся наиболее важные и сложные вопросы. Тем не менее, кто-то из учеников может забыть совсем простой вопрос, и это будет мешать его работе с курсом. Поэтому необходимо принести в класс набор листов определений, который мы предлагали вам собирать в ходе прохождения курса 1 класса. Если вы не собирали отдельно листы определений, нужно просто иметь в классе набор из всех 4 частей курса 1 класса. В методических комментариях к каждому уроку, посвященному повторению, мы будем указывать весь объем материала, который дети повторяют на данном уроке. Это позволит вам заранее заготовить все листы определений из курса 1 класса, материал с которых на данном уроке используется, но в текущий лист определений курса 2 класса не вошел. Например, в листы определений 2 класса не входят наиболее простые вопросы, с которыми дети были знакомы еще в детском саду.

В случае затруднения в ходе решения задач кроме справочного материала необходимо использовать манипулятивы, с которыми дети работали в курсе 1 класса: кораблики, наборы предметов, числовую полоску и проч.

Last modified: Monday, 17 September 2012, 10:42 AM