Неделя 6. Методический комментарий к урокам 26-30

Документ без названия

Неделя 6

Урок 26. Круглые числа до 100

Лист определений «Круглые числа до 100»

Основным содержанием данного урока является знакомство с круглыми числами. В проекте «Считаем горох» в ходе непосредственного пересчета предметов велась активная пропедевтика счета десятками, которая очень пригодится на данном уроке. К настоящему моменту детям знакомо понятие «десяток», дети много считали предметы в пределах десятка, работали с числом 10, хорошо знают его состав. Также дети уже понимают, что число 20 – это два десятка, то есть что 20=10+10. На данном уроке дети должны перенести эти знания и на другие круглые числа до ста.

На листе определений материал, относящийся к круглым числам, в основном представлен графически. Каждое круглое число представлено: а) как сумма некоторого числа слагаемых, равных 10; б) как совокупность десятков бусин; в) как мешок десятков палочек. Мы умышленно даем для каждого числа два альтернативных графических представления. Если учащийся легко выделяет десятки бусин, для него будет более понятно представление в виде совокупности бусин. Если ребенок чаще работал с палочками, ему больше подойдет представление числа в виде десятков палочек. В результате изучения данного листа определений у учащихся должно сформироваться четкое понимание разрядного состава круглых чисел.  Например, учащиеся должны понимать, что сорок – это четыре десятка, восемьдесят – восемь десятков и т. д. Данный материал закладывает основу для понимания всего дальнейшего материла, связанного с числами от 20 до 100, в частности материала урока, посвященного сложению и вычитанию круглых чисел.

Использование манипулятивов

Как на третьем этапе урока, так и на протяжении всего урока детям будет удобно пользоваться счетным материалом, собранным десятками. Проще всего использовать счетные палочки или спички, связанные ниткой или резинкой. Таких десятков у каждого ребенка должно быть ровно 10. Лучше, если десятки палочек или спичек будут собирать на уроке сами дети. При этом, чтобы легко было убедиться, что палочек/спичек в каждом десятке ровно 10, удобно собирать в один десяток две пятерки, поскольку пять предметов легко визуально выделяются. Если дети собирают десятки из счетных палочек, удобно в один десяток помещать две пятерки палочек разных цветов. Если дети используют спички, лучше 5 спичек складывать головками в одну сторону, а пять – головками в другую сторону.

Решение задач 148 – 152

Задача 148. Для решения данной задачи учащемуся нужно понимание того, что 60 бусин можно представить как шесть десятков бусин. При возникновении проблем необходимо вернуться к листу определений вообще и представлению числа 60 в частности. Поскольку одно из представлений числа 60 на листе определений – представление с помощью совокупности десятков бусин, решение данной задачи с опорой на лист определений не представляет сложностей.

Задача 149. Эта задача посвящена представлению круглых чисел в виде суммы нескольких слагаемых, равных 10. Для ее решения достаточно в каждой сумме сосчитать число слагаемых или просто обратиться к листу определений, где представлены все такие суммы, начиная с трех слагаемых (с суммой двух таких слагаемых дети работали и раньше).

Задача 150. Это первая задача на текущую тему, решение которой нельзя непосредственно взять с листа определений, то есть просто перерисовать один из его примеров. Для ее решения ребенок уже должен понимать, что 9 десятков палочек это ровно 90 палочек. Хотя эта задача по содержанию совсем простая, в частности, ее решение может у кого-то занять совсем немного времени, ее можно использовать как индикатор понимания текущей темы.

Задача 151. Данная задача посвящена именованию круглых чисел. Обычно дети ошибаются в похожих имена чисел – тридцать и тринадцать, шестьдесят и шестнадцать и проч.

Задача 152. Не смотря на то, что выражение «столько, сколько обоим вместе» сравнительно новое для учащихся, большинству детей слово «вместе» подскажет, что нужно выполнять действие сложение. Однако обычно в задачах имеется два числа, а здесь число лишь одно, поэтому условие задачи необходимо читать внимательно, чтобы понять – Коля и Сережа одинакового возраста (каждому из них по 9 лет). В условии задачи на это дополнительно указывает уточнение, что мальчики – близнецы. В подобных задачах мы ведем пропедевтику удвоения, которые будет введено уже во второй части курса.

 

Урок 27. Повторяем: часть отрезка, сравниваем отрезки

Лист определений «Повторяем: часть отрезка, сравниваем отрезки»

Данный лист определений посвящен сравнению двух отрезков. Из курса 1 класса детям известно, что два отрезка можно сравнить сразу в том случае. Если один из них является частью другого, в этом случае отрезок-часть больше отрезка-целого. Во всех остальных случаях для сравнения отрезков нужно выполнить наложение. Наложение можно выполнить самыми разными способами, пока мы рассматриваем в курсе 3 наиболее простых, практических способа. Первые – наложение с помощью «лапки» в компьютерных задачах (см. комментарии к компьютерным задачам). Второй – наложение с помощью прозрачной пленки. В целом способ этот не так уж и экзотический, его можно реализовать отрезков, нарисованных на любой бумаге. Для этого надо скопировать оба отрезка на куски прозрачной пленки, а дальше выполнить описанный на листе определения алгоритм. Третий способ наложения – наложение с помощью нитки описан на листе определения достаточно подробно. Если окажется, что дети его совсем забыли, проще всего его показать в классе. Для этого надо нарисовать отрезки на доске и выполнить наложение с помощью яркой и толстой веревочки (чтобы ее было видно всем ребятам).

Решение задач 153 – 159

Задача 153. Задача на сравнение отрезков в том случае, когда один является частью другого. Если кто-то испытывает в ней трудности, предложите учащемуся еще раз разобрать первый пример листа определений.

Задача 154. В этой задаче мы предлагаем рисовать отрезки в тетради, но при этом сетка в решении никакой роли не играет: поскольку дети еще не повторяли длину отрезка, мы не можем предлагать использовать ее в решении. Именно поэтому в образце мы чертим отрезок не по клеткам. Здесь предполагается, что дети проводят один отрезок длиннее другого на глаз, а затем проверяют решение с помощью нитки. Однако, если кто-то из детей будут проводить отрезки вдоль линий сетки и использовать в решении длину, этого тоже не надо запрещать. В этой задаче стоит проверять только результат – построенные отрезки и правильность ответа. В сомнительных случаях нужно просить ребенка объяснить, почему он считает, что один из отрезков длиннее другого.

Задача 155. Как и в других аналогичных задачах, в случае ошибки нужно попросить ребенка вернуться к листу определений «Числовая полоска до 100. Десятки на числовой полоске». Сильного учащегося можно попросить посчитать десятки чисел в уме.

Задача 156. В этой задаче ребята закрепляют тему предыдущего урока – круглые числа, работая с представлением круглых чисел в виде десятков палочек.

Задача 157. Пока дети, работая по готовым вопросам, учатся сами ставить вопросы и составлять план решения задачи. Ответ на каждый из вопросов не должен затруднить ребят – в первом действии они находят часть целого, во втором – отвечают на вопрос «на сколько больше».

Задача 158 (необязательная). Если в задаче 154 ребята не догадаются использовать длину отрезков, здесь они, скорее всего, вспомнят про это. Тем не менее, использовать длину здесь тоже не обязательно – можно использовать для проверки решения нитку, а можно сразу нарисовать отрезки на сетке так, чтобы было видно, что они равны (чтобы они являлись противоположными сторонами прямоугольника).

Задача 159. Задача на сравнение отрезков наложением с помощью нитки. Чтобы не запутаться, удобно использовать полный перебор отрезков и сравнение каждого с каждым. Например, сначала отложим на нитке отрезок АК и приложим нитку к каждому из отрезков. Если не найдется отрезка равного АК, дальше отложим на нитке отрезок БИ и приложим нитку к каждому из оставшихся отрезков (кроме АК и БИ) и т.д.

 

Урок 28. Складываем и вычитаем десятки

Лист определений «Складываем и вычитаем десятки»

Ребята уже познакомились с представлением круглых чисел до 100 в виде некоторого числа десятков. В частности, дети уже понимают, что число десятков в круглом числе показывает первая цифра (для чисел от 10 до 90) или первые две цифры (для числа 100). Поэтому чтобы сложить или вычесть круглые числа достаточно сложить или вычесть число десятков в этих числах. Таким образом, сложение и вычитание круглых чисел сводится к сложению и вычитанию в пределах 10 и его легко можно выполнить в уме.

Решение задач 160 – 165

Задача 160. Если у кого-то с решением этой задачи возникли проблемы, порассуждайте с учащимся, явно описав переход от круглых чисел на действие с десятками и обратный переход. Рассуждения будут примерно следующие. Число 20 – это два десятка, число 50 – это 5 десятков. Значит, чтобы сложить 20 и 50 можно сложить 2 десятка и 5 десятков. Получается 7 десятков, то есть число 70. Можно над каждым компонентом равенства подписывать число десятков. Тогда для каждого равенства будет получаться еще одно равенство. Для первого равенства оно будет выглядеть так «2 дес. + 5 дес. = 7 дес.». После того как составлено равенство с десятками, нужно дописать исходное равенство – вернуться от получившегося числа десятков к круглому числу. При возникновении ошибок можно также использовать при вычислениях десятки палочек.

Задача 161. Здесь дети вспоминают расположение круглых чисел на числовой полоске. При возникновении сложностей в этой задаче, можно предложить ребенку вернуться к числовой полоске до 100, приведенной на странице 64. Сильного ребенка нужно побуждать перебирать числа в уме, опираясь на последовательность чисел до 10. При этом учащийся просто добавляет к каждому числу слово «десяток» и сразу называет соответствующее круглое число. Получится следующая цепочка: 1 десяток – десятка, 2 десятка – двадцать и т. д.

Задача 162. Это задача на сложение круглых чисел. Наиболее распространенная ошибка в этой задаче состоит в том, что дети складывают не число яиц, а число десятков (4+4=8). В этом случае самое время поговорить о наименованиях, которые написаны в скобках и обсудить, что они нам в данном случае показывают.

Задача 163. Содержательно это не сложная задача, которую можно решать, например, перебором. Из всех названий круглых чисел, на ДЦАТЬ заканчиваются только два – ДВАДЦАТЬ и ТРИДЦАТЬ, они и подходят в качестве решения.

Задача 164. Как и в задаче 154, здесь не предполагается использовать в решении сетку. Дети ставят точку И на отрезке на глаз так, чтобы условие выполнялось, а потом проверяют решение с помощью нитки. Конечно тем, кто будет рисовать отрезок МИ по клеткам, и использовать в решении длину, запрещать этого не нужно.

Задача 165 (необязательная). Эту задачу дети могут решать по-разному, например, считать число бусин в каждом мешке и складывать соответствующие числа или же сначала проводить сложение мешков в разных парах, а потом пересчитывать, сколько бусин получилось в мешке-результате.

 

Урок 29. Проект «Считаем пятерками и десятками»

Практическая цель проекта – изучение возможных упаковок/расположений 5 и 10 объектов; пересчет различных совокупностей предметов в пределах 100 пятёрками и десятками.

Методическая цель проекта – повторение понятия «десяток», счета пятерками и десятками, пропедевтика изучения чисел от 20 до 100.

Материалы, необходимые для проведения проекта: горох (не лущеный, целый), двусторонняя липкая лента шириной около 4 см (такая лента продается в хозяйственных магазинах, она используется для фиксирования ковровых покрытий).

О проекте

Поскольку проект «Считаем пятерками и десятками» непосредственно связан с материалом учебника, важно, чтобы детям на данном проекте было все ясно. Поэтому практически всю работу в проекте выполняют сами учащиеся (в группах или индивидуально). Предполагается, что после выполнения проекта каждый учащийся может самостоятельно повторить всю проведенную в проекте работу, возможно затратив несколько больше времени. В проекте «Считаем пятерками и десятками» особый акцент необходимо сделать на точности пересчета.

Общее обсуждение

В начале проекта, как обычно, стоит провести общее обсуждение практической задачи. Можно для примера предложить детям пересчитать горошины в стакане. Некоторые дети, наверняка догадаются, что горошины нужно собирать десятками. Если дети не догадаются, эту идею должен подать учитель, в данном проекте она является ключевой.

Для начала технологию безошибочного сбора десятков. Обязательно нужно выслушать все соображения детей о том, как по возможности исключить ошибки при сборе десятков, а затем высказать свои соображения. Вообще основная причина ошибок при сборе десятков в том, что десятки трудно выделить визуально – кучку из 10 предметов обычно трудно выделить, окинув одним взглядом, как например кучку из 2, 3, 4 или 5 предметов. Поэтому 10 предметов нужно всегда явно пересчитывать, а при этом можно допустить ошибку. Эту проблему можно пытаться решить либо за счет усовершенствования технологии работы, либо за счет привлечения новых практических средств. К числу усовершенствования технологии можно отнести счет пятерками. Действительно, пятерки горошин легко выделить визуально, поэтому можно собирать сначала пятерки, а уже потом  из них десятки.

Этап 1. Собираем узоры из пятерок

Начать стоит с построения различных узоров из пяти горошин. Для этого можно использовать двусторонний скотч. Наклеив его на картонку, мы получаем липкие картонки, к которым можно приклеивать горошины, получая разные узоры. В данном проекте нас будут интересовать в основном легко визуально выделяемые узоры из 5 горошин. Это задание совсем не трудное и займет немного времени. Попросите детей сделать не просто художественные, красивые узоры, но постараться обратить внимание на то, чтобы в этих узорах было легко определить, что горошин ровно 5 штук. Например, если 5 горошин выложить просто в рядок, то такой узор будет трудно отличить от 6 горошин, тоже выложенных в рядок. А если горошины положить, например, в два ряда (3 и 2 горошины), то так сразу будет видно, что горошин пять (подобный узор из шести или из четырех горошин выглядит по-другому). Попросите каждого сделать 3 или больше разных узоров из 5 горошин.

Этап 2. Собираем узоры из десятков

Затем надо перейти к узорам из 10 горошин. Конечно, самое естественное – сложить рядом два узора из 5 горошин. Но можно сложить и другие узоры, которые основаны на другом делении десяти. Самый простой пример, который дети много раз видели в учебнике – это упаковка из 10 бусин «пирамидка».  Попросите придумать и другие узоры-упаковки из 10 горошин (например, в центре цепочка из 4 горошин, под ней и над ней две цепочки по 3 горошины). Узоры могут быть самые разные, главная задачи при этом – составить такие, узоры, в которых десяток бусин будет угадываться явно (то есть подобные узоры из 11 или 9 горошин будут выглядеть явно по-другому). Попросите каждого составить два узора из двух пятерок горошин и еще два узора, которые не делятся на две пятерки. Для наглядности можно попросить детей рядом с каждым своим узором выложить похожий узор из 9 и 11 горошин.

После того, как каждый из детей собрал узоры из пятерок или десяток, проведите общее обсуждение с классом того, что эти узоры помогут детям для безошибочного сбора десятков.

Этап 3. Считаем горошины

На этом этапе  класс делится на группы по 3 – 4 человека, каждая группа получает стакан (или коробку, или мешочек), в котором больше 40, но меньше 100 горошин и подручный материал для подсчета: заготовки расчерченных на квадратики бумажных лент, проклеенных двусторонней липкой лентой (в эти квадраты дети будут наклеивать десятки горошин, достаточно 4 квадратов на одной ленте), лист с таблицей и заготовкой для ответа. Таблицу надо нарисовать на целый лист. В столбец «Десятки» должны поместиться все квадраты с десятками, которые соберут дети (до 10 квадратов). Часть клетки в столбце «Единицы» надо проклеить двусторонним скотчем – туда дети будут наклеивать горошины неполного десятка.

Десятки Единицы
   

 

Ответ: всего …. горошин.

Каждый учащийся берет по одной ленте (4 квадрата) и собирает в каждый квадрат десяток горошин – горошины при этом надо наклеивать обязательно в узор-упаковку. После того, как все десятки собраны, дети вместе заполняют таблицу: готовые квадраты наклеиваются в столбец «Десятки», оставшиеся горошины наклеиваются в столбец «Единицы». Важный момент этого этапа работы – взаимная проверка правильности сбора десятков. Нужно проверить, что в каждый квадрат наклеено ровно 10 горошин.

После этого дети считают число десятков и единиц и записывают результат внизу, под таблицей. Ответ дети могут пытаться писать в группе или после обсуждения с учителем – и то и другое может быть полезно для ребят. В конце нужно предложить детям прочитать полученное число – поскольку дети уже знакомы с круглыми числами, ребятам это вполне по силам, учитель должен быть готов оказать ребятам помощь.

Этап 4. Считаем спички и палочки

По содержанию эта задача полностью аналогична предыдущей. В ней нужно сосчитать число спичек в большой совокупности, например, в одном или двух коробках (в одном коробке обычно около 40 спичек). Вместо спичек можно использовать любые палочки, в том числе и счетные, которые есть в достаточном количестве (на этом этапе важно использовать не круглые предметы). Отметим здесь лишь некоторые методические моменты. Во-первых, если с задачей 1 группы справились сравнительно легко, можно уменьшить число ребят в группах, в частности, эту задачу можно предложить ребятам для парной работы. Во-вторых, перед решением задачи нужно снова вернуться к технологиям безошибочного сбора десятков, но уже по отношению к десяткам спичек. В отличие от горошин, спички можно собирать в десятки, просто перевязывая их ниткой. Чтобы при сборе десятков допускать меньше ошибок, удобно собирать спички в десятки пятерками, то есть 5 спичек класть в десяток коричневыми головками в одну сторону, а другие 5 спичек – в другую сторону. Если дети решают задачу в паре, то в ходе решения осуществляется и взаимопроверка. Как и в задаче 1 решение заканчивается заполнением аналогичной таблицы. Конечно, спички в таблицу не наклеиваются, а просто складываются.

Этап 5. Решение задачи 32 из тетради проектов

Задача решается индивидуально. Способ решения задачи 32 несколько отличается от предыдущих, но идея решения остается похожей. Чтобы выяснить, сколько здесь десятков, достаточно объединить снежинки десятками. Но при этом легко ошибиться, поэтому лучше сначала обвести пятерки снежинок, а после этого объединить пятерки в десятки. Конечно, десятки и пятерки снежинок стоит обводить разными цветами. В данном случае оказывается, что здесь 14 десятков снежинок. Если кто-то из детей сможет назвать общее число снежинок, разрешите ему сделать это, но искать это число в данной задаче не обязательно. Поскольку задача 32 выполняется индивидуально, у ребят может уйти на нее достаточно много времени.

Что еще можно сделать

В слабом и среднем классе описанных трех задач легко хватит на урок. Если класс у вас сильный и быстрый, возможно кто-то выполнит объем урока раньше времени. Таким ребятам можно предложить другие задания на пересчет большого числа мелких предметов, но уже для индивидуальной работы. Можно использовать для пересчета, например, пуговицы – их можно собирать пятерками, а потом и десятками на нитках, делая связки из 10 пуговиц. Вы можете взять и другой счетный материал, важно, чтобы дети при пересчете использовали различные технологии безошибочного сбора десятков (а именно технологии, в которых есть возможность проверки правильности сбора десятков) и получили ответ, который легко проверить человеку со стороны, например соседу по парте или учителю.

 

Урок 30. Имена двузначных чисел

Лист определений «Имена двузначных чисел»

Цель данного листа определений – дать учащимся первое представление о разрядном составе чисел от 20 до 100 и связанном с этим именовании этих чисел. Отправной точкой для начала такого разговора является проект, который дети выполняли на предыдущем уроке. К настоящему моменту у ребят должно быть сформировано представление о числе, как о результате пересчета предметов. Если предметов в совокупности больше 20, то, считая их, мы получаем числа большие 20. Так в проекте «Считаем пятерками и десятками» дети считали совокупности предметов в пределах 100. Чтобы при этом не ошибиться, дети собирали предметы десятками. Таким образом, примеры листа определений – по сути, итог выполнения проекта «Считаем пятерками и десятками». Здесь бусины собраны в десятки и оставшиеся бусины, из которых уже нельзя собрать ни одного десятка, лежат отдельно. Эта ситуация в принципе знакома ребятам. Новым является лишь число бусин, которое получилось из десятков бусин и отдельных бусин (единиц). Это двузначное число большее 20, с такими числами в курсе дети еще не работали.

На материале примеров листа определений у ребят должно сформироваться представление о том, что показывают цифры двузначного числа. Первая цифра двузначного числа показывает число десятков в нем, вторая цифра показывает число единиц. Число единиц всегда меньше 10, в противном случае из единиц можно было бы составить еще один десяток. Во 2 классе дети работают в основном с такими совокупностями предметов (фигурок, бусин), в которых число десятков предметов также меньше 10. Исключение составляет лишь число 100, в котором ровно 10 десятков.

Также на данном листе определений говорится, как связано имя двузначного числа с его разрядным составом. Действительно, первая цифра числа показывает число десятков в нем, а число десятков равно некоторому круглому числу. В именах чисел от 20 до 99 круглое число звучит первым. Вторым словом в названии числа от 20 до 99 является число единиц в нем. В двузначных числах до 11 до 19 круглое число (десять) тоже представлено как часть слова «дцать». Таким образом, название числа жестко связано с его записью цифрами и соответственно, с его разрядным составом.

К настоящему моменту дети уже знакомы и много работали с круглыми числами, состоящими из ровного числа десятков. Эта работа будет очень полезна на данном уроке. В частности, в ходе работы с листом определений и решения задач у детей должно сформироваться представление о том, что любое некруглое число от 11 до 99 можно получить из соответствующего круглого числа, добавив к нему некоторое число от 1 до 9. Конечно, в рамках одного листа определений невозможно подробно рассмотреть все некруглые двузначные числа от 21 до 99. Поэтому знакомство с такими числами дети будут продолжать в ходе решения задач на этом уроке. Кроме того, работа с такими числами продолжится на следующих двух уроках. Таким образом, данный урок стоит рассматривать как вводный в тему, после изучения листа определений не стоит ожидать от ребят стопроцентного понимания материала.

Возможно, кто-то из детей заинтересуется тем, почему ситуация с названиями чисел от 11 до 19 отличается от ситуации с названиями чисел от 20 до 99. В частности, названия чисел от 11 до 19 состоят из одного слова, хотя по аналогии с другими двузначными числами эти названия должны бы конструироваться из двух слов (десять один, десять два, десять три и проч.). В этом случае стоит объяснить ребятам, что такая ситуация связана больше с языковыми традициями. Например, слово «двенадцать» в переводе со старославянского означает дословно «два на десять», то есть два предмета положить на десять. Таким образом, и старославянские названия чисел от 11 до 19, также отражают их разрядный состав, хоть и не столь явно.

Решение задач 166 – 172

Задача 166. В этой задаче дети тренируются правильно подбирать названия для двузначных чисел. Если кто-то из детей запутался, найдите для одного из чисел название вместе. Пусть сначала ребенок попробует сам назвать данное число. Если это не получится, необходимо попросить учащегося вернуться к примерам листа определений. Если получится, нужно попросить найти данное название среди списка названий справа.

Задача 167. Здесь требуется определить общее число бусин в каждом мешке, с учетом того, что десятки бусин уже собраны. Если у кого-то из ребят в этой задаче возникнут проблемы, попросите его еще раз рассмотреть лист определений, а затем пересчитать число десятков бусин и число отдельных бусин. Лучше при этом обвести отдельно десятки бусин и отдельно оставшиеся бусины (единицы) и подписать полученные числа. Теперь можно переходить к обсуждению числа, которое получится в ответе.

Задача 168. В этой задаче ребята повторяют сложение и вычитание круглых чисел (см. подробней комментарий к задаче 160).

Задача 169. К настоящему моменту ребята уже должны понимать, что первая цифра двузначного числа показывает число десятков в нем, а вторая – число единиц. Скорее всего, большинство сложностей у ребят будет связано с круглыми и однозначными числами. В этом случае учащемуся нужно еще раз вернуться к листу определений, на котором эти случаи рассмотрены подробно.

Задача 170. Задача на нахождение суммы денег в кошельках, в которой отрабатывается представление о разрядном составе двузначных чисел. Действительно, поскольку в кошельках лежат только монеты в 10 рублей и монеты в 1 рубль, для решения нужно отдельно посчитать число 10-рублевых монет (десятков рублей) и отдельно посчитать число рублевых монет (единиц рублей), а затем составить из полученных чисел двузначное число.

Задача 171. Задача обратная к предыдущей. После решения задачи 170 ребятам будет нетрудно понять, что в кошельке должны лежать 8 монет по 10 рублей и 2 монеты по 1 рублю.

Задача 172 (необязательная). Здесь дети не смогут так построить чертеж, чтобы отрезки ОУ и ОФ были оба горизонтальными или вертикальными отрезками на сетке. Поэтому при сравнении отрезков их длину использовать не получится, не смотря на то, что все построения ведутся на сетке. Поэтому все дети свое решение должны проверять с помощью нитки.

Компьютерный урок «Двузначные числа»

Задача 41. По содержанию это сюжетная задача, но предполагается, что дети ее решают практическим путем. По сути, учащийся при решении данной задачи играет в магазин. Поскольку нет продавца, ситуация больше похожа на покупку товаров в автомате, который сдачи не дает. Все монеты у мальчика – десятирублевые. Стоимости всех трех видов товаров – круглые числа. Значит, чтобы расплатиться, Сереже достаточно уметь считать десятками, например, понимать, что 30 рублей можно заплатить тремя десятирублевыми монетами. Стоимость двух пачек печенья (как и трех пачек сухариков) можно находить явно, а можно расплачиваться за каждую единицу товара отдельно. То есть сначала положить две десятирублевых монеты на одну пачку печенья, а потом еще две – за другую.

Задача 42. В этой задаче дети продолжают закреплять представление о разрядном составе чисел больших 20. В частности, для ее решения необходимо понимать, что 34 палочки – это 3 десятка и еще 3 палочки, а 88 палочек – это 8 десятков и еще 8 палочек.

Задача 43. Это очень полезная и важная задача, которую в бумажном виде реализовать сложно, а в компьютерном – легко. Действительно, в процессе изучения чисел от 20 до 100 ребята, в числе прочего, должны научиться называть эти числа. При этом писать имена чисел ребята будут очень долго и вряд ли безошибочно. Компьютерные инструменты позволяют собрать название каждого некруглого числа от 21 до 99 из двух – названия круглого числа и названия однозначного числа. Названия круглых чисел есть в библиотеке. Таким образом, названия всех чисел от 20 до 100 можно сконструировать всего из 18 слов.

Задача 44. Задача на повторение операции выделения части мешка, в процессе решения которой дети находят в мешке все двузначные числа.

Задача 45. Необязательная. В этой задаче мы ведем активную пропедевтику действия деления. Как часто бывает в нашем курсе, дети пока не могут решить эту задачу арифметическим способом (найти сумму всех монет в кошельке, разделить ее на 3 и т. д.), но сравнительно легко могут решить задачу практическим способом, используя метод проб и ошибок и практические соображения. Лучше начинать раскладывать монеты с самых крупных монет. Так в большом кошельке есть 3 монеты по 10 рублей, положим в каждый маленький кошелек по одной такой монете. Аналогично, в большом кошельке есть 3 монеты по 5 рублей, положим в каждый маленький кошелек по одной такой монете. В большом кошельке осталось всего 2 монеты по 5 рублей, можно их положить в каждый из двух кошельков, а в третий кошелек положить набор монет общей стоимостью в 5 рублей. После этого продолжаем работать аналогичным образом с двухрублевыми или рублевыми монетами.

Последнее изменение: Monday, 27 August 2012, 10:20