Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Методический комментарий для учителя к проекту «Мой город (мой посёлок, моё село)»
Урок 13-14. Проект «Мой город (мой посёлок, моё село)»
В этом проекте мы так же придерживаемся двух направлений – содержательная работа над текстом и приобретение навыков работы с текстовым редактором. Для иллюстрированного эссе вы можете выбрать любую тему. Будет замечательно, если ее предложат сами дети, но советуем придерживаться хода работы и рекомендаций, приведенных в учебнике для проекта «Мой город».
Доля индивидуальной работы в этом проекте выше, чем в предыдущем. Каждое эссе становится частицей работы целого класса. Дети наглядно видят, какой вклад они могут внести в общее дело, и насколько общий результат полнее и интереснее личного.
Согласно требованиям программы учащиеся должны:
· Уметь находить в списке программ текстовый редактор и запускать его.
· Знать правила набора текста.
· Уметь редактировать текст, то есть:
o Использовать проверку правописания и автоматическую расстановку переносов.
o Знать и уметь использовать свойства символов: шрифты и их типы (рубленые, с засечками, моноширинные); полужирное и курсивное начертание.
o Знать и уметь использовать свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.
· Уметь вставлять изображения в текстовые документы, использовать установки обтекания изображений текстом.
Как и в предыдущем проекте, договоритесь с учащимися об организации компьютерного пространства. Обсудите, где будут сохраняться файлы данного проекта. Возможно, что удобнее всего будет создать на рабочем столе отдельную папку под фамилией учащегося.
Текстовый документ создается в текстовом редакторе, который установлен в компьютерном классе и будет использован в дальнейшем образовательном процессе. Большинство учащихся может быть знакомо с текстовым редактором, тем не менее в качестве повторения покажите детям, как создать новый текстовый документ.
Умение использовать текстовый редактор требуется практически во всех сферах деятельности, навыки создания и редактирования цифровых текстов с помощью клавиатуры компьютера (клавиатурное письмо) гораздо более востребованы, чем графическое письмо с использованием ручки и бумаги.
Поэтому в проекте следует уделить большое внимание навыкам работы с текстом с использованием клавиатуры. Понятно, что в ходе выполнения проекта, учащиеся не успеют научиться быстро писать с использованием клавиатуры (набирать и редактировать текст). Но они должны осознавать, что незнание клавиатуры и низкая скорость набора текста могут осложнить их обучение в более старших классах, когда объем информации и заданий, выполняемых в виде электронного текста, возрастет. Нужно обязательно познакомить учащихся с раскладкой клавиатуры и десятипальцевым способом набора текста, а также рассказать, как можно научиться слепому десятипальцевому письму самостоятельно как с использованием клавиатурных тренажеров, так и без них. Учащихся необходимо убедить, что соблюдение достаточно простых правил при работе с текстом позволят научиться быстро писать с использованием клавиатуры. Достаточно при работе с текстом в начале не смотреть на клавиши, а подглядывать только на картинку-подсказку с распределением ответственности пальцев за буквами. В начале будет непросто, но потраченные усилия позволят сэкономить много времени в будущем.
Современные компьютеры и многие современные текстовые редакторы позволяют писать, используя инструмент «Диктовка». Учащиеся, конечно, могут знать об этом и говорить, что использование клавиатуры для письма устарело. Необходимо убедить их в обратном и вместе с учащимися разобрать примеры, когда использовать клавиатуру удобнее, чем диктовку (например: редактирование текста, необходимость соблюдать тишину).
Можно порекомендовать учащимся доступные клавиатурные тренажеры для самостоятельной работы.
Обратите внимание учащихся, что в ходе создания собственного текста они могут копировать и вставлять в него информацию из Интернета. Они уже знакомы с операцией «копируй» — «вставь» и могут переключаться между окнами открытых программ, поэтому технологических трудностей возникнуть не должно. Важно, чтобы учащиеся понимали значение личностного проявления в тексте и заимствовали из Интернета только необходимую фактическую информацию, а не копировали тексты целиком. Помимо содержательного редактирования учащиеся учатся устранять ошибки, обозначенные при автоматической проверке правописания, а также выполняют форматирование текста. Независимо от того, какой текстовый редактор будет использован на уроке, алгоритм форматирования, который должны освоить учащиеся, будет одинаков. Сначала, выделение форматируемого фрагмента текста, затем установление подходящих параметров шрифта и абзаца. Для шрифта обычно выбираем стиль, размер, начертание, цвет, а для абзаца отступ первой строки и способ выравнивания на странице:
Текст дополняется иллюстрациями. Поскольку мы уже использовали операции «копируй» — «вставь» для текста, давайте предложим повторить её для фотографий, которые учащиеся отобрали для своего проекта. Изображения могут быть достаточно большими, поэтому надо показать детям, как пользоваться угловыми маркерами для уменьшения размера фотографий. Если вы уже ввели для учащихся понятие форматирования, обобщите это понятие для вставленных изображений – так же, как и для текста, нужно подобрать для иллюстраций подходящий размер и наилучший способ расположения. Покажите, где можно найти «изменить Формат изображения» в используемом в классе текстовом редакторе. Вы можете собрать детей около проектора и вместе поэкспериментировать. Затем все вернутся за свои компьютеры и будут выполнять работу индивидуально в соответствии со своими идеями дизайна страницы. Макеты расположения нескольких иллюстраций на странице так же можно обсудить. Пусть дети по очереди нарисуют схематично на доске, как может быть расположен текст и 3-4 картинки.
Отдельной задачей данного проекта является приобретение навыка работы с поиском информации в Интернете. Согласно требованиям программы учащиеся должны:
· Уметь использовать сеть Интернет.
· Уметь находить в списке программ интернет-браузер и запускать его.
· Владеть понятиями Веб-страница, веб-сайт, поисковые системы.
· Уметь осуществлять поиск информации на веб-странице, осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению.
· Критически относиться к информации в Интернете, по мере возможности контролировать ее достоверность.
В учебнике достаточно подробно вводятся необходимые понятия и примеры поисковых запросов на примере данного проекта. В ходе объяснения данной темы есть повод вернуться к вопросам достоверности и безопасности в Интернете, а также поговорить о том, как лучше формулировать поисковые запросы, чтобы получить наиболее точные ответы. Обратите внимание учащихся на то, что чтобы избежать ошибок в своей работе, желательно обращаться к сайтам городской администрации, научных организаций, музеев и т. п., а также использовать несколько источников информации, сравнивать данные из разных источников, сохранять для себя список использованных источников.
Пока дети будут выполнять задание, не скупитесь на советы. Ведь ваша общая задача — получить полезный и красивый результат, поэтому поделитесь с детьми своим опытом, подскажите, какие установки надо использовать, чтобы готовая работа смотрелась гармонично. Если всё в порядке, отправляйте на печать. Если нет, помогите исправить, а потом отправляйте на печать.
Готовые работы не нужно сразу уносить домой. Пусть они повисят на стенде в компьютерном классе, где с ними смогут познакомиться учащиеся из других классов. Кроме того, это еще не конец проекта. Соберите все законченные работы в одну папку и предоставьте к ней доступ для всех учащихся. Помогите им разбиться на небольшие группы по подготовке обобщенной работы. Пусть каждая группа распечатает свою небольшую брошюру по материалам проекта. В ходе этой работы учащиеся закрепят приобретенные навыки работы в текстовом редакторе и приобретут полезный навык работы с большим объемом текста и картинок. Они должны:
· с помощью операций копирования и вставки объединить содержание файлов, которые будут использовать в своей версии итоговой работы;
· отредактировать текст так, чтобы он представлял собой единое содержание (повторяющуюся информацию можно удалить);
· проанализировать иллюстрации и выбрать те, которые наиболее выразительно покажут то, что описано в тексте;
· обсудить в группе дизайн заключительной работы, выбрать стиль шрифта для основного текста и заголовков.
В результате совместной работы получится уже не короткое сообщение, а достаточной полный рассказ, который можно превратить в небольшую книжку, брошюру или страницу сайта.