Методический комментарий для учителя к проекту «Графика: растровая и векторная»

Урок 8-9. Проект «Графика: растровая и векторная»

Современного ребенка необыкновенно привлекает все, что связано с компьютерным рисованием и анимацией. Поэтому, несмотря на то что этот проект выделен для самостоятельного изучения, постарайтесь выделить ему время на уроке в классе. Поскольку речь идет об изображении основных объектов изучения данного курса — бусин, цепочек, деревьев — возможно использовать навыки, приобретаемые в этом проекте, для практического выполнения заданий курса, но не в бумажном, а в цифровом виде.

Обратите внимание учащихся, что рисование на компьютере имеет ряд преимуществ:

·        рисунки можно использовать многократно как в цифровом, так и в распечатанном виде;

·    в любом графическом редакторе широко применяется уже знакомая операция «копируй-вставь», которая значительно упрощает рисование одинаковых элементов;

·   в отличие от рисования на бумаге, любую ошибку в компьютерном рисунке можно быстро исправить, просто отменив одно или несколько последних действий.

Конечно, мы понимаем, что серьезное изучение графического редактора требует гораздо большего времени, но приобретение основных навыков работы в доступном растровом и векторном редакторе не займет много времени. Вы можете использовать любые доступные редакторы. В качестве простейшего примера векторного редактора вы можете использовать функции рисования, встроенные в некоторые текстовые редакторы.

Итак, речь пойдет о растровой и векторной графике. Важно понимать отличие этих двух видов графики, чтобы выбирать наиболее подходящий инструмент для реализации своей творческой задачи. Учащиеся в названиях видов графики встречают скорее всего незнакомые им слова «растр» и «вектор». Конечно, в рамках изучения компьютерной графики не будет времени и возможности объяснить понятие вектора, поэтому векторный редактор можно рассматривать как редактор, позволяющий рисовать с помощью набора готовых линий (фигур).  Учащимся достаточно понимать возможности масштабирования изображений, созданных в растровом и графическом редакторе.

Обычно мы начинаем с растровой графики, потому что такой процесс рисования больше напоминает знакомое рисование на листе бумаги, а выполняется рисунок с помощью привычных инструментов – карандаша, кисти, цветовой палитры. Перечень типовых инструментов растрового редактора приведен в учебнике. Чтобы заинтересовать учащихся компьютерной графикой, вы можете показать им красивые примеры из Интернета. Важно, что красивую растровую картинку учащиеся могут «нарисовать» с помощью фотокамеры. Получающаяся с помощью цифрового фотоаппарата фотография является растровым изображением, и наиболее понятное и доступное действие в растровом редакторе – редактирование фотографий. Редакторы фотографий являются растровыми редакторами, позволяющими улучшить качество фотографий, такой редактор – обязательный инструмент современного фотографа.  Обсудите, какие из изображений, которые учащиеся видят на компьютере, являются растровыми (например, фотографии, многие сканы документов) и по каким признакам можно отличить растровые и векторные изображения.

В учебнике подробно представлен процесс рисования цепочки бусин в растровом редакторе. Предложите детям самостоятельно выполнить эту работу по инструкции из учебника. Выберите несколько заданий из учебника, результат которых требует изображения цепочки бусин. Попросите детей выполнить эти задания в графическом редакторе или предоставьте им возможность выбора в выполнении задания – в тетради или на компьютере. При наличии времени полезно обсудить несколько работ. Сравните, насколько в выбранных работах соблюдено соответствие размеров, цветов и расположение бусин.

Надо сказать, что для изображений цепочек и деревьев гораздо удобнее инструменты векторной графики, где каждая линия является отдельным объектом. Любую можно отдельно выделить и изменить, а также перенести на передний или задний слой в зависимости от того, должна ли она перекрывать другие элементы рисунка или наоборот находиться за ними.  Но лишь попробовав и сравнив оба инструмента, начинаешь понимать, какой из них для чего служит. Например, среди молодежи необыкновенно популярно создание различных логотипов, эмблем, надписей. В большинстве своем это продукты векторной графики. Подберите для показа несколько примеров векторных рисунков разных жанров (логотип, пейзаж, портрет).

Процесс изображения дерева бусин инструментами векторного редактора так же подробно описан в учебнике и может быть выполнен самостоятельно, но обратим внимание на несколько «непривычных» особенностей, которые могут быть понятны не сразу.

Во-первых, линии и фигуры появляются на рисунке последовательно и автоматически образуют слои. Обратите внимание учащихся, что порядок расположения элементов можно менять, перемещая выбранный элемент на передний или задний план. Обычно этому служит команда Переместить или Порядок.

Во-вторых, часто бывает неудобно работать с каждой линией. Например, перемещать ряд фигур выше или ниже или перемещать сложную фигуру, состоящую из нескольких линий. Хорошо бы, чтобы эти линии и фигуры можно было объединить в один рисунок. Для этого служит новая для учащихся операция «Сгруппировать», благодаря которой можно соединить в один рисунок несколько выделенных с помощью клавиши Shift объектов. Обратите внимание учащихся, что всегда можно «Разгруппировать» сгруппированный ранее рисунок, если опять понадобится изменять отдельные его элементы.

В-третьих, не забудьте показать учащимся инструменты поворота и горизонтального и вертикального отражения. Их можно использовать для создания симметричных элементов рисунка.

Если в классе будут учащиеся, заинтересованные в работе, вы также можете подобрать несколько заданий из ближайших уроков, которые дети по желанию могут выполнить на компьютере, а не в тетради.

Компьютерная графика предполагает не только использование ее инструментов, но и продумывание алгоритма создания рисунка. Таким образом, процесс рисования инструментами графического редактора становится еще одним шагом в формировании алгоритмического мышления учащихся.


Последнее изменение: Thursday, 24 October 2024, 02:22