Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Методический комментарий для учителя к проекту «Графика: растровая и векторная»
Урок 8-9. Проект «Графика: растровая и векторная»
Современного ребенка необыкновенно привлекает все, что связано с компьютерным рисованием и анимацией. Поэтому, несмотря на то что этот проект выделен для самостоятельного изучения, постарайтесь выделить ему время на уроке в классе. Поскольку речь идет об изображении основных объектов изучения данного курса — бусин, цепочек, деревьев — возможно использовать навыки, приобретаемые в этом проекте, для практического выполнения заданий курса, но не в бумажном, а в цифровом виде.
Обратите внимание учащихся, что рисование на компьютере имеет ряд преимуществ:
· рисунки можно использовать многократно как в цифровом, так и в распечатанном виде;
· в любом графическом редакторе широко применяется уже знакомая операция «копируй-вставь», которая значительно упрощает рисование одинаковых элементов;
· в отличие от рисования на бумаге, любую ошибку в компьютерном рисунке можно быстро исправить, просто отменив одно или несколько последних действий.
Конечно, мы понимаем, что серьезное изучение графического редактора требует гораздо большего времени, но приобретение основных навыков работы в доступном растровом и векторном редакторе не займет много времени. Вы можете использовать любые доступные редакторы. В качестве простейшего примера векторного редактора вы можете использовать функции рисования, встроенные в некоторые текстовые редакторы.
Итак, речь пойдет о растровой и векторной графике. Важно понимать отличие этих двух видов графики, чтобы выбирать наиболее подходящий инструмент для реализации своей творческой задачи. Учащиеся в названиях видов графики встречают скорее всего незнакомые им слова «растр» и «вектор». Конечно, в рамках изучения компьютерной графики не будет времени и возможности объяснить понятие вектора, поэтому векторный редактор можно рассматривать как редактор, позволяющий рисовать с помощью набора готовых линий (фигур). Учащимся достаточно понимать возможности масштабирования изображений, созданных в растровом и графическом редакторе.
Обычно мы начинаем с растровой графики, потому что такой процесс рисования больше напоминает знакомое рисование на листе бумаги, а выполняется рисунок с помощью привычных инструментов – карандаша, кисти, цветовой палитры. Перечень типовых инструментов растрового редактора приведен в учебнике. Чтобы заинтересовать учащихся компьютерной графикой, вы можете показать им красивые примеры из Интернета. Важно, что красивую растровую картинку учащиеся могут «нарисовать» с помощью фотокамеры. Получающаяся с помощью цифрового фотоаппарата фотография является растровым изображением, и наиболее понятное и доступное действие в растровом редакторе – редактирование фотографий. Редакторы фотографий являются растровыми редакторами, позволяющими улучшить качество фотографий, такой редактор – обязательный инструмент современного фотографа. Обсудите, какие из изображений, которые учащиеся видят на компьютере, являются растровыми (например, фотографии, многие сканы документов) и по каким признакам можно отличить растровые и векторные изображения.
В учебнике подробно представлен процесс рисования цепочки бусин в растровом редакторе. Предложите детям самостоятельно выполнить эту работу по инструкции из учебника. Выберите несколько заданий из учебника, результат которых требует изображения цепочки бусин. Попросите детей выполнить эти задания в графическом редакторе или предоставьте им возможность выбора в выполнении задания – в тетради или на компьютере. При наличии времени полезно обсудить несколько работ. Сравните, насколько в выбранных работах соблюдено соответствие размеров, цветов и расположение бусин.
Надо сказать, что для изображений цепочек и деревьев гораздо удобнее инструменты векторной графики, где каждая линия является отдельным объектом. Любую можно отдельно выделить и изменить, а также перенести на передний или задний слой в зависимости от того, должна ли она перекрывать другие элементы рисунка или наоборот находиться за ними. Но лишь попробовав и сравнив оба инструмента, начинаешь понимать, какой из них для чего служит. Например, среди молодежи необыкновенно популярно создание различных логотипов, эмблем, надписей. В большинстве своем это продукты векторной графики. Подберите для показа несколько примеров векторных рисунков разных жанров (логотип, пейзаж, портрет).
Процесс изображения дерева бусин инструментами векторного редактора так же подробно описан в учебнике и может быть выполнен самостоятельно, но обратим внимание на несколько «непривычных» особенностей, которые могут быть понятны не сразу.
Во-первых, линии и фигуры появляются на рисунке последовательно и автоматически образуют слои. Обратите внимание учащихся, что порядок расположения элементов можно менять, перемещая выбранный элемент на передний или задний план. Обычно этому служит команда Переместить или Порядок.
Во-вторых, часто бывает неудобно работать с каждой линией. Например, перемещать ряд фигур выше или ниже или перемещать сложную фигуру, состоящую из нескольких линий. Хорошо бы, чтобы эти линии и фигуры можно было объединить в один рисунок. Для этого служит новая для учащихся операция «Сгруппировать», благодаря которой можно соединить в один рисунок несколько выделенных с помощью клавиши Shift объектов. Обратите внимание учащихся, что всегда можно «Разгруппировать» сгруппированный ранее рисунок, если опять понадобится изменять отдельные его элементы.
В-третьих, не забудьте показать учащимся инструменты поворота и горизонтального и вертикального отражения. Их можно использовать для создания симметричных элементов рисунка.
Если в классе будут учащиеся, заинтересованные в работе, вы также можете подобрать несколько заданий из ближайших уроков, которые дети по желанию могут выполнить на компьютере, а не в тетради.
Компьютерная графика предполагает не только использование ее инструментов, но и продумывание алгоритма создания рисунка. Таким образом, процесс рисования инструментами графического редактора становится еще одним шагом в формировании алгоритмического мышления учащихся.