Методический комментарий для учителя к контрольной работе 1

Урок 17. Контрольная работа 1

Цель работы: определение уровня усвоения учащимися учебного материала по темам «Площадь многоугольника на сетке», «Одинаковые множества», «Подмножество», «Последовательность», «Истинностные значения утверждений». Контрольная работа состоит из пяти задач базового и повышенного уровня сложности. Предлагается 2 варианта работы, одинаковых по содержанию, уровню сложности и порядку следования заданий. Приводим следующие критерии оценивания работы, при этом критерии носят рекомендательный характер. Учитель, хорошо зная индивидуальные особенности своих учеников, вправе вносить коррективы при выставлении отметки некоторым учащимся.

Номер задания

Количество баллов

Критерий оценки

1

1

Верно найдены одинаковые множества

1

Верно найдены площади многоугольников

2

1

Верно определены истинностные значения утверждений, которые имеют смысл в контексте данной задачи

1

Верно определены утверждения, которые не имеют смысла в контексте данной задачи

3

1

Все три множества составлены верно

4

2

(+1)

Последовательность построена верно

Дополнительный балл может быть добавлен за описание учащимся своего решения, при этом описание может быть недостаточно полным, но не должно содержать грубых математических ошибок

5

1

Получен верный ответ

1

Правильно показана линия разреза и приведены верные вычисления

Максимально за работу можно набрать 10 баллов (и еще один дополнительный балл). Отметка «5» ставится, если общее количество баллов составляет 9-11. Отметка «4», если общее количество баллов составляет 5-8. Отметка «3», если общее количество баллов составляет 3-4. Отметка «2», если общее количество баллов меньше трех.

Рассмотрим подробные решения задач контрольной работы.

Задача 1. Задача на проверку умения находить одинаковые множества и вычислять площадь многоугольника на сетке. Базовый уровень решения этой задачи (на оценку «3») совпадает с ее полным решением.

Ответ: Вариант 1. Б = Е, площадь D1 равна 3 ед. кв., площадь D2 равна 3½ ед. кв. Вариант 2. Л = М, площадь Q2 равна 3 ед. кв., площадь Q1 равна 3½ ед. кв.

Задача 2. Задача на проверку усвоения всей лексики, относящейся к последовательностям, и умения определять истинностные значения утверждений. В частности, в задаче имеются утверждения, которые для данной последовательности не имеют смысла – эти утверждения не входят в базовый уровень ее решения. Таким образом, на оценку «3» достаточно правильно определить значения истинности всех утверждений этой задачи, которые имеют смысл.

Ответ:

Вариант 1. 


Вариант 2.


Задача 3. Задача на построение подмножеств, в которой также проверяется знание ребенком терминологии, относящейся к множествам. Вариантов решения здесь много.

Вариант 1. В каждом подмножестве должны быть 4 буквы из множества G, при этом не должно быть букв У, П, Е (таких букв нет в слове ИНФОРМАТИКА) и должно быть по крайней мере 2 гласных.

Вариант 2. В каждом подмножестве должны быть 4 буквы из множества G, при этом не должно быть букв К, Б, Я (таких букв нет в слове ПРОГРАММИРОВАНИЕ) и должно быть по крайней мере 2 согласных.

Задача 4. Задача на построение последовательности по описанию. Это достаточно сложная задача, предназначенная в основном для средних и сильных учащихся (базовый уровень отсутствует).

Вариант 1. Из первого и последнего утверждения можно сделать вывод, что числа для построения последовательности Ш мы будем брать только из множества Д, но некоторые числа будут встречаться в этой последовательности не по одному разу. Предпоследнее утверждение будет иметь смысл только тогда, когда в последовательности ровно одно число 13 и одно число 5. Так как последовательность должна иметь длину 5, число 8 придется взять три раза. Учитывая третье утверждение, в нашей последовательности есть два таких участка: «8 – 13» и «8 – 5». Если учесть еще и предпоследнее утверждение, то первый участок идет раньше второго. Осталось выяснить, куда поставить еще одно число 8. В этом нам поможет второе утверждение.

Ответ: 8 – 13 – 8 – 5 – 8.

Вариант 2. Из первого и последнего утверждения можно сделать вывод, что числа для построения последовательности М мы будем брать только из множества И, но некоторые числа будут встречаться в этой последовательности не по одному разу. Предпоследнее утверждение будет иметь смысл только тогда, когда в последовательности ровно одно число 15 и одно число 3. Так как последовательность должна иметь длину 5, число 6 придется взять три раза. Учитывая третье утверждение, в нашей последовательности есть два таких участка: «6 – 15» и «6 – 3». Если учесть еще и предпоследнее утверждение, то первый участок идет раньше второго. Осталось выяснить, куда поставить еще одно число 6. В этом нам поможет второе утверждение.

Ответ: 6 – 15 – 6 – 3 – 6.

Задача 5. Задача на вычисление площади четырехугольника. Для этого придется разделить фигуру на три части – прямоугольник и два разных треугольника. В решении обязательно должны быть начерчены линии разреза и показаны вычисления площади каждой части.

Ответ: Вариант 1. Площадь равна 8 + 12 + 4 = 24 ед. кв. Вариант 2. Площадь равна 4 + 16 + 6 = 26 ед. кв.


Последнее изменение: Thursday, 24 October 2024, 02:58