Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Методический комментарий для учителя к уроку «Площадь прямоугольного треугольника на сетке»
Урок 16. «Площадь прямоугольного треугольника на сетке»
После того как ребята научатся находить площадь прямоугольного треугольника на сетке, они получат неограниченные возможности – смогут вычислить площадь любого многоугольника на сетке! Действительно, любой многоугольник на сетке можно либо разбить на прямоугольники и прямоугольные треугольники, либо достроить до прямоугольника, добавив к нему прямоугольники и треугольники.
Это тема, едва ли ни единственная в нашем курсе, потребует от ребят определенных вычислительных умений: в результате вычислений могут получиться числа половиной. Впрочем, работать с такими числами дети наверняка научились в начальной школе либо смогут это быстро освоить: нужно уметь складывать такие числа, а также уметь делить пополам нечетные числа – понимать, что 7 : 2 = 3½. Если учащимся вашего класса действуют с такими числами еще неуверенно, хорошо бы перед началом темы обратиться за консультацией к учителю математики. Он, возможно сможет эту тему поддержать, взяв нужные упражнения в устный счет. Самым лучшим вариантом, конечно, является проведение интегрированного урока совместно с учителем математики.
Задача 83. В этой задаче площадь каждого треугольника вычисляется достраиванием его до прямоугольника. Большинство ребят будет достраивать треугольник мысленно, на сетке это совсем не сложно. Однако, если вы видите, что кто-то из ребят с задачей не справляется или делает ошибки, то предложите достраивать треугольники в тетради.
Ответ: площадь треугольника Е равна 1 ед. кв.
Площадь треугольника F равна 4 ед. кв.
Площадь треугольника J равна 1,5 ед. кв.
Площадь треугольника G равна 6 ед. кв.
Площадь треугольника K равна 5 ед. кв.
Площадь треугольника H равна 6 ед. кв.
Задача 84. Это первая задача на вычисление площади произвольного треугольника. Мы не предлагаем обсуждать ее решение сразу со всем классом, ведь в задаче приведено указание, которое дает ребятам ключ к решению. Проходя по классу важно проследить, чтобы на рисунке обязательно была четко проведена линия разреза и из решения было понятно, откуда взялся ответ. В данном случае площадь треугольника Ж равна сумме площадей двух прямоугольных треугольников, поэтому в решении должны обязательно быть представлены площади частей. Возможно, кто-то из ребят напишет соответствующие числа прямо на своем рисунке или они будут фигурировать в записи, например, так: «7½ + 1½ = 9».
Ответ: площадь фигуры Ж равна 9 ед. кв.
Задача 85. Задача на повторение. Если вы подробно обсуждали в классе задачу 76, то эту похожую задачу можно оставить на дом. Некоторые проблемы могут возникнуть с выполнением пункта б) задания. Если кто-то из ребят никак не может придумать такой прямоугольник, задайте ему вопрос, можно ли построить прямоугольник площадью 9 ед. кв. из пяти, четырех, трех, двух, одного ряда клеток. Постепенно из соображений делимости ребенку станет ясно, что в прямоугольнике может быть лишь такое число рядов, на которое делится 9: это 1, 3 или 9. В случае трех рядов мы получаем квадрат – такое решение нам не подходит. В остальных случаях мы получаем искомый прямоугольник 9´1 клетку.
Задача 86. Надеемся, что после решения задачи 84 с этой задачей ребята справятся полностью самостоятельно: выделить прямоугольник в прямоугольной трапеции Ч несложно, а дальше ситуация становится знакомой.
Ответ: площадь четырехугольника Ч равна 10½ ед. кв.
Задача 87. Для вычисления площади фигуры К требуется ее разделить уже не на две, а на три части, но выделить эти части по-прежнему несложно. Кто-то из ребят может заметить, что прямоугольные треугольники в этой фигуре получатся одинаковые. В таком случае можно вычислять площадь лишь одного треугольника, другой треугольник будет иметь такую же площадь, так как равные фигуры имеют равные площади. А может быть даже кто-то сообразит, что вместе эти треугольники составляют прямоугольник, поэтому и делить пополам не придется.
Ответ: площадь фигуры К равна 8 ед. кв.
Задача 88. Необязательная. Ключ к решению этой задачи – в понимании того, что значит «…так, что ни одна из них не соответствовала действительности». В частности, это означает, что в кабинете с табличкой «Петров, Сидоров» точно находятся два человека с одинаковой фамилией. Вот в этот кабинет и нужно зайти и спросить фамилию одного из работников. Если он ответил: «Сидоров», значит, на этот кабинет надо повесить табличку «Сидоров, Сидоров». Тогда на кабинет с табличкой «Петров, Петров» надо повесить табличку «Петров, Сидоров» – двух Петровых там не может быть потому, что табличка не соответствует действительности, а табличка «Сидоров, Сидоров» уже занята. На третий кабинет нужно повесить оставшуюся табличку. Если работник ответит: «Петров», то таблички нужно будет развесить по-другому, но рассуждения будут похожими. В этой задаче очень важно послушать рассуждения ребят, поскольку грамотно записать свои рассуждения пятиклассникам еще сложно, а правильный ответ здесь вовсе не гарантирует правильности решения.
Ответ: нужно зайти в кабинет с табличкой «Петров А. Н., Сидоров В. Н.».
Задача 89. Задача на повторение темы «Одинаковые последовательности».
Ответ: С = Н.
Задача 90. Эта задача отличается от аналогичных задач 76 и 85 тем, что многоугольники здесь будут достаточно большими. Эту задачу уже трудно решать, непосредственно пересчитывая единичные квадраты. Для решения здесь необходимо понимать, что площадь прямоугольника должна делиться на длину его сторон, выраженную в шагах сетки. Для решения первого задания нужно представить число 100 как произведение двух одинаковых множителей. При этом получившийся квадрат со стороной 10 шагов – это единственное решение. Во втором задании есть несколько подходящих прямоугольников, и далеко не все они поместятся на тетрадный лист.
Задача 91. Необязательная. Ответ: фигурки E, G и J – одинаковые.