Методический комментарий для учителя к проекту «Изучаем устройство компьютера и правила работы с ним»

Урок 5-6. Проект «Изучаем устройство компьютера и правила работы с ним»

Каждый наш проект подразумевает два направления работы – это освоение нового предметного содержания и приобретение новых технологических навыков. В данном проекте учащиеся знакомятся с устройством компьютеров и правилами работы с разными компьютерами, дополняя и систематизируя уже имеющиеся у детей знания. В ходе данного проекта учащиеся готовят презентации по выбранной теме и по ходу их подготовки приобретают технологические навыки использования редактора презентаций.

В современном обществе важно уметь взаимодействовать в команде, поэтому в проекте акцентируется внимание на групповой деятельности учащихся.

В ходе выполнения проекта учащиеся должны овладеть следующими разделами программы:

·        Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.

·         Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. 

При выполнении проекта придерживайтесь хода работы, который дается в описании проекта в учебнике. Так как проект требует подготовительной работы, объявите о нем за одну или две недели до урока в классе.

Современные дети сталкиваются с компьютерами постоянно с рождения, но далеко не всегда осознают, что совершенно разные компьютеры на самом деле очень похожи друг на друга. Устройству компьютера посвящен разворот страниц 132-133. С этими страницами учащиеся должны ознакомиться перед началом работы над проектом и выбором темы своей презентации. Поскольку в ходе создания презентаций и их последующей демонстрации и обсуждения необходимо рассмотреть все указанные выше разделы программы, целесообразно вместе с учащимися сформулировать возможные темы, а далее придумать способ их распределения между учащимися, позволяющий в результате распределить все необходимые темы.

Можно организовать чат проекта в любом доступном мессенджере, объявить в нем темы для изучения и попросить каждого из учащихся выбрать одну из них. Используемый в данном случае инструмент выбора должен обеспечивать выбор всех необходимых тем хотя бы одними учащимся. 

Несмотря на то что проект начинается с предварительной домашней подготовки учащихся, постарайтесь организовать на уроке работу, способствующую введению учащихся в проектную деятельность по данной теме. Познакомьте их с содержанием учебника по данной теме, обсудите правила гигиены и познакомьте учащихся со схемой устройства компьютера, приведенной в учебнике.

При изучении компонентов компьютеров важно обратить внимание учащихся на схожесть функций устройств ввода компьютера и органов чувств человека. Этому может быть посвящена одна из тем презентации. Второй темой может быть аналогия между устройствами вывода компьютера и возможностями человека по выводу информации и управлению различными механизмами.

На развороте учебника, посвященном устройству компьютера, приведены изображения примеров устройств ввода, вывода и хранения информации. В своих презентациях учащиеся могут назвать их, рассказать о примерах использования, а также расширить список таких устройств.

Если тема устройства компьютера является теоретической, то тема гигиены и безопасности при работе с компьютерами имеет важное практическое значение. Учащиеся должны не только ознакомиться с правилами работы, но и выработать привычку постоянно соблюдать их. Учащимся целесообразно регулярно напоминать о правилах гигиены, о необходимости делать гимнастику для глаз. 

Подведите итоги деления на группы. Опубликуйте в чате списки группы. Обсудите в группах возможность перехода некоторых участников в другие группы, если деление получится неравномерным,

Дайте рекомендации по работе каждой группы. Используйте рекомендованную в учебнике таблицу. Пусть каждая группа заполнит колонку заголовков (то есть сформулирует основные вопросы, которые они собираются рассмотреть в выбранной теме). Это поможет спланировать работу. Заполненные таблицы могут так же присылаться в чат проекта. Оставшиеся две колонки – содержание и иллюстрации – дети заполнят самостоятельно в ходе подготовки к уроку. Хорошо, если вы найдете возможность посмотреть и проверить заполненные таблицы. Это поможет избавиться от ошибок и внести важные дополнения в работу перед тем, как она будет представлена в виде презентации.

На уроке учащиеся непосредственно приступают к созданию презентации. Согласно требованиям программы они должны научиться:

·         Находить в списке программ редактор презентаций и запускать его.

·         Создавать слайд, добавлять на слайд текст и изображение.  переключаться со слайда на слайд, одновременно редактируя несколько слайдов.

·         Использовать интерактивные элементы и гиперссылки. 

В начале урока учащиеся должны применить свои знания для организации рабочего пространства на компьютере. Введите их в курс общих договоренностей в вашем компьютерном классе. Например:

  • Каждая группа создает рабочую папку. В названии папки может содержаться номер группы из вашего плана работы над проектом, например, «Группа_1».
  • В папку переносится подготовленная таблица с основным содержанием проекта и иллюстрации.
  • Работа с презентацией начинается с ее сохранения под именем, в котором обозначена тема. Например, «Правила гигиены». Презентация так же сохраняется в рабочей папке проекта.

Возможно, дети уже имеют некоторые представления о компьютерной презентации и имеют навыки ее выполнения. Тем не менее перед работой познакомьте их с основными возможностями, такими как:

  • Создание и добавление слайда, выбор макета слайда.
    • Уделите внимание оформлению титульного слайда. Обратите внимание учащихся на то, что титульный слайд должен придерживаться некоторого стандарта информации. Он должен содержать название проекта, фамилии учащихся – исполнителей проекта, а также точное название учебного заведения, в котором проект выполнен.
    • При выборе макета слайда обратите внимание учащихся, что в презентации не принято использовать большие тексты или даже отдельные, но длинные предложения. Текст должен быть кратким и содержать основные положения работы, иллюстрации – наглядно отображать и усиливать текстовое содержание.
    • Обратите внимание учащихся на рекомендуемую величину шрифта. Заголовок слайда обычно имеет крупный размер не менее 36 пт, основной текст набирается более мелким шрифтом 25-32 пт.
  • Выбор фона и цветовой схемы слайда, установление переходов между слайдами.
  • Возможность одновременной работы с несколькими электронными документами. Если учащиеся работают с несколькими одновременно открытыми файлами, покажите им, как можно быстро перейти от одного файла к другому.
  • Операции копирования и вставки. Учащиеся могут использовать операции Копируй-Вставь, чтобы добавить информацию из Интернета и домашних заготовок.  Покажите им, как выделять объекты на экране с помощью мыши и копировать и вставлять их с помощью комбинации клавиш.
  • Анимация заголовков и других объектов в презентации. Покажите учащимся, как реализована в данном редакторе возможность анимации. Дети любят экспериментировать с различными эффектами появления надписей и изображений на экране. Часто в их первых презентациях используются одновременно все имеющиеся возможности редактора, поэтому обсудите с учащимися корректность использования эффектов в учебной презентации. 

Презентация выполняется группой учащихся, объединенных общим проектом. Группа вместе обсуждает планируемый результат и пути его достижения, но каждый член группы имеет свой функционал: обработка фотографий, сочинение текста, размещение материала на слайдах, координация работы группы.

По мере готовности групп учитель собирает общую презентацию, поэтому лучше в начале урока договориться о том, какого дизайна должны придерживаться группы, чтобы общая работа выглядела эстетично и гармонично.

Следующий шаг в нашей работе — согласование плана презентации. На эту работу необходимо выделить 7–10 минут, чтобы участники каждой группы могли посмотреть, какой материал у них собран, и наметить план его обобщения или сжатого изложения. В это время учитель может проконсультировать представителей групп по подготовке презентации — выбору подходящего макета страницы и возможностях преобразований текстов и иллюстраций.

В результате каждая группа создаёт свою короткую презентацию по одной из тем.

Когда презентация практически готова, можно вернуться к ее структуре. Возможно, что учащиеся просто не обратили внимание на то, что наряду с традиционным способом демонстрации слайдов друг за другом существует и другая возможность. Мы можем создать внутри презентации навигацию с помощью специальных кнопок или гиперссылок, с помощью которой можно будет управлять просмотром презентации. Такой способ построения презентации актуален для итоговой работы, которая объединит презентации групп участников. Наиболее наглядный способ объяснить эту возможность учащимся – вместе с ними собрать общий проект из отдельных презентаций, дополнив общую работу слайдом с оглавлением, с которого можно перейти на просмотр каждой темы и вернуться обратно после просмотра темы. Так же можно использовать дополнительную навигацию для слайдов с вопросами викторины.

Возможно, что в первом проекте дети не используют всех возможностей редактора презентаций, но важно, чтобы они знали о них и могли вернуться к ним в следующих проектах.

Последнее изменение: Thursday, 24 October 2024, 02:14