Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Методический комментарий для учителя к уроку «Одинаковые (равные) множества. Подмножество. Все разные»
Урок 4. «Одинаковые (равные) множества. Подмножество. Все разные»
Одинаковые (равные) множества
Множество полностью определяется набором элементов, которые лежат в этом множестве. Два множества оказываются одинаковыми, если для каждого элемента первого множества во втором найдётся такой же элемент, и наоборот, для каждого элемента второго множества в первом найдётся такой же элемент. Если хотя бы в одном из множеств есть один элемент, которого нет в другом множестве, то такие множества разные. Для записи равенства множеств мы будем использовать знак равенства, для записи неравенства – знак «не равно».
Телесно проиллюстрировать понятие «подмножество» очень просто. Возьмем несколько разных деталей ЛЕГО и сложим их в кучку или в коробочку. Пусть это будет исходное множество А. Теперь любой набор деталей, который мы возьмем из этой кучки, будет представлять собой подмножество множества А. При этом мы можем забрать и сразу все детали, и не взять ни одной – это тоже будут подмножества множества А. Пустое множество является подмножеством любого множества.
Мы решили не вводить в этом курсе обозначения действий над множествами, поскольку вопрос грамотного употребления математической символики – довольно сложная тема для обсуждения. Учебного времени в курсе не так много, достаточно, если дети освоят сами понятия. А усвоив понятия, дети быстро смогут освоить и обозначения – позже, в других курсах средней школы. Поэтому в задачах дети везде, где это нужно, будут использовать словесные формулировки, например: «А – это подмножество В».
Это лист определений содержит необходимую нам общую договоренность, отсутствие которой может привести к неоднозначному пониманию формулировок задач. Дело в том, что понятие «одинаковые» употребляется нами в том же значении для двух элементов, что и для любого числа элементов, поэтому не требует никаких дополнительных договоренностей. С другой стороны, понятие «разные» мы определяем для двух объектов как отрицание одинаковости: «не одинаковые». С несколькими объектами простым отрицанием не обойтись: если среди трех объектов два одинаковых, а третий другой – то про эти три объекта уже нельзя сказать, что они одинаковые. Таким образом, «не одинаковые» и «все разные» для нескольких объектов не одно и то же. Бывает важно выделить именно тот случай, когда среди нескольких объектов нет ни одной пары одинаковых. Чтобы каждый раз не писать так длинно, мы и договариваемся писать в таком случае «все разные», выражение «четыре разных множества» все дети будут понимать одинаково.
Для тех детей, кто изучал информатику в начальной школе, этот материал является повторением.
Задача 25. Простая задача на понимание материала листа определений. Множество Щ имеет 8 разных подмножеств: 3 одноэлементных, 3 двухэлементных, 1 трехэлементное и 1 пустое. Для решения достаточно указать любые четыре подмножества, поэтому возможных решений здесь много.
Задача 26. Ответ:
а) возможных вариантов много;
б) множество из трех красных бусины – всех трех форм;
в) множество из 4 треугольных бусин – красной, синей, желтой и зеленой;
г) пустое множество.
Задача 27. Необязательная. Здесь необходимо внимательное чтение условия. Задания в пунктах а) и б) похожи, но понятие «все» относится в них к разным множествам. В первом случае мы должны сделать полный перебор букв алфавита и выделить из него все буквы, которые являются гласными – получится множество из 10 гласных букв. Таким образом, в первом задании существует только одно решение (Г={ А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я}). Во втором случае понятие все относится не к буквам алфавита, а к буквам искомого множества. То есть все буквы множества Д должны быть гласными. Поэтому множество Д может состоять даже из одной гласной буквы, например, буквы А. Интересно, догадается ли кто-то из детей, что решение пункта б) всегда будет подмножеством решения пункта а)? В качестве решения пункта б) подойдет даже пустое множество – важно, чтобы букв в множестве В было меньше, чем в множестве Г. Иначе не получится сделать эти множества разными.
Задача 28. Как и при поиске одинаковых фигурок, для решения этой задачи может помочь систематический перебор. Можно следовать такому правилу: берем первое по порядку множество, множество А, и сравниваем его со всеми остальными множествами. Если равного множеству А не находится, берем множество Б и сравниваем его со всеми оставшимися (не считая А) и т. д. Можно перебор проводить по элементам множеств. Во всех множествах по 4 элемента и один из них – лампочка. Остальные элементы есть не во всех множествах. Например, чашка есть лишь в 4 множествах (А, Г, З, И), а в остальных ее нет. Поэтому ясно, что множества из первой группы (А, Г, З, И) нет смысла сравнивать с множествами второй группы. Таким образом, задача разделилась на две подзадачи. Сравниваем множества первой группы – двух одинаковых среди них нет. Сравниваем множества второй группы (множества, в которых нет чашки). В каждом из них есть лампочка, ложка и ножик. Значит, чтобы найти одинаковые множества, остается только сравнить оставшиеся предметы.
Ответ: В = Ж.
Задача 29. Ответ:
а) это подмножество совпадает с множеством И;
б) это множество из букв А, В, Е, М, Н, Р, С, Т;
в) пустое множество.
Задача 30. Необязательная. Это первая непростая задача на разрезание, поэтому ребятам может понадобиться ваша помощь. Оказать помощь в задачах на разрезание бывает не просто, поскольку при их решении большую роль играет геометрическая интуиция. Однако есть несколько простых соображений, которые часто работают в таких задачах. Первое – сосчитать число клеток в исходной фигуре и в будущих частях. В данном случае в фигуре S 10 ед. кв., значит, в каждой из двух равных частей будет по 5 ед. кв. Второе – часто в задачах на разрезание можно использовать метод перебора, если принять во внимание несложные геометрические соображения. Так, в данном случае из геометрических соображений можно сделать вывод, что три верхние клетки фигуры S и первая клетка второго ряда, скорее всего, принадлежат одной из частей. Это становится ясно, как только мы пытаемся сделать разрез в пределах этих клеток. Любой такой разрез полностью отделяет от фигуры часть, в которой меньше 5 клеток. Осталось присоединить к этим 4 клеткам еще одну, перебор при этом получается совсем небольшой, и сразу находим правильный ответ.
Ответ:
Задача 31. Данная задача полезна для закрепления понятия «подмножество». В ней впервые встречается формулировка «выдели подмножество». Кроме того, для решения этой задачи необходимо понимание отношения включения различных множеств четырехугольников: того, что прямоугольник является также и четырехугольником, а квадрат является прямоугольником и четырехугольником. В сильном классе полезно подытожить решение этой задачи общим обсуждением, в ходе которого прозвучит, что множество квадратов – подмножество множества прямоугольников, а множество прямоугольников – подмножество множества четырехугольников.
Ответ:
а)б)
в)
г)
Задача 32. Эта задача, конечно, гораздо сложнее, чем задача 25. Поскольку множество А имеет всего 8 подмножеств, 6 из них даны, то чтобы найти оставшиеся два, придется все-таки сделать перебор всех подмножеств. В множестве А 3 элемента, поэтому во каждом его подмножестве может быть не больше трех элементов.
Одно трехэлементное множество – это данное подмножество В.
Двухэлементные подмножества получаются, если вынуть из множества А один элемент. Вынуть можно любой из трех элементов, значит, двухэлементных множеств должно быть 3. В задаче даны два из них (С и D), значит, мы можем построить третье.
Одноэлементных подмножеств тоже 3 – по числу элементов в множестве А. Но они все даны в условии (E, F, G).
Кроме того, подмножеством любого множества является пустое множество – его мы и должны построить.
Ответ:
Задача 33. Необязательная. Для решения этой задачи необходимы простейшие знания о календаре. В нашей задаче речь идет о феврале, в котором может быть либо 28, либо 29 дней. Если в феврале 28 дней, то всех дней недели в этом месяце будет ровно по 4, в том числе в нем будет 4 воскресенья. По условию задачи в этом феврале было 5 воскресений, значит, в феврале того года было 29 дней и 29-е число и было как раз воскресеньем. Теперь совсем несложно выяснить, каким днем недели было 23 февраля.
Ответ: 23 февраля было понедельником.
Задача 34. Ответ: фигурки D, Q и V – одинаковые. Знак «Движение прямо или направо» (нельзя поворачивать налево и разворачиваться).