Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Методический комментарий для учителя к проекту «С видеокамерой в руках...»
Уроки 7–8. Проект «С видеокамерой в руках...»
Используемые навыки:
1. Видеосъёмка.
2. Коммуникативные навыки.
3. Планирование.
4. Редактирование видеоцепочек.
5. Запись голоса.
6. Поиск информации.
7. Рефлексия образовательной деятельности.
1. Видеосъёмка
Подготовительная беседа
Перед тем как дети начнут готовиться к экскурсии, необходимо провести с ними короткую беседу, чтобы подготовить их к работе с видеокамерой. Они должны понимать, что во время экскурсии у них не будет много времени для того, чтобы осматриваться и выбирать «красивую картинку» для съёмки. Кроме того, предстоит преодолеть организационные трудности, связанные с тем, что камер будет недостаточно и ими придётся пользоваться по очереди.
Желательно, чтобы дети познакомились с экскурсионным объектом заранее, используя книги и Интернет-ресурсы, и начали заполнять монтажный лист.
Участники группы: Рабочее название фильма: О чем фильм: Для кого фильм: |
|
Текст |
Видео |
|
|
Предупредите детей, что снимать надо МАЛО. Иначе им сложно будет просмотреть и отобрать материал для будущего фильма.
Съёмка на экскурсии
Учитель, сопровождающий детей на экскурсии, может предварительно составить список объектов, по которым они должны пройти, и распределить их между группами детей, чтобы организованно работать с камерами. Во время экскурсии предупредите экскурсовода, что дети выполняют учебную задачу, попросите его не торопиться и дать возможность завершить работу с видеокамерой. Хорошо, если у ребёнка будет возможность посоветоваться с более опытным взрослым. Обычно это уменьшает количество брака в работе. Это очень важно, потому что приехать и переснять не получится.
Если после экскурсии останется свободное время, можно погулять с детьми и поснимать то, что покажется интересным. «Красивая картинка» всегда может пригодиться, а встречаешь её совершенно неожиданно.
Несколько правил видеосъёмки
Не забудьте рассказать ученикам о нескольких правилах видеосъёмки.
2) Прежде
чем нажать на кнопку «запись», нужно убедиться, что в кадре красивая картинка и
нет никого и ничего лишнего. Если
это не так – стоит поискать другую картинку или подождать, когда уйдут
посторонние люди.
3)
Начиная снимать движущегося человека, всегда нужно оставлять свободное
пространство впереди него, чтобы ему было куда двигаться.
4) Если чередовать съёмку крупным и общим планом, то фильм получится более динамичным.
Объясните детям, что одна запись должна длиться не менее 5 секунд, иначе она промелькнет на экране так быстро, что никто не успеет её рассмотреть.
Возможно, не все дети смогут соблюсти указанные правила при съёмке первого фильма. Можно потом ещё раз вместе с ними вспомнить эти правила и найти ошибки в работе.
Урок 1
2-3. Коммуникативные навыки и планирование.
На первом уроке детям надо будет перенести отснятый видеоматериал в компьютерную программу для редактирования видео. Постарайтесь посмотреть материал до урока. Если дети наснимали много, лучше позаботьтесь об импорте с видеокамеры заранее. Чтобы учащиеся имели представление о том, как это сделать, достаточно показать этот процесс всем в начале урока, а потом начать просмотр видеоматериала по творческим группам. Во время просмотра группа должна закончить работу с монтажным листом. Монтажный лист является одновременно планом работы над фильмом, которому обучающиеся должны следовать на этом и последующих уроках.
Даже если у вас есть возможность обеспечить индивидуальную работу над этим проектом – не делайте этого. Просмотр и редактирование видео требует обсуждения и предоставляет прекрасную возможность для обучения ребят аргументировано высказывать свое мнение, слушать других, договариваться друг с другом.
Алгоритм импорта видеоматериала зависит от модели видеокамеры и используемого для монтажа фильма программного обеспечения. Но в любом случае нужно импортировать в компьютерную программу для монтажа всю видеоцепочку события, о котором делается фильм. Если при импорте будут распознаны стыки отснятых эпизодов, то они будут расположены в программе монтажа как отдельные клипы.
4. Редактирование видеоцепочек.
Несмотря на то что дети ежедневно сталкиваются с большим потоком видеоинформации, просмотр видео с целью отбора подходящих фрагментов – задача непростая и требующая большого сосредоточения. Обратите внимание ребят на планируемую длительность фильма. Договоритесь, что готовая работа не должна превышать трёх минут. Этого времени будет достаточно, чтобы рассказать о событии и сохранить внимание зрителей. Посоветуйте детям не обращать внимания на звук, сосредоточиться на компоновке видеоцепочки. Звук можно будет удалить и записать продуманный дикторский текст.
Выбирая и просматривая клипы в соответствии со сценарным планом, нужно переносить их на «монтажную линейку» - это окно программы, в котором происходит сборка фильма.
Инструменты программы для редактирования видео обычно позволяют обрезать и удалить лишние фрагменты. Как правило, сначала отмечаются места, в которых видео нуждается в разделении:
Затем
применяется специальная команда, которая иногда так и называется – разделить
клип.
Разделив видеоцепочку в нескольких местах, мы получим несколько отдельных клипов:
Теперь можно удалить лишние клипы:
Таким образом, на монтажной линейке останется видеоцепочка фильма.
Если используемая на уроке компьютерная программа имеет возможность установки монтажных переходов, покажите детям, как их установить. Это им очень понравится. Но следите за тем, чтобы они не перегрузили переходами и спецэффектами свой фильм.
При помощи монтажных переходов можно визуально соединять клипы. Для установки такого перехода нужно выбрать соответствующую функцию в используемой компьютерной программе. Монтажный переход устанавливается между любыми соседними клипами, но их не следует устанавливать слишком много – лучше использовать их для соединения независимых по содержанию частей фильма.
Урок 2
В начале урока учащимся необходимо вспомнить, на чём они закончили работу на предыдущем уроке, ещё раз посмотреть отснятый материал, а затем продолжить работу. Следующим шагом станет добавление титров – надписей в фильме, которые чаще всего сообщают нам о названии фильма и его авторах.
Если ребята ещё не договорились друг с другом о названии фильма, сейчас это придётся сделать. Покажите учащимся, как добавляются титры в компьютерной программе, которую вы используете на уроке, и дайте не более 10 минут на самостоятельную работу по добавлению титров в свой фильм. После того как титры будут установлены, можно переходить к записи голоса.
5. Запись голоса.
Все клипы имеют собственный звук, записанный во время съёмки. Как правило, программы, используемые для редактирования видео, позволяют извлечь его из клипа. В этом случае звук становится отдельным элементом фильма, который можно отдельно редактировать.
Наиболее простое и рациональное решение – совсем удалить извлеченный звук и заменить его дикторским текстом. Компьютерные программы, используемые для редактирования видеоцепочек, обычно позволяют производить запись голоса. Для этого компьютер должен иметь внешний или встроенный микрофон, а компьютерная программа – функцию, позволяющую производить запись голоса. В некоторых программах она называется «Наложение голоса».
Голосовым сопровождением в нашем проекте может быть дикторский текст, который рассказывает о событиях, происходящих на экране. Текст, который будет звучать в фильме, надо тщательно продумать, он должен укладываться в клипы по длительности и соответствовать их содержанию.
Напомните детям, что для того чтобы подобрать оптимальный темп речи и скорректировать текст, понадобится провести репетицию, как они делали это при создании мультфильма. На роль диктора можно выбрать одного или двух членов творческой группы, которые слаженно прочитают придуманный всеми участниками группы закадровый текст.
6. Поиск информации.
Для подготовки закадрового текста необходимо не просто опираться на собственные впечатления, но и использовать различные информационные источники, предоставляющие информацию об экскурсионных объектах, которой интересно поделиться со зрителем. Многие обучающиеся предпочтут воспользоваться Интернетом при написании сценария и подготовке дикторского текста.
В 5 классе мы уже говорили о том, что хорошо подобранное музыкальное сопровождение усиливает эффект мультипликации. Это утверждение верно и для видеофильма. Компьютерные программы для редактирования видео обычно позволяют добавить к имеющимся компонентам ещё один – дополнительную звуковую дорожку, на этот раз музыкальную. Обратите внимание детей, что длительность музыкального фрагмента должна соответствовать длительности фильма.
В Интернете ребята смогут найти подходящее музыкальное сопровождение для своего фильма. Напомните детям несколько правил, о которых мы говорили в пятом классе:
- · не использовать песен с текстами, они будут мешать голосу;
- · динамичная музыка делает динамичным и движение в кадре, а медленная, наоборот, замедляет его;
- · громкость музыкального сопровождения должна быть меньше, чем у голосового.
В результате фильм будет состоять из трёх компонентов – видеоцепочки и двух звуковых дорожек.
Когда работа над фильмом будет закончена, необходимо выбрать формат для его сохранения. Коллекцию фильмов всего класса можно хранить на диске и просматривать на компьютере или DVD- плеере или разместить в Интернете. Большинство программ для редактирования видео предлагает разные варианты для сохранения готовой работы. Поэтому нужно вместе с учащимися решить, как распорядиться коллекцией фильмов класса, и выбрать соответствующую функцию в компьютерной программе.
7. Рефлексия образовательной деятельности.
В заключение работы над проектом обязательно нужно устроить премьерный показ и обсуждение готовых фильмов. Учащимся будет полезно не только показать свой фильм, но и услышать оценку своей деятельности. Факт публичного просмотра готовых работ настроит детей на достижение наилучшего результата в этой работе.