Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Методический комментарий для учителя к проекту «Наблюдаем за осенней природой»
Уроки 8—9. Проект «Наблюдаем за осенней природой»
Используемые навыки:
- Фото- и видеофиксация изображений.
- Передача информации.
- Создание компьютерной презентации.
С точки зрения организации деятельности этот проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Исходя из реальной ситуации в классе, вы сами решите, каким ему быть. Если обучающиеся плохо владеют ИКТ после обучения в начальной школе, пусть каждый из них сделает самую простую презентацию из 5 слайдов. Этого будет достаточно для знакомства с такой формой представления информации. Если же большинство учащихся хорошо владеет ИКТ, а тем более если в классе есть лидеры, которые могут самостоятельно выполнить часть работы, например смонтировать фильм, то лучше сделать общими силами одну большую, интересную и технологически продуманную презентацию. В нашем описании мы остановимся на втором, более сложном варианте.
Фото- и видеофиксация изображений
В нашем проекте это является частью домашней работы. Лучше объявить об этом задании хотя бы за две недели до урока, чтобы обучающиеся имели достаточно времени подготовить интересный фото- и видеоматериал.
Передача информации
Обращаем ваше внимание, что для того чтобы использовать на уроке материалы домашней фото- и видеофиксации, их нужно перенести на школьный компьютер. Продумайте заранее, какие для этого имеются возможности. Возможно, все учащиеся имеют съёмную флэш-память или в классе достаточное количество устройств, считывающих с карточки фотоаппарата и видеокамеры. Или кабинет информатики работает во внеурочное время, и обучающийся может заранее подойти и «слить» фотографии на своё рабочее место или в сетевую папку. Поступать можно по-разному. Важно, чтобы на уроке вы не тратили на это много времени, иначе заниматься презентацией будет некогда.
Создание компьютерной презентации
На уроке можно организовать работу нескольких групп учащихся из 3–4 человека. Группа вместе обсуждает планируемый результат и пути его достижения, но каждый член группы имеет свой функционал: обработка фотографий, сочинение текста, размещение материала на слайдах, координация работы группы. Для каждой группы необходимо определить достаточно узкую тему, например:
Группа № 1 — «Погодные явления осенью».
Группа № 2 — «Деревья и кустарники осенью».
Группа № 3 — «Осень под микроскопом».
Группа № 4 — «Птицы / звери / насекомые осенью».
Каждая группа должна подготовить информацию по своей теме и представить её в виде презентации. По мере готовности групп учитель собирает общую презентацию, поэтому лучше в начале урока договориться о том, какого дизайна должны придерживаться группы, чтобы общая работа выглядела эстетично и гармонично.
Первоначальные установки делаются при запуске мастера презентации и создании нового документа. Если вы используете OpenOffice, первые настройки будут выглядеть так:
Обратите внимание, что мы выбираем «Пустую презентацию», так как стандартные шаблоны плохо подходят для школьных проектов. Использование разных фонов разными группами будет плохо выглядеть в общей презентации и помешает восприятию информации, поэтому можно порекомендовать учащимся потом использовать цветовую фоновую заливку. Дети, как, впрочем, и многие взрослые пользователи ПК, часто перегружают презентации различными эффектами и анимацией. Постарайтесь так настроить учащихся на работу, чтобы они не отвлекались от содержания на спецэффекты. Таким образом, приступая к работе все группы должны настроить в мастере презентаций определённый фон, цвет шрифта, эффект смены слайда.
Следующий шаг в нашей работе — подготовка плана презентации. На эту работу необходимо выделить 7–10 минут, чтобы участники каждой группы могли посмотреть, какой материал у них собран, и наметили план его обобщения или сжатого изложения (деятельность по подготовке содержания может быть отнесена к другому предметному уроку из области филологии или естествознания). В это время учитель может проконсультировать представителей групп по подготовке презентации — выбору подходящего макета страницы и возможностях преобразований текстов и иллюстраций:
В результате каждая группа создаёт свою короткую презентацию по одной из тем.
Отдельно остановимся на работе группы, которая изучает «Осень под микроскопом». В ходе подготовки к уроку участники этой группы собирали образцы осенних листьев, трав, цветов, насекомых, можно даже рассмотреть воду из лужи или образцы почвы.
При увеличении в почве будут хорошо видны песок и перегной. На листе, поражённом гниением, будет хорошо видно поражение плесневым грибком, его же можно подробнее рассмотреть на заплесневевшем яблоке с увеличением в 200 раз. Посоветуйте детям раскрыть плод каштана и рассмотреть его при увеличении в 10–60 раз — они увидят и зафиксируют росток и корень будущего растения. При рассмотрении насекомых следует обращать внимание на строение конечностей, крыльев, глаза.
Всё, что удаётся рассмотреть под микроскопом, надо стараться объяснить, для этого можно воспользоваться ресурсами Интернета или консультацией учителя биологии. На слайдах презентации необходимо отразить не только объекты наблюдений, но и сделанные выводы и обобщения.
Каждая группа сохраняет свою презентацию в отдельном файле, и один из учащихся формирует титульный слайд и оглавление, в котором представитель каждой группы вставляет ссылку на презентацию своей группы.
Эту часть работы можно выполнить на компьютере учителя, подключённом к проектору.
Очень важно правильно завершить эту коллективную работу. Учащиеся общими силами провели сбор информации по осенней тематике, обработали эту информацию и представили её в виде презентации. Термин «презентация» можно определить как общественное представление чего-либо нового или информационный инструмент, позволяющий сообщить получателю нужную информацию об объекте презентации в удобной форме. Для завершённости действия по созданию презентации желательно, чтобы сделанные презентации «дошли до потребителя информации», были просмотрены публично и получили общественную оценку.
Чем эффективнее прошла работа групп и чем интереснее полученные детьми результаты, тем важнее дать детям возможность предъявить их окружающим.
Сжатые сроки, отведённые на это задание учебно-тематическим планом, не позволяют посвятить ещё один урок информатики просмотру и обсуждению результатов. Посоветуйтесь со своими коллегами, работающими с вами в одной параллели, возможно, дальнейшая работа с этой презентацией пройдёт на каком-то другом предметном уроке. Во время публичного представления презентации желательно вести съёмку, чтобы учащиеся имели возможность посмотреть на себя со стороны, оценить собственное выступление. Снова собравшись в группу, учащиеся могут посмотреть запись своего выступления, отмечая для себя ошибки в изложении информации и поведении.