Урок 15. Комментарий для учителя к контрольной работе 1

Документ без названия

Урок 15. Контрольная работа 1

Описание контрольных работ

Все материалы к бумажным контрольным работам находятся в тетради проектов. На этом уроке ребята решают контрольную работу А.

Контрольная работа А

Данную контрольную работу вы можете проводить с детьми в трех вариантах: бумажном, компьютерном и смешанном. При бумажном варианте дети решают только задачи из тетради проектов. При компьютерном варианте дети решают только компьютерные задачи. При смешанном варианте вы можете предложить детям контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной.

Задача 1. Для каждой части данной задачи подходящих позиций довольно много. Задания следует считать правильно выполненными, если соблюдены следующие условия.

Выиграл Первый: на поле должен быть ряд из трех крестиков, не должно быть ряда из трех ноликов, крестиков на поле должно быть на один больше, чем ноликов.

Выиграл Второй: на поле должен быть ряд из трех ноликов, не должно быть ряда из трех крестиков, ноликов должно быть столько же, сколько и крестиков.

Ничья: все клетки поля должны быть заняты значками, среди которых должно быть 5 крестиков и 4 нолика. При этом на поле не должно быть ряда ни из трех крестиков, ни из трех ноликов.

При проверке решения не оценивается, насколько игра с такой заключительной позицией «правдоподобна», т. е., насколько игроки играли честно и не поддавались.

Задача 2. Здесь мы проверяем умение ребят заполнять таблицу кругового турнира. Обратите внимание, в обоих вариантах встречается ситуация, когда у двух игроков одинаковое число очков и более высокое место должен занять тот из них, кто победил в партии, которую они играли друг с другом.

Ответ:

Вариант 1.

Вариант 2. 

Задача 3. Подходящих цепочек игры существует много. Решение следует считать правильным, если выполняются следующие условия. При переходе от каждой позиции к следующей (на каждом ходе) добавляется один отрезок соответствующего цвета: после первого хода – синий, после второго – зеленый, после третьего – синий и т. д. В заключительной позиции имеется треугольник из зеленых отрезков, причем ни на шестой, ни на седьмой, ни на восьмой позициях одноцветного треугольника (зеленого или синего) нет (ведь раньше шестой позиции одноцветный треугольник появиться не может).

Задача 4. Конечно, эта задача имеет несколько решений. Решение следует считать верным при соблюдении следующих условий. На поле построена ломаная из 9 звеньев (проходит через 10 точек), т. е. на поле остались две точки, через которые ползунок не проходит. При этом ни одну из оставшихся точек нельзя соединить ни с одним концом ползунка разрешенным образом. Кроме того, ломаная должна включать в себя 5 синих отрезков и 4 зеленых.

Задача 5. В этой задаче дети должны полностью проанализировать данную игру камешки – раскрасить клетки числовой линейки, найти закономерность с расположении проигрышных позиций и сформулировать выигрышную стратегию в виде общего правила. В игре камешки с ходами 1 и 2 камешка проигрышными являются все позиции, число камешков в которых кратно трем. Поэтому в обоих вариантах выигрышную стратегию имеет Первый.

Задача 6. Необязательная. Задача на проверку умения строить и исследовать позиции ветки дерева игры. Корневые вершины деревьев в двух вариантах симметричны, поэтому при кажущейся разнице деревья F и R, по существу, совершенно одинаковы. Первое задание – построение ветки из дерева игры требует только внимательности и аккуратности при переборе возможных ходов и соответствующих позиций. Второе задание – анализ позиций, здесь также не представляет особой сложности. Все листья – проигрышные позиции. Значит на четвертом уровне все позиции проигрышные, а на третьем – все кроме двух. Оставшиеся две позиции выигрышные, поскольку из каждой из них существует ход в проигрышную позицию (в данном случае этот ход вообще единственно возможный). Каждая позиция второго уровня выигрышная, поскольку из нее существует ход в проигрышную позицию (третьего уровня). Это означает, что корневая позиция проигрышная и выигрышная стратегия имеется у Второго.

 

Компьютерная контрольная работа 1

Задача 1к. Построение цепочки партии игры камешки. Скорее всего, данная задача не вызовет затруднений у ребят – они уже не раз решали подобные задачи, а компьютерные инструменты во многом облегчат решение.

Задача 2к. Чтобы выиграл Первый, в партии должно быть сделано нечётное число ходов. На позиции 12 точек, а через них можно провести 11 отрезков – это и будет самым простым решением задачи.

Вариант ответа:

Задача 3к. Построение дерева игры камешки. Благодаря компьютерным инструментам, решить задачу будет несложно.

Вариант ответа:

Задача 4к. Как и в других аналогичных задачах, позиции в цепочке можно расставить формально, ориентируясь только на число проведенных отрезков.

Ответ:

Задача 5к. Формулирование выигрышной стратегии в виде общего правила. После того как числовая линейка будет раскрашена, станет понятно, что существует чередование позиций – проигрышная, две выигрышные, проигрышная, две выигрышные и т. д. Все проигрышные позиции – числа, которые делятся на 3. Число 78 (81 – для варианта 2) делится на 3. Значит, Первый будет начинать игру с проигрышной позиции, а Второй первым окажется в выигрышной позиции, и выигрышная стратегия имеется именно у него.

Ответ:

Задача 6к. Построение цепочки партии игры крестики-нолики. Рациональнее начинать построение цепочки с заключительной позиции

Ответ:

Последнее изменение: Tuesday, 28 November 2017, 03:00