Урок 16. Комментарий для учителя к контрольной работе 1

Документ без названия

Урок 16. Контрольная работа 1

Данную контрольную работу вы можете проводить с детьми в трех вариантах: бумажном, компьютерном и смешанном. При бумажном варианте дети решают только задачи из тетради проектов. При компьютерном варианте дети решают только компьютерные задачи. При смешанном варианте вы можете предложить детям контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной. Поскольку в среднем задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач – 3 задачи из тетради проектов и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач – 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно при этом выбрать бумажные и компьютерные задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. То есть все задачи в вашем наборе должны быть разной тематики, и при этом они должны охватывать все основные вопросы. Например, можно взять задачи 1, 2 и 3 из тетради проектов и задачи 1, 2, 3 и 6 из компьютерной составляющей.

Бумажный вариант

В качестве обязательных в этой контрольной работе детям предлагается пять задач – задачи 1 – 4 и одна из задач 5 или 6. Оставшаяся задача – необязательная. Если класс не очень сильный, можно ограничить объем обязательных задач задачами 1 – 4, а задачи 5 – 6 предложить в качестве необязательных.

Задача 1. Ответов здесь может быть много в зависимости от того, сколько раз Робик в ходе выполнения программы возвращается. Приводим самые короткие программы (из пяти команд). Таких для каждого варианта имеется лишь две:

Но возможны и более длинные программы.

Задача 2. В задаче все бусины, кроме первой, раскрашиваются однозначно. Первая бусина цепочки не может быть зеленой и красной для варианта 1 и зеленой и синей для варианта 2. Поскольку первая бусина может быть разных цветов, мы в ответе оставили ее нераскрашенной, хотя дети должны ее раскрасить в один из цветов. 

Ответы:

Задача 3. Правильных ответов настолько много, что приводить какой-то один или даже несколько просто бессмысленно. В каждой конкретной работе необходимо проверить истинность всех приведенных утверждений. Листьями в дереве Z (в первом варианте) могут быть не только согласные, но и гласные. Важно только, чтобы все согласные были листьями. Аналогично во втором варианте согласные тоже могут быть листьями, но все гласные должны быть листьями.

Задача 4. Задача стандартного уровня на проверку умения выполнять склеивание цепочек. В частности, в этой задаче ребятам встретится случай склеивания с пустой цепочкой.

Задача 5. Задача на выполнение операции, обратной склеиванию, – на «разрезание» цепочки. Сложность ее в том, что детям придется придумать соответствующие слова русского языка. Скорее всего, детям придут в голову составные слова, корни в которых соединены гласной «о», например лесопилка, бракодел и т. д. Однако можно придумать и другие варианты. При этом полезно помнить, что в русском языке достаточно предлогов и других однобуквенных частей речи (они ведь тоже являются словами русского языка). Например, подойдет такое решение: В-О-ДА = ВОДА.

Задача 6. Задача на проверку умения упорядочивать слова в словарном порядке.

Вариант 1.                                Вариант 2.

Компьютерный вариант

В качестве обязательных в этой контрольной работе детям предлагается шесть задач – задачи 1 – 6. Оставшаяся задача – необязательная. В слабом и медлительном классе можно сделать задачу 6 также необязательной.

Задача 1. Стандартная задача на материал листа определений «Длина цепочки. Цепочка цепочек». Подобных задач ребята решали довольно много. Задача считается полностью решенной только в том случае, если правильно определена истинность всех утверждений в задаче.

Ответ:

Вариант 1.

Вариант 2.

Задача 2. В этой задаче дети используют информацию двумерной таблицы, чтобы достроить мешок с фигурками. При этом необходимо соблюдать условие, чтобы все мышки в мешке были разными. Лучше всего заботиться об этом по ходу. Для этого, работая с каждой клеткой таблицы, нужно раскрашивать одинаково заведомо разных мышей – либо с бантиками разных цветов, либо повернутых в разные стороны.

Задача 3. В этой задаче проверяется умение ребят расставлять слова в словарном порядке. Мы постарались подобрать такие наборы слов, чтобы ребятам пришлось использовать все правила расстановки слов в словарном порядке, в том числе расстановки слов с дефисами и в случае, когда одно слово является частью другого.

Задача 4. Знакомая ребятам задача на построение дерева по описанию. Здесь проверяется умение ребят владеть понятиями, связанными с деревьями, а также умение использовать компьютерные инструменты для построения дерева.

Рассмотрим задачу 1 варианта. Можно сразу поставить на каждый из трех уровней по 3 листа (не забывая, конечно, что все бусины дерева должны быть разными). Видим, что на втором уровне не меньше четырех бусин, но в силу третьего утверждения меньше 5. Значит, на втором уровне 4 бусины. Ставим еще одну бусину (отличную от листьев). Она будет предыдущей по отношению к листьям третьего уровня. Что касается корневых бусин, то их может быть от четырех до семи.

Задача 5. Здесь проверяется умение ребят использовать компьютерный инструмент «выполнить программу», а также усвоение основных понятий из темы «Робик», в частности понятий «программа» и «позиция». В ходе проб или рассуждений у ребят постепенно формируются некоторые соображения, которые позволят избежать лишних проб. Например, среди первых трех команд есть две команды «вверх» и ни одной команды «вниз», значит, в начальной позиции Робик не может находиться в клетках двух верхних рядов. Далее в программе есть четыре команды «влево» и лишь одна команда «вправо», значит, Робик в начальной позиции был, скорее всего, в правой части нижних рядов. При таких рассуждениях перебор становится совсем небольшим.

Задача 6. Здесь мы проверяем усвоение темы «Склеивание цепочек». В данной задаче дети будут выполнять операцию, обратную склеиванию – разрезание цепочки на части. Рассмотрим задачу первого варианта. Во второй цепочке должны быть ровно две квадратные бусины, значит, вторая цепочка может иметь длину 3 или 4. Теперь проверим для каждого из этих вариантов третье утверждение. Оказывается оно имеет смысл (и истинно) только в том случае, если цепочка Д имеет длину 4 (а цепочка С – длину 5).

Необязательные задачи

Задача 7. Необязательная. Задача на повторение римской нумерации чисел.

Последнее изменение: Friday, 1 April 2016, 20:29