Урок 27. Комментарий для учителя к уроку «Бусины в цепочке: после и перед»

Документ без названия

Урок 27. «Бусины в цепочке: после и перед»

Новые ключевые выражения: первый (второй и т. д.) после, первый (второй и т. д.) перед.

На этом листе определений мы продолжаем знакомить детей с понятиями, относящимися к взаимному расположению бусин в цепочке. Ребята уже знают, что бусины в цепочке можно отсчитывать от начала цепочки (первая, вторая, третья и т. д.) и от конца цепочки (последняя - первая с конца, предпоследняя - вторая с конца, третья с конца и т. д.). Кроме того, дети уже знают, что для бусин цепочки можно указывать следующую и предыдущую. Теперь ребята узнают, что можно указывать не только следующую (первую) бусину после данной, но и вторую после, третью после и т. д. Аналогично можно указывать вторую, третью и т. д. бусины перед данной. Как видите, теперь можно указать точное место любой бусины в цепочке относительно любой другой бусины в этой цепочке.

Несмотря на то что данный лист определений совсем не большой, работать с ним учащимся будет не очень просто. Для этого надо внимательно рассмотреть цепочку и сопоставить все надписи с местом каждой бусины относительно черной бусины.

Утверждение «В этой цепочке третья бусина после черной круглой - синяя квадратная» мы понимаем следующим образом: «В этой цепочке встречается только одна черная круглая бусина, при этом третья после нее бусина существует и она синяя квадратная». Таким образом, приведенное утверждение не имеет смысла, если черная круглая бусина встречается в цепочке не один раз (в том числе и вообще не встречается) или если черная круглая бусина - третья с конца цепочки, предпоследняя или последняя (третьей бусины после нее в цепочке нет). Утверждение ложно, если третья бусина после черной круглой - не синяя квадратная. На этот раз мы не приводим специальный лист определений, указывающий ситуации, при которых подобные утверждения не имеют смысла. Надеемся, что по аналогии с предыдущими подобными листами определений дети интуитивно придут к этому сами. Тем более что задач, в которых нужно будет разделить утверждения на имеющие смысл и не имеющие смысла в 1 части курса («Информатика 3»), больше не будет.

 

Решение задач из учебника

Задача 142. В нашем курсе слово инструкция одно из основных понятий информатики, синонимично слову программа - выполнять инструкции нужно строго последовательно, начиная с первого пункта. Чтобы это подчеркнуть, мы даже пронумеровали отдельные строчки (бусины, называемые в этом случае командами инструкции). Если вы нарушите это правило в задаче, все запутается. Точно так же если компьютер вдруг «испортится» и станет выполнять предписания программы с середины или через строчку, то очень скоро он окажется в тупике.

Задача 143. В задаче ребята должны применить новые знания о порядке бусин в цепочке к цепочке букв русского алфавита. Перед уроком вам предстоит решить для себя, как вы отнесетесь к использованию в данной задаче готовой алфавитной цепочки. Действительно, с одной стороны, в 3 классе дети уже должны хорошо знать алфавит, а с другой - здесь придется отсчитывать буквы не только в прямом, но и в обратном порядке, что для кого-то может оказаться сложным. В зависимости от уровня ученика можно организовать три варианта работы с этой задачей. Первый (для слабых учеников) - найти алфавитную цепочку (линейку) на листе определений или в задачах и выполнять задание, отсчитывая буквы по ней. Второй (для сильных учеников) - перебирать буквы мысленно, без какой-либо телесной опоры. Третий (промежуточный) - попросить ученика выписать необходимый для работы с определенным утверждением фрагмент, затем попросить его заполнить окно, используя записанный фрагмент, и т.д. Например, для заполнения первого окна нужен фрагмент алфавитной цепочки из 7 букв, начинающийся с буквы Д.

Задача 144. Объекты в этой задаче взяты из окружающего мира, а лексика - из только что изученного листа определений. Надеемся, задача внесет приятное разнообразие в деятельность ваших учеников.

Задача 145. Необязательная. Аналогична задаче 133. Если кто-то из детей заполняет окна, не глядя в словарь (просто отгадывая слова), необходимо обязательно попросить его проверить решение по словарю.

Задача 146. С одной стороны, это задача на использование словаря, с другой - на выбор объекта по описанию. В ходе решения круг объектов постоянно сужается. Сначала находим в словаре все слова на букву Щ, затем выбираем из них все слова из 4 букв, оканчивающиеся на букву А (таких оказывается два). Наконец, выбираем из 2 одно слово, для которого истинно утверждение.

Задача 147. Необязательная. Условие задачи может сбить ребенка с толку. Если это случилось, посоветуйте ему зря не ломать голову, а просто посмотреть в словаре слова на букву Й и начать решать задачу. Лучше решать ее сначала на черновике, так как в этой задаче легко ошибиться.

Задача 148. Необязательная. Обратите внимание, что среди слов, данных в этой задаче, есть такие, в которых нет одной из букв - А, Н или С. Как поступать с такими словами, дети уже знают - их нужно игнорировать: ведь для таких слов данные утверждения не имеют смысла. Помечено должно быть 11 слов.

Задача 149. Необязательная. Задача на повторение алгоритма подсчета областей картинки. В этой картинке 8 областей.

Задача 150. Как видите, линия метро оказывается тоже цепочкой - цепочкой станций. Только нужно зафиксировать направление движения.

Задача 151. Необязательная. Данную задачу можно предложить в качестве домашней по желанию тем детям, которым понравилось работать  с линией метро. Можно предложить и более творческое задание: взять другую линию метро (или маршрут городского транспорта) и составить похожую задачу с использованием лексики текущего листа определений.

Компьютерный урок «После и перед»

Решение задач

Задача 208. В этой задаче дети вновь встречаются с заданием «переставь бусины в цепочке» (лапкой). Это задание, в частности означает, что убирать бусины из цепочки нельзя, а можно только менять их взаимное расположение. Решений здесь довольно много. У всех искомых цепочек первой бусиной будет зеленая, а последней – красная. Что касается голубой бусины, она может быть второй, третьей или четвертой бусиной цепочки, ее положение определит место синей бусины. Остальные бусины в цепочке могут стоять на любых местах.

Задача 209. Здесь нужно принимать во внимание, что утверждение должно иметь смысл, чтобы быть истинным. В данном случае это означает, что в слове должна быть ровно одна буква В и что третья буква после буквы В в слове должна существовать. Так для слов: ВОДОВОЗ, ВЫМОЛВИТЬ, ВОРВАТЬСЯ, утверждение не имеет смысла, поэтому и истинным быть не может. Слов, для которых данное утверждение истинно оказывается всего три: ВИТОК, ПОВОРОТ, ВОРОНА.

Задача 210. Усложненная задача на поиск слов в Словаре. Трудность ее в том, что не известна первая буква искомого слова, поэтому перебор может быть довольно большим. Все буквы искомого слова идут в алфавитной цепочке раньше буквы О. Уже это условие позволяет отбросить большинство слов при переборе. Так на букву А имеется лишь одно слово, все буквы которого идут в алфавитной цепочке раньше О – слово АНГИНА. Если же к этому добавить, что в слове по крайней мере должны присутствовать буквы Н и Д, то подходящих слов остается совсем мало. В результате находим единственное решение – слово ИНВАЛИД. Тем не менее, перебор здесь оказывается довольно большим, поэтому данная задача у некоторых детей может занять много времени.

Задача 211. Решений здесь конечно много. При построении цепочки очень важно помнить, что для истинности утверждения необходимо, чтобы оно имело смысл, то есть каждая фигурка, о которой идет речь, должна встречаться в цепочке ровно 1 раз.

Задача 212. В силу первого утверждения бусин в цепочке может быть как семь, так и три. Но в настоящий момент дети должны понимать, что второе утверждение может быть истинным только в том случае, если бусин в цепочке будет не меньше шести. В противном случае пятой бусины даже после первой бусины цепочки не будет, и для любой бусины в цепочке утверждение не будет иметь смысла. Отсюда следует вывод – в этой цепочке бусин либо шесть, либо семь. В первом случае оранжевая круглая бусина может быть только первой, во втором – первой или второй. Заметим, что из истинности второго утверждения также следует, что оранжевая круглая бусина в этой цепочке ровно одна. Теперь проанализируем третье утверждение. В ходе проб и ошибок (либо рассуждений) приходим к выводу, что оранжевая бусина, о которой идет речь в третьем утверждении не может быть той же самой, которая у нас уже есть в цепочке. Значит это другая бусина, которая не может быть круглой – она квадратная или треугольная. Теперь остается вставить в нашу цепочку кусок: оранжевая (квадратная или треугольная) - … - фиолетовая треугольная. На оставшихся местах цепочки можно поставить любые бусины, кроме оранжевой круглой и фиолетовой треугольной.

Задача 213. Чтобы найти решение здесь необходим полный перебор всех слов. Если кто-то из ребят допустил ошибку, предложите ему сделать проверку, используя пометки. Просмотренные слова, которые не подошли, можно пометить галочкой. Остальные слова нужно обвести. Желательно попросить ребенка пометить в этих словах три одинаковые гласные буквы.

Задача 214. В этой задаче для одной схемы нужно найти два разных слова.

Задача 215. Необязательная. Один из способов решения этой задачи – вначале посчитать число областей в этой картинке. Получаем 48 областей. При раскраске используется 6 цветов, значит каждым цветом должно быть раскрашено по 8 областей. Теперь остается посчитать число областей каждого цвета и выяснить, какие области необходимо перекрасить.

Последнее изменение: Wednesday, 17 February 2016, 00:32