Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Тема 34
Тема 35
Урок 26. Комментарий для учителя к уроку «Словарь»
Урок 26. «Словарь»
Новое ключевое слово: словарь.
Начинать использовать словари для различных целей можно с самого начала обучения в школе и даже до школы. Конечно, пользоваться словарем сколько-нибудь эффективно можно, только зная алфавитный порядок. Параллельное формирование потребности в определенном навыке, формирование самого навыка и его использование, по нашему мнению, создают наилучшую учебную ситуацию. Так и происходит в нашем курсе: дети получают небольшие учебные словари, ищут в них слова, чтобы писать их правильно, решают задачи, формирующие умение алфавитного поиска. Будет совсем замечательно, если параллельно с этим они начнут использовать настоящие словари на различных уроках и дома.
Мы хотим, чтобы наши дети писали грамотно. Откуда эта самая грамотность в детях берется, никто толком не знает. Даже от наиболее заслуженных и квалифицированных учителей русского языка можно услышать суждения вроде: «Уж если грамотный, так грамотный, и никакие правила ему не нужны, а если не может писать, то и с правилами не сможет». Мы, однако, хотим дать возможность писать грамотно любому человеку. В этом ему будет помогать словарь, если он научится и привыкнет им пользоваться. Естественно, что частое обращение к словарю за одним и тем же нужным словом приведет к запоминанию его написания.
Принципиально новая ситуация в этом вопросе связана с появлением компьютерных программ проверки орфографической правильности, которые сейчас есть практически во всех компьютерных текстовых редакторах и других прикладных программах. Программа проверки орфографии «умеет» больше, чем словарь. Она по любой цепочке символов определяет, возможно такое слово в русском языке или нет. Русское словоизменение для нее не препятствие, она определяет, что слово «зеленых» существует, а слово «польт» нет. (Существуют и программы проверки пунктуации и стилистики, однако для русского языка они менее полезны - слишком уж реальный язык гибок.) Появление таких программ меняет наше представление о том, в чем состоят цели обучения русскому языку в школе. Они стали в большей степени ориентированы на умение сформулировать свою мысль, понять мысль другого, уместно использовать всевозможные информационные и коммуникационные технологии. Ситуация здесь в определенной степени аналогична ситуации с появлением в школе калькуляторов, которые меняют цели обучения арифметике - большее значение приобретает логика решения задачи, оценка правильности результата и т. п.
Наш учебный словарь невелик (он умещается на развороте учебника), но достаточно объемен для того, чтобы детям при решении задач пригодилось знание алфавитного порядка.
Обратите внимание на то, как устроен наш словарь. Он представляет собой алфавитную цепочку из больших зеленых букв. На фоне каждой зеленой буквы даются слова, начинающиеся именно с этой буквы и, конечно же, расположенные в алфавитном порядке. Имея определенные навыки работы с алфавитной цепочкой, дети, скорее всего, не будут испытывать трудностей при работе с таким словарем.
В большинстве задач на работу со словарем будут использоваться наши договоренности о том, когда утверждения имеют смысл (и бывают истинными или ложными), а когда не имеют смысла. Мы не будем это отмечать в комментариях к отдельным задачам.
Задачи на работу со словарем будут теперь встречаться почти на каждой странице учебника, начиная со с. 64. Все они рассчитаны на то, чтобы заставить учащегося тщательно относиться к тексту задания, кропотливо и внимательно работать со словарем - упорядоченным массивом слов. Мы уверены, что ребенок, выполнивший большинство этих заданий, хорошо освоится с учебным словарем и почувствует, как он устроен, а значит, и работа в дальнейшем с большим «настоящим» словарем для него не будет слишком трудной. При этом в каждой из задач используется и знание ребенком предыдущего материала, относящегося к математике цепочек.
Решение задач из учебника
Задача 129. На первый взгляд задача совсем простая. Проанализируем, что будет делать ребенок при поиске слова АВАРИЯ в словаре. Большинство детей после знакомства со словарем уже понимает, что слова на букву А следует искать на фоне большой буквы А. Поскольку большие зеленые буквы у нас расположены в алфавитном порядке, то найти такие слова несложно. Однако, дальше большинство детей будут просматривать все слова на букву А, пока не найдут слово АВАРИЯ, ведь правила словарного порядка слов мы с детьми еще не обсуждали. Слово АВАРИЯ оказывается первым среди слов на букву А, но не всегда детям будет так везти. Например, для поиска слова ТЮЛЬПАН или НОЯБРЬ учащимся придется просмотреть 7 слов на соответствующую букву, а для поиска слова МОЛОКО - 8 слов. Именно в процессе такой деятельности формируется опыт, который впоследствии детям очень пригодится.
Задача 130. Поскольку первая буква в слове известна, искать его в словаре будет достаточно легко. Остается во всех словах, начинающихся на букву А, сравнить вторую и предпоследнюю буквы. Получится единственный вариант ответа - слово АНГИНА.
Задача 131. Очень хорошо, если кто-то из ребят заметит, что определить истинность последних трех утверждений можно, вообще не открывая словаря, пользуясь положением в алфавитной цепочке первых букв слов. Однако подсказывать эту мысль ребятам не нужно, пока у нас иная цель - приучить их работать со словарем.
Задача 132. Аналогична задаче 129. Если дети легко решили задачу 129, то эту задачу можно пропустить или решить частично.
Задача 133. Содержит традиционное для курса русского языка задание - вставить пропущенные буквы. Однако здесь надо не догадаться, какая буква пропущена, а найти слово в словаре. Задача становится чисто формальной: проверить цепочки на одинаковость. Ребенок точно знает, правильно ли он действовал при решении задачи. Если он ошибся при переписывании, попросите его проверить слово еще раз.
Задача 134. Необязательная. Сложность данной задачи в том, что набор знаков очень большой. С другой стороны, для каждого пункта задания подходит несколько пар и существует вероятность случайно наткнуться хотя бы на какую-нибудь из подходящих. Поэтому метод полного перебора следует предлагать здесь только совершенно запутавшемуся учащемуся. В данном массиве имеется 3 пары одинаковых латинских букв, 3 пары одинаковых русских букв и 2 пары одинаковых цифр.
Задача 135. Необязательная. Кому-то из ребят может показаться интересным, как два совершенно одинаковых объекта в процессе выполнения задания превращаются в разные (слова ДИЕТА И ДОСКА).
Задача 136. Необязательная. Задача на повторение листа определений «Одинаковые цепочки. Разные цепочки».
Задачи 137 и 139. Несложные задачи на закрепление материала, которые можно использовать для текущего контроля по теме «Словарь».
Задача 138. Необязательная. Если у кого-то из ребят задача не пойдет, можно попросить учащегося выполнить вначале последнее задание - обвести в каждой цепочке две одинаковые фигурки, если они есть, а затем еще раз прочитать условие.
Задача 140. Необязательная. Задача целиком построена на нашей с детьми договоренности, что утверждение «В цепочке П цифра 3 идет раньше цифры 9» имеет смысл, только если в цепочке П есть одна цифра 3 и одна цифра 9.
В случае затруднений подобные задачи можно посоветовать решать на полоске бумаги, оставляя пробелы между цифрами после каждого использованного утверждения, чтобы следующую цифру можно было поставить на любое место.
Например, читаем первое утверждение, получаем такую последовательность:
...3...9...
Читаем второе утверждение, видим, что оно не связано с первым, можно пока его пропустить и использовать третье. Получаем две возможности:
...3...6...9... или ...6...3...9...
Читаем четвертое утверждение, получаем три возможности:
5...3...6...9..., 3...5...6...9 или 5...6...3...9.
Теперь, используя последнее утверждение, из получившихся вариантов выбираем те, где цифра 3 идет раньше цифры 5. Получаем:
3...5...6...9.
Затем вернемся ко второму утверждению и вставим цифру 2. Получаем две возможные цепочки:
35629 или 35692.
Для облегчения работы над задачей можно применять два приема: разумный выбор порядка использования утверждений (ведь мы работаем по описанию) и группировку по смыслу утверждений, которые относятся к одним цифрам. Так, если прочитать и проанализировать сразу все утверждения, то проще всего сначала использовать третье и четвертое и получить последовательность:
5...6...9.
Теперь добавляем сюда последнее утверждение и получаем:
3...5...6...9.
Осталось использовать второе утверждение, и мы получим ответ.
Обратите внимание на тех ребят, которые, получив неправильный ответ, настаивают на нем. Очевидно, эти учащиеся не выполнили последнее задание или выполнили его формально. Выработку умения грамотно выполнять проверку мы считаем одной из основных задач курса. Именно для этого мы иногда помещаем подобные указания, их ни в коем случае нельзя пропускать (даже в том случае, если учащийся получил правильный ответ).
Задача 141. Необязательная. С аналогичными задачами ребята в нашем учебнике уже встречались (см. комментарии к задаче 82).
Компьютерный урок «Словарь»
Решение задач
Задача 198. В этой задаче ребята знакомятся со Словарем и учатся находить в нем слова на некоторую букву.
Задача 199. В предыдущей задаче ребята научились искать слова с некоторой первой буквой. В данной задаче они закрепляют это умение. Например, чтобы найти слово ИВАЛИД, учащийся должен сначала найти все слова на букву И, щелкнув на букву И справа от Словаря. После того как открылся список слов, нужно его просмотреть и отыскать нужное слово. Слова на любую букву начинаются с первого в Словаре по счету. Слова на большинство букв в нашем Словаре умещаются в пределах видимой части библиотеки. Если учащийся просмотрел все слова и не нашел нужно слова, библиотеку нужно чуть прокрутить вперед (обычно в пределах 2-3 слов). После того как учащийся нашел нужное слово в Словаре, он как обычно берет его «лапкой» и кладет в мешок.
Задача 200. В этой задаче слово в Словаре нужно найти по описанию. То, что известна первая буква слова, упрощает задачу – можно сразу найти в Словаре все слова на букву Ф и выбирать нужное уже из них. Напомним, что истинность первого утверждения для некоторого слова, в частности означает, что утверждение имеет смысл для этого слова, то есть в слове ровно одна буква А и ровно одна буква Р. Слов для которых утверждение имеет смысл в Словаре всего три: ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА, ФОНАРЬ. Истинно первое утверждение лишь для одного из них – для слова ФОНАРЬ.
Задача 201. Эта задача несколько сложнее предыдущих задач. Действительно, убедиться в том, что какого-то слова нет в Словаре для детей сложнее, чем найти его. Поскольку ребята не знакомы с правилом словарного порядка, чтобы убедиться в отсутствии слова в Словаре, они должна просмотреть все слова, начинающиеся на данную букву. Например, чтобы убедиться, что в Словаре нет слова БЕРЁЗА, нужно просмотреть все слова с первой буквой Б. Поскольку Словарь у нас учебный, слов на одну букву в нем немного (обычно в пределах 10). Тем не менее, не исключены ошибки связанные с невнимательностью (учащиеся могут просто пропустить нужное слово). Возможно, кто-то из сильных учеников уже понимает, что вторые буквы слов с первой буквой Б тоже расположены в алфавитном порядке. Поэтому слово БЕРЁЗА должно идти в Словаре позже слова БАТОН и раньше слова БИСКВИТ. Такие ребята будут просматривать меньшее число слов.
Задача 202. Для решения этой задачи нужно найти в Словаре слова, которые соответствуют данным схемам. Во всех словах известны первые буквы, что упрощает задачу. Например, чтобы найти первое слово, сначала нужно найти все слова с первой буквой Ж. Затем нужно найти среди них слово из 6 букв, в котором четвертая буква Е. Заметим, что в Словаре есть лишь 2 слова с первой буквой Ж, в которых есть буква Е, поэтому перебор будет совсем небольшим.
Задача 203. Здесь перебор можно существенно уменьшить с помощью рассуждений. Действительно, из второго утверждения следует, что буква К не может идти в слове первой (поскольку буква Р должна идти раньше). Значит можно сразу отбросить (вычеркнуть) все слова с первой буквой К. Аналогично, из первого утверждения следует, что можно отбросить слова с первой буквой С (поскольку С идет позже Р). После этого оставшиеся два слова нужно проверить более внимательно.
Задача 204. Здесь неявно играют роль договоренности, установленные на листе определений «Если бусина не одна. Если бусины нет». Действительно, чтобы утверждение «В этой цепочке предыдущая фигурка перед бабочкой – кот» будет иметь смысл в том случае, если в цепочке имеется ровно одна бабочка и перед ней есть предыдущая фигурка. При этом неважно, сколько в цепочке будет котов, важно лишь то, что один из них – предыдущий перед бабочкой. Решений в этой задаче имеется несколько. Однако все они будут сходны в одном – в каждом из них будут три подряд идущих фигурки кот – бабочка – кот (коты при этом должны быть разные).
Задача 205. Это межпредметная задача, находящаяся на стыке математики, русского языка и информатики. С точки зрения математики ребята здесь повторяют названия чисел в пределах 20, учатся сопоставлять названия чисел с их записью с помощью цифр. С точки зрения русского языка дети закрепляют правописание числительных. С точки зрения информатики задача посвящена поиску информатики в Словаре.
Задача 206. В конце решения дети, как всегда, должна сделать проверку – убедиться, что в мешке лежат те и только те слова, которые указаны в условии.
Задача 207. Заметим, что пятая и третья с конца буквы слова могут быть одинаковыми в двух случаях – если эти буквы совпадают и если это две одинаковые несовпадающие буквы. Первый случай будет встречаться в любом слове из 7 букв. Среди букв с первой П такое слово есть – это слово ПЯТНИЦА. Однако дети вряд ли догадаются до такого решения, большинство наверняка положат в мешок слово ПЯТНАДЦАТЬ, в котором пятая и третья с конца буквы одинаковые, но не совпадающие.