Урок 23. Комментарий для учителя к уроку «Алфавитная цепочка. Слово»

Untitled Document

Урок 23. «Алфавитная цепочка. Слово»

Новые ключевые понятия: алфавитная цепочка, алфавитная линейка, слово.

 

Алфавит

Говоря об алфавите, мы обычно имеем в виду две вещи: алфавит как множество (мешок) символов и алфавит как упорядоченная последовательность (цепочка) символов. Необходимость алфавита как множества букв ясна - эти символы используются для коммуникации, для записи человеческой речи. (Помимо алфавита, для этого используются еще и другие символы - знаки препинания.)

Как вы думаете, зачем нужно располагать символы алфавита в цепочку? Вы правы, это нужно, чтобы было проще искать слово среди других. Представьте себе, что для поиска правильного написания или перевода слова требовалось бы отыскать это слово в мешке, где лежит еще несколько тысяч слов. Как это сделать? На помощь приходит алфавитный порядок. Попробуйте посчитать, сколько страниц вам приходится открыть и сколько слов просмотреть при поиске нужного слова в словаре. Это упражнение вы еще будете проделывать с детьми. Как быстро вы отыскиваете фамилию учащегося в журнале, сколько фамилий вам приходится просмотреть? Обратите внимание на следующие обстоятельства:

  1. умение искать слова в цепочках, упорядоченных по алфавиту, является важным жизненным умением - элементом информационной культуры и технологии;
  2. деятельность по поиску слова в словаре есть частный случай среди многих видов поиска;
  3. детям в школе обычно приходится сначала выучить алфавитный порядок даже без объяснения, зачем это нужно; лишь потом, позднее, они начинают использовать данное умение.

Кстати, проверьте, все ли дети делают правильное ударение в слове алфавит - на последнем слоге.

 

Алфавитная цепочка

На первый взгляд может показаться, что этот лист определений просто дублирует материал курса русского языка. Но у нас другие цели. Первая - явное и ясное введение всех правил игры. Так, понятие русский алфавит на листе определений четко разделяется на два разных понятия - русские буквы и алфавитная цепочка. Вторая цель листа определений - показать практические приложения основного понятия курса цепочка. Конечно, в жизни ребенка встречается много важных цепочек - натуральные числа, дни недели, месяцы, расписание и т. д., этот список можно еще долго продолжать. Чем больше таких примеров ребенок осознает и воспримет, тем лучше он усвоит понятие цепочка, с одной стороны, и тем более успешно он будет работать с цепочками в реальной жизни, - с другой.

 

Слово

Дети уже неоднократно решали задачи с цепочками букв - определяли истинность утверждений для цепочек букв, строили и достраивали цепочки букв. Конечно, учащиеся в ходе работы замечали, что цепочки букв почти всегда превращались в русские слова (КОЛОБОК, ИНФОРМАТИКА и т. п.). Ребята читали эти слова и воспринимали как таковые. На данном листе определений мы постараемся формализовать все интуитивные ощущения ребенка и сделать выводы, полезные для дальнейшей работы. Слова будут нас интересовать в основном как цепочки букв. Именно поэтому мы явно даем свое, формальное определение слова как любой последовательности букв. Понятие слово при этом отличается от того, которое принято в языке. Оно шире, но зато удобнее в том смысле, что вопрос «Слово или не слово?» решает очень легко.

Форма записи цепочек букв (слов) у нас тоже становится аналогичной той, которая принята в русском языке. Теперь дети уже понимают, что такое цепочка букв и рисовать начало, конец, соединительные линии необязательно. В ряде задач, например на построение цепочки слов, такая форма записи существенно упрощает восприятие объектов. Однако упрощенная форма записи никак не противоречит старой (полной).

 

Решение задач из учебника

Задача 100. Здесь мы учим ребят строить цепочки из букв и необязательно в алфавитном порядке. После того как все нарисуют цепочку, полезно спросить детей, как убедиться, что их решение верное. На самом деле необходимо проверить два условия: «Все бусины в цепочке русские буквы» и «В цепочке нет двух одинаковых букв». Первое можно проверить, найдя буквы данной цепочки в алфавитной цепочке, второе достигается сравнением всех букв цепочки между собой. Можно убить сразу двух зайцев, если помечать поочередно буквы нарисованной цепочки в алфавитной цепочке.

Задача 101. Попросите детей при решении этой задачи пользоваться цветными карандашами или фломастерами - так будет легче проверять им самим и вам.

Задача 102. Необязательная. При решении задачи можно пойти разными путями. Первый - проверить для каждой мышки все три утверждения и остановиться, как только все они станут ложными. Второй - брать поочередно утверждения, проверять их для всех мышек и по ходу отбрасывать мышек, для которых утверждения истинны. Третий - сформулировать истинные утверждения, которые имеют то же содержание, что и данные ложные (построить отрицание). В данном случае получим утверждения:

На этой мышке не красная юбка.
У этой мышки не красный бантик.
Юбка и майка на этой мышке разных цветов.

Задача 103. Необязательная. Задача на повторение лексики, относящейся к цепочкам. Как обычно при решении задач, в которых нужно обеспечить ложность утверждений, можно строить отрицания либо действовать методом проб и ошибок. Первый путь больше подойдет сильным ученикам. Он состоит в том, чтобы заменить данные ложные утверждения на истинные с таким же содержанием. Второй путь - построить для начала какую-нибудь цепочку и проверить для нее утверждения. Если одно из условий окажется нарушенным, цепочку можно будет перестроить. Очень вероятно, что такая стратегия приведет к ответу на первом шаге, поскольку подходящих решений в этой задаче довольно много.

Задача 104. Напоминает задачу 101, только там буквы в наборе сопоставлялись с буквами в алфавитной линейке, а здесь нужно сопоставить слова в наборе с буквами алфавитной линейки. В данном случае первые две буквы слов не различаются, а вот концовки у слов разные и соответствие между словами и буквами строится по предпоследней букве слов. Не все предпоследние буквы слов оказываются разными, поэтому с одной буквой приходится соединять несколько слов. Надеемся, никого из ребят это не смутит.

Задача 105. Необязательная.Задача на повторение листа определений «Одинаковые бусины. Разные бусины». Если кто-то из ребят долго не может найти решение, предложите ему разбить бусины на группы по цвету.

Задача 106. В данном списке ровно 6 слов, удовлетворяющих условию.

Задача 107. Необязательная. Задача на повторение алгоритма подсчета областей картинки. В данной картинке 13 областей.

Задача 108. Здесь ребятам предстоит применить знания, касающиеся порядка бусин в цепочке, к цепочке букв русского алфавита. Вполне допустимо, если кто-то из ребят будет пользоваться алфавитной цепочкой при решении, и даже желательно, чтобы ребята использовали алфавитную цепочку при проверке. Особенно полезна будет алфавитная цепочка в тех утверждениях, где приходится отсчитывать буквы с конца, ведь даже те дети, которые знают алфавитную цепочку очень хорошо, вряд ли также хорошо воспроизводят ее в обратном порядке.

 

Компьютерный урок «Алфавитная цепочка. Слово»

Решение задач

Задача 160. В этой задаче нужно выделить из набора слова по описанию. По ходу этой работы дети повторяют истинность утверждений и понятие «нет» для элементов цепочки. Поскольку нужно найти все слова, соответствующие описанию, здесь необходим полный перебор объектов. Лучше при этом помечать все просмотренные слова: если слово подходит по описанию – синей галочкой, если не подходит – вычеркивать.

Задача 161. В этой задаче нужно достроить слово по описанию, данному с помощью трех истинных утверждений. В таких случаях важно правильно выбрать, в каком порядке использовать данные утверждения. Обычно первым используют утверждение, которое дает о цепочке наиболее конкретную и однозначную информацию. В данном случае есть смысл начать с третьего утверждения и напечатать в третьем окне букву Р. После этого в цепочке остается лишь два свободных окна, идущих друг за другом. Можно использовать второе утверждение и напечатать в этих окнах букву А следующей за буквой В. Последним используем первое утверждение, в результате получается слово ПЕРЕВАЛ.

Задача 162. Здесь в ходе выполнения инструкции ребята учатся применять понятия, относящиеся к порядку элементов в цепочке, по отношению к русской алфавитной цепочке. Поскольку буквы сравнительно небольшие, некоторым ребятам трудно будет их обвести, не задевая соседние буквы. Задевать другие буквы в целом допустимо, но при этом все-таки должно быть ясно видно, какая буква обведена.

Задача 163. В этой задаче ребята достраивают русскую алфавитную цепочку с помощью «лапки». Наверняка, большинство детей будут восстанавливать цепочку по памяти, повторяя алфавит вслух или про себя. Если вы видите, что слабые учащиеся испытывают в этой задаче сложности, посоветуйте им использовать в качестве справочного материала цепочку с листа определений.

Задача 164. Как и в предыдущей задаче, здесь ребятам предстоит применить понятия, касающиеся порядка бусин в цепочке, к цепочке букв русского алфавита. Вполне допустимо, если кто-то из учащихся будет пользоваться алфавитной цепочкой при решении, и даже желательно, чтобы ребята использовали алфавитную цепочку при проверке. Особенно полезна будет алфавитная цепочка в тех утверждениях, где приходится отсчитывать буквы от конца цепочки, ведь даже те дети, которые знают алфавитную цепочку очень хорошо, вряд ли также хорошо воспроизводят ее в обратном порядке.

Задача 165. В этой задаче впервые встречается понятие «алфавитный порядок». Данное понятие формируется в курсе в ходе решения серии задач, потому что для исчерпывающего объяснения этого понятия требуется довольно много текста, притом, что детям оно чаще всего интуитивно понятно. Действительно, говорят, что буквы стоят в алфавитном порядке в том случае, если они расставлены в цепочку в том же порядке, в котором они стоят в алфавите. Это означает, что та буква, которая идет раньше всех остальных в алфавитной цепочке, идет в цепочке первой, буква, которая идет раньше из всех оставшихся, идет второй и т. д. Как видите, ситуация вполне естественная, но описывать ее долго. В данной задаче дети работают с наиболее простым набором букв, поэтому пояснения им вряд ли потребуются (однако будьте готовы их дать). Здесь приведены буквы из начального фрагмента алфавитной цепочки, причем буквы даны подряд, без пропусков. Это означает, что данные буквы будут стоять не просто в том же частичном порядке (то есть между собой), но и на тех же местах, что и в алфавитной цепочке. Первая буква русской алфавитной цепочки – А. Она есть в нашем наборе, ставим ее в цепочку первой, затем в алфавитной и в нашей цепочке будет стоять буква Б, потом В и т. д. до тех пор, пока буквы в нашем наборе не закончатся.

Задача 166. В этой задаче дети повторяют алгоритм подсчета областей картинки. В данном случае картинка довольно затейливая и выделить в ней области визуально оказывается довольно трудно. Тем не менее, сильным учащимся эту задачу лучше предложить сначала на бумаге, а уже после – на компьютере, в качестве проверки.

Задача 167. По сути, в этой задаче ребята повторяют понятие «одинаковые цепочки». Для кого-то из ребят задача может оказаться сложной, поскольку слов довольно много и среди них нужно найти не одну, а две пары одинаковых слов. В этом случае посоветуйте учащемуся полный перебор слов с использованием пометок. Берем любое слово, например ЛИПКА. Просматриваем все слова и ищем среди них такое же. Не находим, значит слово ЛИПКА можно вычеркнуть или пометить галочкой. Берем другое слово, например, ШАПКА и сравниваем его со всеми остальными словами, кроме, слова ЛИПКА. Для него такое же слово находится, значит, соединяем две слова ШАПКА в пару и переходим к следующему слову. По ходу работы слов для перебора остается все меньше и это позволяет найти вторую пару одинаковых слов уже наверняка.

Задача 168. Эту задачу будет решать существенно легче, если выбрать правильный порядок использования утверждений. Этим работа по описанию и отличается от работы по инструкции – утверждения не имеют строго порядка, и порядок их использования мы выбираем сами. Так в данном случае проще всего начать с первого утверждения и раскрасить третью фигурку в зеленый цвет. Затем есть смысл использовать последнее утверждение. У нас осталось 3 нераскрашенных фигурки, значит, все они должны быть красными. Теперь проверяем второе утверждение, оно истинно, значит, мы построили подходящее решение.

Задача 169. Необязательная. Развлекательная задача для ребят, которые любят раскрашивать картинки с помощью «лапки». Для ее выполнения нужно дать учащимся достаточно времени, поскольку в фигурках много мелких областей. Кроме того, необходима внимательность, чтобы не перепутать похожие области между собой.

Последнее изменение: Friday, 18 September 2015, 23:03