Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Тема 34
Тема 35
Урок 18. Комментарий для учителя к уроку «Бусины в цепочке: следующая и предыдущая»
Урок 18. «Бусины в цепочке: следующая и предыдущая»
Новые ключевые слова и выражения: следующий, предыдущий, первый с конца, второй с конца, третий с конца, четвертый с конца, пятый с конца.
Следующий и предыдущий. Отсчет с конца
На этом уроке ребята знакомятся с новыми понятиями, относящимися к порядку элементов в цепочке. На листе определений вводятся понятия следующий и предыдущий. Конечно, большинству детей они знакомы. Например, предложения «Следующая остановка - площадь Пушкина» или «Среда - это предыдущий день недели перед четвергом» дети, скорее всего, поймут правильно. Однако необходимо отметить некоторые различия в употреблении понятий в данном курсе и в русском языке. Например, в обычном языке допустимо сказать «Следующие три дня - выходные» или «Все мои друзья вышли на предыдущих остановках». Такое словоупотребление в нашем курсе невозможно. У нас каждый элемент цепочки имеет либо один следующий (предыдущий) элемент, либо ни одного (если он последний или первый).
Кроме того, на этом листе определений дети узнают, что нумеровать элементы цепочки можно не только с начала, но и с конца цепочки. Обратите внимание, что в процессе решения задач новая терминология должна состыковаться со старой. В частности, дети должны понять, что первая с конца - это то же самое, что последняя, а вторая с конца - то же самое, что предпоследняя. Это наглядно продемонстрировано на справочном листе определений на второй странице обложки учебника.
Решение задач из учебника
Задача 89. Задача на понимание материала листа определений. Возможно, кто-то из ребят не заметит, что цепочка нарисована справа налево. Если ребенок отнесется к листу определений формально, то он может элемент справа автоматически посчитать следующим, а слева - предыдущим. Учитывает ли ребенок направление цепочки при поиске предыдущего и следующего элементов, можно проверить с помощью решения этой задачи. Вполне уместна в этой задаче будет парная проверка. Можно организовать и общую проверку с подробным обсуждением новых понятий. Среди данных утверждений два истинных, а остальные - ложные.
Задача 90. Задача на выбор объекта по описанию, включающему новую лексику. При ее решении наверняка будут допущены ошибки, связанные с тем, что ребенок наклеил в окно не все цепочки. Причина таких ошибок в том, что ребенок либо вообще не выполнял перебор, либо провел его некачественно. Таких ребят нужно попросить выполнить перебор еще раз, помечая просмотренные цепочки на листе вырезания.
Задача 91. Эта задача интересна тем, что включает в себя почти всю лексику, относящуюся к порядку элементов в цепочке. Важно, чтобы дети не запутались в терминах и связали разные понятия между собой. Предоставьте детям возможность решить задачу самостоятельно. Довольно сложная и затейливая инструкция здесь дает простой результат - слово ИНФОРМАТИКА. Часть детей, конечно, догадается раньше, что же это за слово. Не возражайте против этого, пусть впишут буквы, а потом проверят, правильно ли они это сделали - соответствуют ли их действия инструкции.
Задача 92. Цепочки греческих букв в задаче на самом деле являются настоящими древнегреческими словами. Приведем перевод этих слов:
(Здесь появилась буква, которой не было в алфавите, приведенном нами раньше: так пишется «сигма» в конце слова.) Вы наверняка обратили внимание на то, что все эти слова начинаются на макро-. Вот что сказано в энциклопедическом словаре:
Макро... (от греч. makros - большой, длинный), часть сложных слов, означающая: большой, относящийся к большим размерам, величинам (напр., макромолекула).
Если у вас будет время, обсудите с детьми, знают ли они какие-нибудь слова на макро- и что эти слова обозначают.
Необязательные задачи к этому уроку можно при необходимости выбрать на с. 44 - 45 учебника (из урока выравнивания). Также для этой цели можно выбрать некоторые задачи на с. 88 - 100 учебника (из раздела повторения в конце года).
Компьютерный урок «Следующая и предыдущая бусины»
Решение задач
Задача 132. В этой задаче дети впервые пробуют новый инструмент «цепочка». Убедитесь, что все учащиеся поняли, как он работает. В данном случае цепочка по условию должна состоять из одной бусины, причем бусина может быть любой. Поэтому проблема с удалением бусин в этой задаче, скорее всего, не встанет. Если это все-таки произошло, обсудите с учащимися в индивидуальном порядке, какие инструменты он может использовать, чтобы исправить свое решение.
Задача 133. Еще одна задача на использование нового инструмента. Содержательно задача совсем простая, ведь цепочка должна удовлетворять лишь одному условию – состоять из трех бусин. В этой задаче мы обращаем внимание ребят на то, что неправильно нарисованную в цепочке бусину можно стереть ластиком. Вообще-то фигурки в наших задачах ластиком не стираются почти никогда. Исключение составляют фигурки, которые ребенок сам взял в библиотеке. В данном случае это именно так.
Задача 134. Здесь дети активно закрепляют лексику текущего листа определений.
Задача 135. Задача на выделение цепочки по описанию. В случае затруднения нужно попросить ребенка пометить в каждой цепочке бусину, о которой идет речь (следующую бусину после зеленой).
Задача 136. Эта задача быстро позволит детям вспомнить всю лексику, относящуюся к порядку бусин в цепочке – как новую, так и уже изученную. Здесь впервые дети перемещают «лапкой» текстовые объекты, но надеемся, никого из ребят это не смутит, ведь перемещается «лапкой» текст в точности также, как и фигурка.
Задача 137. В отличие от предыдущих задач, здесь от ребят потребуется не только владение новым инструментом («цепочка»), но и содержательная работа над утверждениями в задаче. Из второго утверждения следует, что в цепочке должно быть не меньше семи фигурок. О том, что в противном случае утверждение оказывается бессмысленным, детям предстоит узнать на следующем уроке. Но в том, что в случае, например трех фигурок в цепочке, второе утверждение не будет истинным, дети обычно уверены из соображений простого здравого смысла. Если кто-то из детей настаивает на своем неверном решении именно такого рода, предложите ему обратиться к листам определений «Если бусина не одна», «Если бусины нет».
Из первого утверждения следует, что вторая с конца (предпоследняя) и третья с конца фигурки – одинаковые. Если одна из них оказывается седьмой, значит это одинаковые птицы. Подходящих цепочек в данной задаче много (поэтому решение несложно отыскать методом проб и ошибок). Один из самых простых вариантов – построить цепочку из 7 одинаковых птиц, но конечно дети предложат вам самые разные варианты цепочек.
Задача 138. В данном случае в описании утверждение всего одно и оно должно быть истинным. Это означает, что перед свиньей в цепочке действительно должен идти олень. Свинью можно поставить в любое окно кроме первого, в этом дети могут убедиться методом проб и ошибок. После этого перед свиньей нужно поставить оленя. Поскольку про остальные фигурки цепочки в описании не сказано ничего, их можно расставлять в окна как угодно. Таким образом, подходящих цепочек здесь довольно много.
Задача 139. В этой задаче детям нужно выбрать цепочку по описанию, состоящему из двух истинных утверждений, которые содержат понятия общего порядка бусин в цепочке с конца (третья с конца, вторая с конца). Кроме хаотичного просматривания здесь можно воспользоваться одной из двух стратегий. Первая состоит в том, чтобы по очереди просматривать цепочки и для каждой определять истинность обоих утверждений. Вторая состоит в том, чтобы сначала для всех цепочек проверить первое условие (и все неподходящие цепочки вычеркнуть), а затем для оставшихся цепочек проверить второе условие. Вторая стратегия позволит закончить перебор несколько быстрее. Действительно, лишь в двух цепочках третья бусина с конца квадратная. Только для этих цепочек есть смысл проверять второе условие.
Задача 140. На примере данной задачи дети могут заметить, что последняя бусина и первая с конца – это одно и то же. Если кто-то из ребят допустил в этой задаче ошибки, попросите его сначала явно сформулировать все условия, которые должны выполняться для цепочки. Затем нужно попросить учащегося пометить в цепочке те бусины, о которых идет речь (третью с конца и последнюю). После такой работы, надеемся, ребенок найдет свою ошибку самостоятельно.
Задача 141. Как всегда в таких задачах, мы не можем требовать построения отрицания от всех детей. Но если ребенок не слишком слабый, порассуждайте на эту тему вместе. Первое утверждение ложно, значит, в этой цепочке нет двух одинаковых фигурок (все фигурки – разные). Второе утверждение ложно, значит в цепочке не меньше 5 бусин (то есть пять или больше). Третье утверждение тоже ложно, значит в цепочке не все фигурки – бабочки (в цепочке есть не бабочки). Конечно, соблюсти эти три условия оказывается совсем не сложно и подходящих решений оказывается довольно много. Слабым детям как обычно можно посоветовать метод проб и ошибок – построить сначала цепочку как-нибудь, а затем для нее проверить три данных утверждения. Если хотя бы одно из них окажется не ложно, то цепочку необходимо подправить.
Компьютерный урок «Следующая и предыдущая бусины (дополнительный)»
Решение задач
Задача 142. В этой задаче ребята отвечают на вопросы, включающие в себя новые понятия – «следующий», «предыдущий» и уже изученные понятия. Кроме того, здесь дети закрепляют умение работать с инструментом «текст» (окна запрограммированы односимвольными).
Задача 143. Эта задача на достраивание цепочки по описанию. Здесь ребята должны очень внимательно прослушать условие задачи и выделить из него все важные условия. Первое из них – в каждое окно цепочки нужно положить красную бусину. Среди набора бусин всего 4 таких, значит, для достраивания цепочки мы используем все красные бусины. Второе важное условие – предыдущая бусина перед зеленой должна быть круглой. Поскольку в силу первого условия она должна быть еще и красной, значит третья бусина цепочки – красная круглая.
Задача 144. В этой задаче найти одинаковые фигурки без помощи наложения маловероятно. Сложность еще и в том, что нужно найти все пары одинаковых фигурок, поэтому необходим полный перебор. По ходу перебора полезно использовать пометки для фигурок, которые уже просмотрены.
Задача 145. Эта задача непростая и в некотором роде комбинаторная. С точки зрения взрослого сразу становится понятно, что речь идет о переборе вариантов. Ясно, что варианты должны быть разными, а использованные для построения вариантов объекты – два допустимых цвета. Дети (не имеющие соответствующего опыта и знаний) увидят эту задачу иначе и будут решать ее методом проб и ошибок, то есть раскрашивания рубашки и штанишки мальчиков наугад. Главное при этом, чтобы они после каждого нового раскрашенного мальчика проверяли, не появилось ли двух одинаковых фигурок и если они появились, то возвращались на шаг назад. В данном случае возможных различных вариантов раскрашивания ровно 4, то есть ребята в ходе решения находят все возможные варианты.
Задача 146. В этой задаче дети закрепляют материал текущей темы «Отсчитываем бусины от конца цепочки». В случае ошибок, попросите учащегося в каждом слове выделить четвертую букву с конца, например, красной галочкой, а также пометить вторую букву от начала и от конца, например синими галочками. Если и после этого учащийся не нашел все свои ошибки, нужно проверить, насколько качественно он проводит перебор. В частности, просмотренные слова лучше сразу обводить – если слово подошло, то синим цветом, если не подошло, каким-то другим.
Задача 147. Необязательная. По сути, эта задача интегрирует в себе два типа заданий – «найди две одинаковые фигурки» и «сделай фигурку такой же». Действительно, для того чтобы сделать одинаковыми три фигурки, нужно сначала найти две одинаковых фигурки среди раскрашенных, т.к. раскрасить можно лишь одну фигурку. Поиск двух одинаковых фигурок может происходить несколькими способами. Кто-то, возможно, найдет их хаотическим просматриванием, однако этот процесс может затянуться. Гораздо надежнее полный перебор либо разбиение фигурок на группы по цвету, например, левой верхней клетки. Понятно, что одинаковые фигурки надо искать в пределах каждой группы, сравнивать объекты из разных групп нет никакой необходимости. Одинаковые фигурки – вторая и четвертая слева в среднем ряду.