Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Тема 34
Тема 35
Урок 19. Комментарий для учителя к контрольной работе 1
Урок 19. Контрольная работа №1
Контрольную работу 1 вы в зависимости от вашего желания и возможностей можете проводить в трех вариантах – бескомпьютерном, компьютерном и смешанном. При бескомпьютерном варианте дети решают все задачи из тетради проектов. В этом случае им предлагается решить всего 6 задач: 5 обязательных и 1 необязательная (задача 2). При компьютерном варианте ребята решают все задачи компьютерной контрольной работы. В этом случае им предлагается решить всего 8 задач: 6 обязательных и 2 необязательных (задачи 6 и 8). При смешанном варианте вы можете предложить ребятам 6-7 задач, 3 из которых будут из тетради проектов, а остальные – из компьютерной контрольной работы. В контрольной работе должно быть 5 обязательных задач и 1-3 необязательных. Набор задач должен быть таким, чтобы компьютерные и бумажные задачи не дублировали друг друга, и в результате получался максимальный охват тем. Желательно, чтобы набор включал компьютерную задачу на сравнение наложением, потому что на бумаге этот материал проверить затруднительно. Также надо учитывать, что задачу на подсчет областей на бумаге решать сложнее, чем в компьютерном варианте, поэтому в сильном классе такую задачу лучше предлагать из тетради проектов. Вот пример ориентировочного набора задач, который удовлетворяет всем причисленным требованиям: из тетради проектов задачи 1, 3 (необязательная), 5, 6, из компьютерной контрольной работы задачи 3, 5, 6 (необязательная), 8 (необязательная).
Задачи из тетради проектов
Задача 1. Фигурок здесь довольно много, поэтому ребятам помогут различные стратегии поиска, в частности деление фигурок на группы по какому-то признаку. Например, можно разделить все фигурки на 4 группы по цвету верхней левой клетки. Теперь можно вести поиск в каждой из групп.
Задача 2. Необязательная. Задача на выделение областей картинки. Всего в данной картинке 9 областей (не считая носа и глаз), и все они в результате выполнения задания оказываются раскрашенными.
Задача 3. Задача на поиск двух одинаковых цепочек стандартного уровня сложности.
Задача 4. В этой задаче проверяется усвоение ребятами понятия каждый и связанного с ним умения осуществлять полный перебор. Поэтому задание считается верно выполненным только в том случае, если соединены все 6 пар бусин, удовлетворяющих условию. В других случаях задание считается невыполненным. Линии в решении могут пересекать друг друга, главное, чтобы было видно, что с чем соединено.
Задача 5. В данной задаче проверяется владение учащимися терминами есть, нет, предыдущий, следующий, наличие у ребят представления о порядке бусин в цепочке и умение определять истинность утверждений.
Ответ: вариант 1 - И, Л, И, Л, И; вариант 2 - И, И, И, И, Л.
Задача 6. Проверка усвоения алгоритма подсчета областей картинки с помощью числовой линейки. Кроме правильного ответа, в решении должна быть раскрашенная картинка и числовая линейка с пометками. В обоих вариантах в картинке 10 областей.
Компьютерные задачи
Задача 1. Задача на поиск двух одинаковых фигурок. Чтобы найти две одинаковых фигурки в данном случае придется сравнивать: цвет майки, цвет юбки, цвет бантика и расположение самой мышки на листе. Упрощает ситуацию то, что фигурок в задаче не очень много и то, что цвет областей фигурок легко позволяет делить фигурки на группы. Например, в задаче 1 варианта: 3 мышки в красных майках, 3 мышки – в синих майках, и 2 – в желтых майках. Ясно, что есть смысл сравнивать между собой только мышек в одной группе (в майках одного цвета), но не в разных. Таким образом, перебор значительно уменьшается.
Также эта задача на проверку усвоения понятия «разные фигурки». Во втором задании ответов, конечно, довольно много.
Ответ: в 1 варианте одинаковые мышки в красных майках, синих юбках, с зелеными бантиками; во 2 варианте – в желтых майках, зеленых юбках, с красными бантиками.
Задача 2. Задача на проверку усвоения листов определений «Одинаковые бусины. Разные бусины» и «Все, каждый». Кроме того, здесь проверяются инструментальные действия «соедини» и «пометь галочкой». Задача считается выполненной только в случае выполнения обоих заданий. Первое задание считается выполненным только в том случае, если помечены все круглые бусины, поэтому полный перебор здесь необходим.
Задача 3. Задача на проверку усвоения сравнения фигурок с помощью наложения. Конечно, дети не обязаны здесь сравнивать каждую фигурку с каждой при помощи лапки, но найти равные фигурки совсем без наложения (на глаз) вряд ли у кого-то получится. Ясно, что в деятельность детей на контрольной работе вы вмешиваться не должны. При проверке работ оцениваться будет не способ действия, а правильное решение (наличие двух одинаковых фигурок в окне). Даже если кто-то из детей обладая очень хорошим глазомером, правильно нашел одинаковые фигурки на глаз, совсем не используя «лапку», его решение долно быть признано правильным.
Задача 4. Знакомая детям задача типа «сделай фигурки одинаковыми». В таких задачах дети по очереди сравнивают квадратики двух фигурок и делают так, чтобы квадратики на одних и тех же местах были раскрашены одним цветом. Данная задача имеет единственное решение – цвет всех нераскрашенных клеток обеих фигурок определяется однозначно.
Задача 5. Наиболее сложная из обязательных задач. Рассмотрим задачу 1 варианта. В наборе ровно 4 желтые бусины (их можно сразу пометить, например галочками). Значит в процессе решения должно появиться ровно 4 соединительные линии. Берем любую желтую бусину, например, круглую. Ее по условию нужно соединить с зеленой бусиной той же формы, значит с зеленой круглой. Соединяем, берем следующую бусину и т. д. Заметим, что желтых круглых бусин в наборе две, а зеленая круглая бусина ровно одна. Поэтому две круглые желтые бусины будут соединены с одной зеленой.
Задача 6. Необязательная. Усложненная задача, проверяющая усвоение понятия одинаковые бусины. В данном случае все нераскрашенные бусины разной формы. Поэтому, чтобы можно было сделать три одинаковые бусины, нужно среди раскрашенных бусин уже иметь две одинаковые.
Ответ. В 1 варианте нужно раскрасить треугольную бусину в голубой цвет (а все остальные бусины – в любой цвет); во 2 варианте нужно раскрасить квадратную бусину в фиолетовый цвет (а все остальные бусины – в любой цвет).
Задача 7. Данная задача охватывает довольно большой объем материала. С одной стороны, здесь проверяется умение ребят выбирать цепочку по описанию, данному с помощью нескольких истинных утверждений. С другой стороны, здесь проверяется владение учащимися понятиями «раньше», «позже». Наконец, здесь проверяется знание детьми русской алфавитной цепочки. Кроме того, здесь дети должны правильно понимать договоренности об утверждениях, не имеющих смысла для данной цепочки.
Задача 8. Необязательная. Один из вариантов решения данной задачи – метод проб и ошибок. При таком варианте первую фигурку ребенок раскрашивает как-нибудь, вторую – так, чтобы она не была такой же как первая. Третью фигурку надо раскрасить так, чтобы она не была ни такой же как первая, ни такой как вторая и т.д. Ясно, что при таком способе, чем ближе к концу, тем сложнее будет решать. Другой вариант – организовать систематический перебор комбинаций раскрашенных клеток, например, зеленым. Такой способ дети, скорее всего, не смогут реализовать от начала и до конца (хотя возможно используют интуитивно соответствующие стратегии), но он поможет нам для поиска и подсчета всех решений.