Урок 11. Комментарий для учителя к проекту «Буквы и знаки в русском тексте»

Untitled Document

Урок 11. Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

Практическая цель проекта - подсчет букв и знаков в русском тексте.

Методическая цель проекта - выделение в тексте строчных и заглавных букв, исследование символов русского текста, усвоение алгоритма подсчета символов в русском тексте.

О проекте

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»  представляет собой интегрированную исследовательскую деятельность, в которой учащиеся рассматривают отрывок текста на естественном (русском) языке с разных точек зрения: так геолог может рассматривать минерал, ботаник - растение, физик - результаты эксперимента, терапевт - состояние пациента. Учащийся-исследователь изучает предъявленный ему феномен, выделяет в нем элементы, в данном случае все встречающиеся символы, затем осуществляет количественный анализ объекта - подсчитывает, сколько каких символов встретилось.

Основная деятельность, происходящая в рамках проекта, совершенно формальная и не требует почти никаких предварительных знаний: это просто поиски одинаковых фигурок, пометка найденной фигурки и пометка очередной клетки в таблице. Главное при этом - внимательность. По ходу дела имеют место и другие виды деятельности - обозревается все семейство знаков препинания, закрепляются навыки пользования числовой линейкой.

Мы настоятельно рекомендуем вам самим сосчитать буквы (и знаки) хотя бы в одном тексте - это позволит вам почувствовать специфику такой деятельности и поможет при планировании урока

Общее обсуждение

Как всегда, в начале проекта надо объяснить ребятам его практическую цель. Цель первого этапа проекта - подсчет строчных и заглавных букв в русском тексте. В нашем курсе дети уже привыкли к тому, что все буквы используются в одинаковом начертании - только заглавные. Поэтому надо обратить внимание ребят на то, что в русском тексте каждая буква может быть заглавной или строчной. При этом некоторые буквы в заглавном и строчном виде отличаются только размером, например П, Р, О и т. д. Другие буквы в заглавном и строчном виде отличаются не только размером, но и начертанием, например А, Б, Е и т. д. Подробно о различии в написании строчных и заглавных букв в начале урока можно не говорить - дети столкнутся с этим в ходе работы с текстами.

Решение задачи 1 из тетради проектов

В задаче 1 приводится текст - стихотворение «Диета термита» Бориса Заходера и две таблицы - таблица прописных букв (в ней все буквы раскрашены серым) и таблица строчных букв (в ней буквы не раскрашены). Кроме того, к этой задаче относится Рабочая таблица 1 (со вкладыша тетради проектов) для подсчета букв.

Перед ребенком ставятся две задачи: во-первых, разбить все буквы текста на прописные и строчные, раскрасив клетки с прописными буквами желтым, и, во-вторых, с помощью Рабочей таблицы 1 сосчитать, сколько каких букв встретилось в тексте, и заполнить таблицы в тетради.

Раскрашивание клеток в тексте, вероятно, не займет много времени. Прежде чем ребенок приступит к подсчету, желательно проверить правильность раскраски (это сделать очень легко: прописные буквы - все буквы заголовка, первая буква каждой строки, одна буква в середине третьей с конца строки и инициалы автора). У кого-то, возможно, возникнет проблема с заголовком. В тексте прописная буква всегда «вылезает» из строки и поэтому хорошо выделяется, а в заголовке все буквы одинаковой высоты. Как тут быть? Обратите внимание детей, которые не нашли прописных букв в заголовке, на буквы Е и А. Какие это буквы - строчные или прописные, в какой таблице (строчных или прописных букв) стоят эти буквы?

Для подсчета букв ребенку предлагается работать с Рабочей таблицей 1. В этой таблице на каждую букву отводится столбец пустых клеточек. Каждое вхождение буквы в текст отмечается галочкой (крестиком, точкой или другой меткой) в отдельной клеточке в соответствующем столбце. Метки нужно проставлять сверху вниз без пропусков.

Подсчет букв в данном проекте дети будут производить с помощью следующих процедур. Учащийся ставит галочку около буквы, ищет букву в таблице и ставит крестик в очередной клетке под этой буквой, затем помечает другую букву и т. д. Эта работа требует определенной сосредоточенности и аккуратности. Как и в других подобных случаях, посоветуйте детям работать простым карандашом - метки, сделанные простым карандашом, можно стереть, если допущена ошибка.

Не торопите детей. Одно из достоинств такого рода деятельности - работу можно прервать в любой момент (пометив в таблице очередную отмеченную букву) и легко к ней вернуться снова. Обратите внимание детей на то, что в Рабочей таблице 1 все клетки с прописными буквами раскрашены серым, как и в основных таблицах.

После того как Рабочая таблица 1 будет заполнена, нужно сосчитать количество меток в каждом столбце таблицы. Для этого ребенок может использовать числовую линейку, которая помещена справа от таблицы. Числа числовой линейки «нумеруют» строки рабочей таблицы. Поэтому, чтобы узнать, сколько меток находится в данном столбце, нужно просто посмотреть, какое число оказалось в той строке, где стоит последняя метка. (Желательно, чтобы дети сами до этого додумались; еще лучше, если кто-то из детей сможет это понятно сформулировать.) Излишне говорить, что использование линейки, полоски картона или бумаги существенно облегчит задачу поиска ответа: нужно положить ее горизонтально на уровне последней отмеченной клетки и посмотреть, какое число в числовой линейке оказалось на этом уровне. Результаты подсчета должны быть занесены в таблицы прописных и строчных букв, прилагаемые к тексту в тетради.

Одна из целей, которых мы пытаемся достичь в данном проекте, - формирование у учащегося представления об «объективно существующем» и постоянном количестве объектов в куче. (Один из вариантов «сохранения» Пиаже.) Допустим, у двух детей получились ответы, отличающиеся в отдельных столбцах. Что делать? Скорее всего, каждый из них уверен, что его ответ правильный. Более того, для детей может не быть ничего абсурдного в том, что они оба правы. Причин для этого много. Среди наиболее очевидных: дети считали буквы в разных тетрадях. Лучшим способом формирования у ребенка уверенности, что есть только один правильный ответ, является организация практической деятельности, в ходе которой всегда получается один и тот же результат. Итак, если у двух детей возникло расхождение, то надо и тому и другому дать возможность произвести подсчет заново. Для этого нужно обеспечить их копиями текстов и чистыми рабочими таблицами для подсчета. Наиболее разумная стратегия состоит в подсчете числа вхождений только тех букв, для которых возникло расхождение. При таком способе результат будет получен быстрее, чем при подсчете всех букв заново, но это требует большей аккуратности.

Вот еще две стратегии деятельности, которые вы можете использовать в проекте.

Первая стратегия. В тех или иных ситуациях, например, если при повторном подсчете у детей снова возникли те же самые расхождения в подсчетах, возможны следующие действия. Правильно ли решена задача, можно проверить, решив каждую из ее частей. (Это вариант общей стратегии разбиения задачи на подзадачи.) Таким образом можно считать число букв «е» на каждой странице (или даже в каждой строчке) и сравнивать получившиеся результаты. Промежуточные результаты могут быть выражены числом или отчеркнуты жирным зигзагом между двумя клетками рабочей таблицы.

Тогда для сравнения результатов и выявления места расхождения удобно перегнуть обе рабочие таблицы по вертикали - одну по левой границе сомнительного столбца, другую по правой, положить их рядом, сравнить и найти страницу (строку), где возникло расхождение. Этот метод поиска ошибки будет полезен и в дальнейшем.

Вторая стратегия. Когда у двух детей результаты подсчета расходятся, надо спросить, что получилось у третьего ребенка (лучше у более слабого ученика). Самое интересное, если его результат отличается от первых двух. Если же его результат совпадет с одним из уже полученных, то, как мы с вами можем предположить, исходя из специфики задачи, скорее всего, именно он правильный. (Хотя может оказаться и так, что, например, большинство детей посчитали все буквы заголовка за строчные.) В любом случае наличие большинства, получившего один и тот же результат, вовсе не основание считать другой результат ошибочным, а повод еще раз проверить подсчет и самостоятельно выявить причину расхождений.

Описанные выше стратегии, как и весь проект, можно отнести к технологиям мышления и коммуникации. Было бы очень хорошо, если бы вы старались в ходе самых разных занятий с детьми, начиная с решения арифметических задач и кончая театральной постановкой и уборкой класса, обращать их внимание на общие стратегии деятельности. Делать это лучше не в форме лекций, а вспоминая конкретные ситуации и проводя аналогии.

Обязательно прочитайте в классе стихотворение «Диета термита» вслух и обсудите, что значит слово «диета». Подумайте заранее, как его объяснить детям: это не так просто.

Задача 1 является на этом уроке наиболее важной, как первая задача, в ходе которой должен быть усвоен алгоритм подсчета букв. Поэтому не жалейте на нее времени. Проведите в конце фронтальную или парную проверку таблиц с обязательным нахождением всех ошибок и выяснением причин их появления.

Решение задач 2 - 4 из тетради проектов

Если вы уже успели посчитать буквы хотя бы в одном тексте, то понимаете, что у детей на задачу 1 уйдет не меньше 20 минут, а у некоторых - гораздо больше. Поэтому только быстрые и техничные дети успеют выполнить на уроке хотя бы одну из задач 2 - 4. Если у вас есть время и желание, можно добавить к этому проекту еще один урок. Именно на этот случай мы на вкладыше даем только одну Рабочую таблицу 1, а остальные - Рабочие таблицы 2 (для подсчета букв и знаков). Также можно предложить одну из задач 2 - 4 на дом.

В задачах 2 - 4 от детей потребуется то же, что и в задаче 1, только в этой задаче текст выглядит совершенно обычно (в задаче 1 каждая буква была написана в отдельной клетке, чтобы детям было легче выделять буквы) и заглавные буквы раскрашивать необязательно. Если кому-то из детей удобнее раскрасить заглавные буквы, это вполне допустимо.

«Кисонька-мурлысенька» - небольшой текст, вполне подходящий для обсуждения, чем отличается тире от дефиса.

«Уики-Вэки-Воки» - стихотворный текст, в котором есть слова с несколькими дефисами. Несмотря на то что знакомство со знаками препинания у нас запланировано на следующем уроке проекта, если большинство ребят приступят к задаче 3, стоит познакомить класс с дефисом.

«Случайное стихотворение» - стихотворный текст, в котором активно используется многоточие.

Методическая цель второго этапа проекта - знакомство со знаками (знаками препинания и дефисом) как элементами естественных русских текстов и, конечно же, закрепление знаний и навыков, полученных в результате прохождения первого этапа.

Общее обсуждение

Обсудите с детьми сходство и различия между начертанием знаков препинания. Обратите их внимание на то, что знак многоточия - это один единый знак, очень похожий на три точки. То же относится и к точкам, которые являются составными частями вопросительного и восклицательного знаков, двоеточия и точки с запятой. Каждый знак нужно рассматривать как единое целое, не разделяя его на составные части. Также обратите внимание детей на то, что дефис и тире совершенно разные знаки. Дефис всегда изображается короткой черточкой, а тире  - всегда длинной. Кроме того, дефис в отличие от тире не знак препинания, а внутрисловный знак (этот термин детям, конечно, необязательно выучивать), нечто вроде дополнительной буквы.

Решение задачи 9 из тетради проектов

В этой задаче ребятам необходимо посчитать только число знаков препинания и дефисов. Для решения этой задачи дети могут использовать часть Рабочей таблицы 2 (со вкладыша тетради проектов), относящейся к знакам. Алгоритм подсчета почти такой же, как и в задаче 1. Просматриваем текст с начала и находим первый по счету знак, ставим около него галочку. Теперь находим этот знак в рабочей таблице и ставим в соответствующей клетке крестик. Дальше ищем в тексте следующий знак препинания, двигаясь от места последней галочки и т. д., пока не доходим до конца текста.

Данное стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок найдет почти все знаки (кроме кавычек), и это позволит ему быстро понять суть дела. Конечно же решение задачи должно заканчиваться подробной проверкой решения, включающей поиск и устранение всех ошибок.

Решение задач 5 - 8 из тетради проектов

Задачи 5 - 7. Для решения этих задач нужно использовать Рабочую таблицу 2. Она отличается от Рабочей таблицы 1 тем, что, помимо букв, в ней содержатся знаки препинания и дефис.

Если в задаче 1 противопоставление прописных и строчных букв поддерживалось искусственно (различием в цвете клеточки), то теперь буквы в текстах не раскрашены, и мы не просим ребенка раскрасить прописные буквы в тексте. Заметим, однако, что в Рабочей таблице 2 прописные буквы, как и прежде, раскрашены. Это ни в коей мере не упрощает задачу, но помогает существенно снизить количество ошибок при заполнении рабочей таблицы.

Стихотворение «Так» - текст, удобный для изучения феномена кавычек; в частности, в нем есть кавычки внутри кавычек. Вообще говоря, внутренние и внешние кавычки в таких случаях обычно различаются по начертанию. Например, если внешние - «елочки» («»), то внутренние - «лапки» (" "). Но мы решили не запутывать детей и оставить все кавычки одинаковыми.

Стихотворение «Жизнь жука» - текст, в котором встречаются многие знаки препинания и ни для какой буквы количество ее вхождений в текст не превышает 30.

«Лгун» - коротенький рассказ Л. Н. Толстого, включенный в проект для разнообразия жанров.

«Тридцать шесть и пять» - стихотворение, где встречаются все знаки препинания и дефис. Мы предлагаем детям считать в нем только знаки, а буквы не считать - их слишком много.

После того как подсчет будет завершен, обсудите с детьми, сколько в текстах бывает открывающих кавычек и сколько закрывающих и почему их должно быть поровну. То же касается и скобок.

Задача 8. Кто-то из сильных и быстрых учеников успеет, кроме задачи 5, решить еще и эту задачу. При желании можно предложить решить ее дома.

Заключительный комментарий

Ключи к таблицам для всех текстов помещены в конце настоящего комментария. Еще раз повторим, что мы просим вас самих выполнить задание для нескольких текстов: это позволит вам принимать правильные решения при планировании урока и домашних заданий. Как видите, мы специально предлагаем вам тексты с запасом, если вам захочется продолжить описанную деятельность, расширив объем проекта, или использовать эти тексты на обычных уроках.

В заключение еще раз подчеркиваем, что проект предлагает учащимся интегрированную исследовательскую работу с русским текстом. Ценность этого проекта заключается также в том, что дети знакомятся с прописными и строчными буквами и знаками (знаками препинания и дефисом) как с элементами естественных русских текстов, а не как с абстрактными объектами, вырванными из контекста. Мы постарались включить в проект законченные классические и современные произведения русской литературы.

Возможно, в конце урока кто-то из детей, глядя на рабочие таблицы, скажет: «Такой-то буквы больше всех, а такой-то вообще нет!» Скорее всего, вы могли бы придумать, как стимулировать ваших детей к анализу (хотя бы поверхностному) результатов их деятельности и формулированию выводов проведенного эксперимента.

Picture 20.png

Последнее изменение: Friday, 18 September 2015, 22:53