Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Тема 34
Тема 35
Урок 10. Комментарий для учителя к уроку «Все, каждый. Буквы и цифры»
Урок 10. «Все, каждый. Буквы и цифры»
Новые ключевые слова: все, каждый, инструкция.
Все, каждый
Понятие все является вторым из наиболее важных понятий математической информатики, с которыми ученики знакомятся в нашем курсе. (Первым было понятие одинаковости.)
Надеемся, что ученикам понятия все, каждый покажутся простыми. Они и на самом деле простые (например, «каждый его знает»). Однако не всегда это было так. Например, постижение силлогизмов Аристотеля составляло существенную часть средневекового высшего образования. Возможно, вы встречали и примеры силлогизмов вроде:
Все люди смертны.
Сократ - человек.
______________________________
Следовательно, Сократ смертен.
Надеемся, что ученики без труда смогут в будущем строить рассуждения такого рода. Но предостерегаем вас от игнорирования того, что понимание детьми таких «очевидных» слов, как, например, каждый, поначалу может немного или даже существенно отличаться от вашего.
Слова все, каждый всегда относятся к некоторой совокупности объектов. Иногда эта совокупность устроена сложно: все атомы во Вселенной, или все действительные числа. Мы довольно долго будем иметь дело с простыми совокупностями, умещающимися на одной странице, где объекты сравнительно легко перебрать по одному.
Именно такой перебор (по одному) и нужно осуществлять каждый раз, когда мы выполняем какое-то действие или проверяем какое-то свойство для всех объектов. Не надо формулировать это в виде правила. Лучше, если дети будут относиться к словам все, каждый просто как к словам русского языка с очевидным смыслом. Однако желательно проверить, все ли дети (опять все!) правильно понимают этот смысл и действительно в какой-то мере систематически просматривают все объекты. Это очень важно для формирования информатического, конструктивного взгляда на понятия и процессы.
Просмотр объектов
В курсе мы стараемся сделать наглядными, видимыми объекты информатики (а также математики и лингвистики), так же как и отношения между ними и действия над ними. Такая визуализация объектов информатики, сочетание образного и символического описаний очень продуктивны в обучении. Они же являются одним из основных направлений развития информационных технологий в целом и их применения в образовании в частности. Все чаще и чаще, рассказывая что-то друг другу, люди одновременно показывают это на экране, куда проецируется компьютерное изображение, где появляются все необходимые иллюстрации.
Речь пойдет об одном важном умении: просматривать и сортировать графические или символьные объекты, расположенные в некотором поле (скажем, на странице или в поле одной задачи). В жизни такое умение необходимо везде, начиная от чтения меню, расписания движения поездов и самолетов, географических карт и заканчивая поиском подходящих туфель на полке магазина. Возможно, в предыдущих задачах некоторые ребята уже пытались осуществить просмотр объектов, однако без него можно было и обойтись. В последующих задачах полный и систематический просмотр объектов становится необходимым условием решения задачи.
Процедура просмотра, которую обычно использует ребенок, а часто и взрослый, хаотическая. Это - беспорядочное перескакивание с одного предмета на другой. Иногда эта стратегия не так уж плоха. Однако она не нужна в случаях, когда требуется выполнить действительно полный просмотр, или, как иногда говорят в информатике и математике, полный перебор. Поэтому необходимо вычеркивать или обводить уже просмотренный объект или хотя бы ставить на нем (или вблизи него) точку. Но если ребенок не использует графических пометок, перечисленных выше, полезно предложить ему некоторую стратегию просмотра. (Например, просматривать объекты в ряду слева направо, переходя к следующему ряду сверху вниз.) Использование этой стратегии можно облегчить с помощью линейки, которую надо перемещать сверху вниз, каждый раз просматривая появившиеся целиком над линейкой объекты. Эта стратегия требует большой аккуратности и хорошо работает, если объекты расположены по строкам.
Через несколько лет на уроках информатики детям придется составлять программы для компьютера, включающие полный просмотр, сортировку объектов и другие важные операции. Мы хотим, чтобы дети уже хорошо понимали, что это значит, и умели это делать вручную. Иначе как они смогут сознательно обучить этому компьютер?
Решение задач из учебника
Задача 47. Проследите за тем, чтобы ребенок не забыл выполнить проверку (это последняя строчка задания), даже если он абсолютно уверен в правильности своего решения (это опять соблюдение правил игры). Проверка заключается в том, чтобы осуществить полный перебор всех оставшихся на листе вырезания фигурок и убедиться, что они не улитки.
Задача 48. В этой задаче впервые употреблено ключевое слово инструкция - важное понятие нашего курса (и самой информатики). Для информатики очень важны различение и сопоставление понятий описание и инструкция. В обычном языке эти два вида текстов иногда соответствуют повествовательным и повелительным предложениям. Различие здесь не жесткое, часто не формальное, но во многих случаях весьма продуктивное. Одна из основных задач практического программирования - по описанию соотношения между исходными данными программы и результатом построить программу, которая позволяет всегда из данных получать результат. В задаче 48 инструкция совсем простая, состоящая всего из трех пунктов. Поэтому, скорее всего, у большинства детей усвоение понятия инструкция не вызовет трудностей.
Задача 49. В задаче используются буквы латинского алфавита, правда, в витиевато-декоративном начертании. Здесь ребята оценивают одинаковость латинских букв как фигурок.
Задача 50. Необязательная. Задача потребует от ребенка аккуратного выполнения такой последовательности действий: а) найти грушу, которая еще не соединена со сливой; б) определить цвет этой груши; в) найти сливу такого же цвета; г) соединить найденные грушу и сливу. Если ребенок запутался или пропустил какую-нибудь грушу, верните его еще раз к условию задачи.
Задача 51. Необязательная. Если позволяет время, попросите ребят вспомнить названия всех животных на картинке, кто где живет, чем питается и т. д.
«Буквы и цифры»
Новые ключевые слова и выражения: буква, цифра, алфавит, русский алфавит, латинский алфавит.
Буквы и цифры
При первом взгляде на лист определений кажется, что он просто дублирует материал, который детям уже известен, ведь к настоящему моменту они должны хорошо знать русские буквы и все цифры. Большинство детей сейчас начинают изучать иностранный язык еще в начальной школе, а это значит, что и латинский алфавит им тоже знаком. К тому же, еще до этого листа определений дети решали задачи, где в качестве элементов использовались буквы различных алфавитов. Как это понимать?
Дело в том, что до настоящего момента мы ввели ровно два вида элементов нашего курса - фигурки и бусины. Когда мы в задачах брали в качестве элементов буквы (любого алфавита, в любом написании), то использовали и анализировали их как фигурки, при этом слово «буква» в формулировках употребляли в его обычном значении. Так же использовали другие русские слова, которые не являются понятиями нашего курса (яблоко, банан, бабочка и т. д.). На этом уроке введем русские и латинские буквы (и цифры) на листе определений как еще один вид элементов нашего курса. Явное представление всех букв и цифр на листе определений - часть наших правил игры. Начиная с этого момента можем предлагать детям задачи на выделение, создание наборов русских и латинских букв, а позднее - на составление цепочек из русских и латинских букв.
Буквы и цифры - элементы, которые используются при построении многих наук, в частности собственно информатики. Поэтому мы считаем необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, мы можем сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что из всех свойств фигурок для них важны лишь начертание и ориентация на листе. Именно они позволяют отличить и «узнать» данную букву или цифру: например, определить представленный элемент как цифру 6. Ясно, что цвет и размер в этом процессе не играют никакой роли - красная маленькая печатная буква Щ несет ту же информацию, что и зеленая большая рукописная буква Щ. Чаще всего для нас оказывается важным лишь то, что это русская буква - буква Щ. Ясно, что объяснить все это детям на листе определений оказывается довольно затруднительно. Поэтому во всех задачах достаточно рассматривать буквы и цифры как фигурки - задач на различение букв и цифр по цвету и размеру в курсе нет. По той же самой причине все буквы у нас в курсе только прописные. Естественно, что в курсе русского языка различаются прописные и строчные буквы, но для наших информатических целей и задач прописных букв оказывается вполне достаточно. Таким образом, ситуация с одинаковостью или различием букв и цифр ничем не будет отличаться от аналогичной ситуации с фигурками. Именно поэтому мы не приводим на листе определений примеров двух одинаковых и разных букв и цифр.
О названиях и начертаниях букв
Одними из основных объектов нашего курса и всей информатики являются буквы и цепочки букв, и нам, естественно, хотелось бы, чтобы ваши ученики использовали общепринятые названия букв основных алфавитов: русского, латинского и позднее греческого. Большинство детей вашего класса наверняка хорошо знают названия русских букв. Процесс запоминания названий букв латинского и других алфавитов может происходить очень медленно. Здесь нет ничего плохого.
Мы дадим вам список всех названий русских и латинских букв (такой же, как и в других учебниках). Но сначала нам хочется задать вам несколько вопросов и сделать несколько замечаний на данную тему.
Как вы думаете, какого рода слово «икс»? А слово «дэ»? Вот что написано по этому поводу в русском переводе одной важной для всей математики ХХ в. книги: «Заметим, что в русском языке слова, служащие названиями букв латинского и греческого алфавитов и имеющие признак мужского или женского рода («икс», «дельта» и т. п.), фигурируют в двух формах: в форме склоняемого существительного соответствующего рода и в форме несклоняемого существительного среднего рода; в математической терминологии наблюдается тенденция к преимущественному употреблению второй формы» (Бурбаки Н. Теория множеств: Пер. с фр. - М.: Мир, 1965. - С. 53).
Названия букв русского языка, кроме таких, как «твердый знак» и «мягкий знак», - все среднего рода.
Вот вам еще один вопрос: какая буква здесь написана? P
А здесь? Щ
В первом случае, чтобы правильно назвать букву, надо знать, что имеется в виду: не хватает дополнительной информации, чтобы понять, какая это буква - русская «эр» или латинская «пэ». Во втором случае это, скорее всего, русская «ща» (а может, это болгарская буква, которая читается «шт»?). Однако трудно понять, прописная это буква или строчная.
Как вы думаете, чем отличаются два символа 0 О и как каждый из них может называться в тексте на русском языке?
Конечно, буква О и нуль очень похожи друг на друга. На пишущих машинках это часто бывает один и тот же знак. Но есть машинки, в которых буква О и нуль разные. И буква О, и нуль - это эллипсы (или овалы), но обычно нуль более вытянут по сравнению с буквой О.
Обратите внимание на то, что некоторые буквы при очень большом внешнем сходстве все же различаются в начертаниях. Например, русская «ка» имеет вид К, а латинская «ка» - вид K (по-разному расположена правая нижняя «лапка»), русская «у» - вид У, а латинская «игрек» - вид Y. И потому написание БYДYТ (так иногда пишут на Западе в текстах для русскоязычных) выглядит так же противоестественно, как УOU (так иногда пишут в России для иностранцев). Вопрос этот стал еще более актуальным в связи с использованием компьютеров и компьютерных шрифтов, где, например, две абсолютно одинаковые на вид буквы С и C имеют два разных кода, так как одна из них - русская «эс», а другая - латинская «цэ».
Когда не было компьютеров, но в тексте надо было использовать римские цифры (строящиеся на основе латинского алфавита), то в русской машинописи часто использовали русскую У вместо латинской V и т. п. Получалось что-то вроде ХУШ для обозначения XVIII века. Замечательно, что и сейчас в компьютерном тексте на русском языке можно иногда встретить то же самое. Более того, поскольку теперь книги создают на компьютере, то этот прием «прокрался» и в книги! Вот какова сила привычки!
Если вам еще не надоели вопросы, то вот еще пара.
Какая буква латинского алфавита никогда не употреблялась в старых латинских текстах? Такой буквой является буква W («дубль-вэ»).
Помимо букв, в русских словах встречаются еще дефис - в некоторых сложных словах (генерал-майор), апостроф - в некоторых собственных именах (д'Артаньян, О'Кейси) и знак ударения (бoльшим).
Буквы латинского алфавита тоже имеют названия в русском языке. Мысль о том, что латинские буквы имеют названия в русском языке (а не в латинском, французском, немецком и других языках с латинской графикой), подчас оказывается неожиданной даже для специалистов. Русские названия для греческих букв почему-то воспринимаются с меньшим сопротивлением. Разумеется, свойством обладать русским названием латинские буквы ничем в принципе не отличаются от других знаков - тире, дефиса, тильды, греческих букв, русских букв, букв кириллицы.
Приведем прописные буквы латинского алфавита с русскими названиями.
Для немецкого, французского и многих других языков буквы латинского алфавита являются родными, так как специальных названий, отличающихся от французских и немецких, нет. В русском же языке многие названия латинских букв такие же (на самом деле, конечно, почти такие же), как во французском и немецком.
Русские названия для букв A, B, D, F, I, K, M, N, O, P, R, S, T, X такие же, как в немецком и французском языках. Русские названия для букв C, J, Q, U такие же, как в немецком (но не во французском) языке. Русские названия для букв G, H, L, V, W такие же, как во французском (но не в немецком) языке. Русское название для Y такое же, как во французском языке, но с переносом ударения на первый слог, русское название для Z такое же, как во французском, но с оглушением последнего согласного. Название для E чисто русское.
Мы приводим названия букв русского и латинского алфавитов на третьей стороне обложки учебника и хотим, чтобы дети постепенно учились правильно называть латинские буквы, хотя бы те, которые мы будем использовать в задачах.
Решение задач из учебника
Задача 52 заставит детей обратить внимание на то, что в русском и латинском алфавитах есть буквы очень похожие, но все-таки различающиеся. Конечно, мы не предлагаем детям отличить русскую К от латинской K - это различие слишком тонко. Но вот разобраться с буквами И и N, Г и L, Я и R вполне посильная задача. Сложности может вызвать буква Е, которая является элементом как русского, так и латинского алфавитов. На наш взгляд, самым логичным решением в соответствии с принятыми на листе определений правилами игры будет обвести эту букву дважды - как русскую и как латинскую.
Задача 53. Для каждого пункта условия существует единственная пара символов: красным учащиеся должны обвести две буквы Г, зеленым - две цифры 4, синим - две буквы Z. Однако кто-то из ребят может обвести два знака $ или %. Лучше всего в таком случае вернуть ребенка к листу определений и попросить его найти там обведенные символы.
Задача 54. Необязательная. Довольно трудоемкая задача - в каждом пункте инструкции длинные списки букв. Предложите детям, у которых возникнут трудности, помечать галочками в инструкции те буквы, клавиши с которыми они уже раскрасили. В результате выполнения инструкции должна получиться клавиатура, раскрашенная для 10-пальцевого метода печати, который используется при работе с компьютерной клавиатурой: синим будут раскрашены клавиши, которые надо нажимать указательными пальцами, красным - средними, зеленым - безымянными, желтым - мизинцами. В нашем курсе детям предстоит познакомиться с 10-пальцевым методом слепой печати при работе с клавиатурным тренажером, а сейчас об этом можно просто упомянуть.
Расположение русских букв на клавиатуре (и пишущей машинке) довольно своеобразное:
- на часто встречающиеся буквы нажимают наиболее разработанными пальцами;
- буквы, часто встречающиеся рядом в словах, не соседствуют на клавиатуре и на рычажках пишущей машинки (это соображение сегодня потеряло смысл - ведь на компьютере опечатки проверяются автоматически).
Скорее всего, для русского языка существует другое расположение клавиш - такое, которое позволит набирать текст быстрее. Для английского языка это проверено с большой достоверностью. Но вряд ли в ближайшее десятилетие в русском и английском стандартах клавиатур произойдут изменения. Впрочем, машины начинают все лучше и лучше понимать устную речь и устный ввод будет вытеснять клавиатурный так же, как клавиатурный вытеснил рукописный почти везде, где ввод текста важен. А может быть, вскоре появится и еще какой-нибудь до сих пор неизвестный способ введения текстов в компьютер.
Задача 55. Необязательная. Здесь использованы готические буквы.
Готическое письмо - это вид латинского письма, господствовавший в XII - XV вв. С течением времени в Италии начали преобладать округлые формы букв, что привело к исчезновению готики уже к XIV в. В Германии же, наоборот, продолжалось усложнение черт готического письма. В печатных книгах этой страны, как и в рукописях, готический шрифт господствовал вплоть до XX в.
Мы приводим здесь соответствие прописных готических букв и букв латинского алфавита в стандартном написании. По-русски готические буквы читаются так же, как и обычные латинские буквы, с прибавлением слова «готическое»: например, «дэ готическое», «аш готическое» и т. п.
Математикам при написании своих работ иногда не хватает обычных латинских букв, тогда они начинают использовать готические.
Задача 56. Необязательная. Ребята здесь продолжают совершенствовать способы поиска одинаковых элементов в совокупности. Кроме хаотичного просмотра элементов, можно предложить сравнивать все элементы между собой, организуя перебор систематически, или сравнивать все элементы по определенному признаку, разбивая их тем самым на группы. В данном случае можно начать со сравнения фигурок по первой строке. В шести фигурках первые строки одинаковые, а в двух - другие. Сравнивая эти две фигурки, понимаем, что они разные, и вычеркиваем их. Теперь оставшиеся шесть фигурок сравниваем по второй строке - остаются четыре невычеркнутые фигурки. Сравнивая последние строки, находим две одинаковые фигурки - вторая в верхней строке и последняя в нижней.
Компьютерный урок «Все, каждый. Буквы и цифры»
Лист определений «Помечаем галочкой»
На этом листе определений дети опять знакомятся с новым инструментальным действием – пометь галочкой. Оно совсем простое, как с содержательной, так и с технической стороны. С содержательной точки зрения это действие полностью аналогично действию обведи: оно позволяет выделить из совокупности один или несколько объектов нужных объектов. Однако во многих задачах использовать его удобней, чем обведи. Так, иногда объектов на странице много или они большие, поэтому белого фона остается немного и сложно обвести объекты так, чтобы не задеть остальные. Если нужно выделить много объектов, то пометить галочкой их гораздо быстрее, чем обвести. Например, во многих задачах, где нужно выделить все объекты, удовлетворяющие условию, помечать галочкой удобнее. Часто в процессе полного перебора нам необходимо помечать объекты, которые мы уже проверяли. Для такого случая тоже галочку использовать удобнее всего – если объекты обводить, то на листе получается слишком много линий. Конечно, объекты можно вычеркивать, но у многих детей зачеркивание ассоциируется с исправлением ошибок, для таких детей вычеркивание будет не самым лучшим вариантом.
С технической стороны правила действия пометь галочкой, отраженные на листе определений, также довольно несложные. Основное правило – ставить галочку так, чтобы было понятно, какой именно объект она помечает. Для этого мы договариваемся на листе определений ставить галочку на границе объекта очень близко к ней. Ставить галочку надо так, чтобы ее острый уголок указывал на нужную нам фигурку, поэтому мы ставим галочку обычно вблизи верхней границы фигурки (можно немного «заехать» и на саму фигурку). Лучше не ставить галочку внутри фигурки, так ее будет хуже видно.
Решение задач
Задача 71. Как обычно, первая задача на новый лист определений не слишком сложная. Хотя объектов на экране много, арбузы легко выделяются по цвету. Часто ошибки в подобных задачах связаны с некачественным перебором объектов, здесь же в основном они будут связаны с некачественным усвоением понятия (поскольку даже без перебора арбузы бросаются в глаза). Поэтому в случае ошибок попросите учеников еще раз изучить лист определений.
Задача 72. В отличие от предыдущей задачи здесь яблоки не бросаются в глаза и детям придется их действительно выбирать. Если при этом кто-то сделает ошибку, поместив в окно не все яблоки, попросите его провести полный перебор оставшихся вне окна фигурок и понаблюдайте, как он это делает. При необходимости попросите ребенка пояснять перебор вслух и использовать по ходу пометки.
Задача 73. Для начала каждый ребенок должен разобраться, что от него требуется в этой задаче. В условии речь идет о треугольных бусинах, поэтому берем любую треугольную бусину, например, желтую. Ее нужно соединить с яблоком того же цвета, значит соединяем ее с желтым яблоком. В условии не сказано, каким цветом при этом пользоваться, поэтому выбираем любой, например, желтый. В условии требуется сделать это для каждой треугольной бусины, поэтому продолжаем перебор треугольных бусин. При этом у нас обнаруживаются бусины одинакового цвета. Их конечно надо соединить с одним и тем же яблоком.
Задача 74. Эта задача на знакомство с новым инструментом, поэтому содержательно она совсем простая. Как обычно, никаких ваших общих пояснений не требуется – вся информация, нужная ребенку, есть в условии задач. Если кто-то из детей не догадается, как убрать галочку, проконсультируйте таких в индивидуальном порядке.
Задача 75. Здесь фигурок больше, чем в предыдущей задаче. В этой задаче дети осуществляют уже полноценный поиск объектов по описанию (а затем помечают найденные объекты галочкой), хотя описания пока совсем простые («корова», «свинья»).
Задача 76. При раскрашивании можно использовать 8 цветов, а бусин одинаковой формы у нас 9. Ясно (в силу принципа Дирихле), что хотя бы две бусины на экране окажутся одинаковыми. Поэтому, как бы дети не раскрасили бусины, пара одинаковых у них все равно найдется. Если у кого-то окажется несколько пар одинаковых бусин и ребята спросят, какую из них помечать, скажите что если это не написано, какую, значит любую.
Задача 77. В данной задаче фигурок уже много, поэтому важно то, где ребенок ставит галочку. Если кто-то из детей ставит галочки как попало и не понятно, какие фигурки этими галочками помечаются, стоит вернуть его к листу определений.
Задача 78. В этой задаче дети учатся использовать новый инструмент «текст». Как обычно, в условии задачи подробно объясняется, как это сделать. Поскольку на листе определений мы договорились с детьми использовать только заглавные буквы, в условии задачи есть указание нажать клавишу «Shift». Если хотите, вы можете со временем (или даже на этом уроке) показать детям, как устанавливать заглавные буквы с помощью клавиши «Сарs Lock». Перед началом урока вам надо решить, будете ли вы сразу объяснять детям как перейти на русские буквы. Если вы не хотите на этом уроке перегружать ребят информацией, просто проследите за тем, чтобы на каждом компьютере была установлена русская раскладка букв. Самостоятельно переходить на русскую раскладку букв детей можно научить на следующем уроке или даже позже.
Задача 79. В этой задаче дети узнают, как можно исправить что-то, напечатанное неверно. Если в предыдущей задаче детям могло вообще не понадобиться удаление букв, в этой задаче буквы необходимо удалять обязательно. Если кто-то из ребят не может найти клавишу удаления на клавиатуре, помогите ему. В этой задаче не сработают другие способы исправления напечатанного текста – ни кнопка «отмена», ни кнопка «начать сначала»..
Задача 80. Эта задача на выделение из набора одинаковых букв. Кому-то определение, данное на листе определений, возможно, показалось странным или непонятным и поэтому ребенок будет продолжать сравнивать буквы как фигурки. В этой задаче такой учащийся вообще не найдет одинаковых букв. Чтобы как-то сориентировать детей на результат, мы приводим указание к проверке. Если же учащийся не обратил на него внимание, необходимо вернуть его к рассмотрению примеров первого листа определений.
Задача 81. Эта задача на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных знаков. При возникновении любых сомнений необходимо сразу обращаться к листам определений – если такая буква (или цифра) там есть, значит, она выделена верно, если нет – неверно.
Задача 82. Здесь нужно в каждой строке набрать не просто какую-то букву (или цифру), а определенную (такую же как данная). Значит надо, по меньшей мере, найти на клавиатуре нужную клавишу. Большинство ошибок, скорее всего, будет связано с тем, что дети путают русскую и латинскую клавиатуры. Например, ребенок видит на клавиатуре букву А, нажимает ее, а эта буква латинская. При этом на экране печатается буква «Ф» (поскольку выбрана русская раскладка букв). Некоторых детей это приведет в замешательство. С такими детьми нужно обсудить, какие буквы с клавиатуры нужно брать, а на остальные попросите ученика пока не обращать внимания.
Компьютерный урок «Все, каждый. Буквы и цифры» (дополнительный)
Решение задач
Задача 83. В этой задаче на новое понятие («все») впервые проблема полного перебора становится действительно актуальной. При отсутствии такого перебора часть решения можно легко потерять. Чтобы этого не произошло, желательно использовать определенную стратегию перебора. Поскольку объекты здесь расположены не ровно по строкам, лучше двигаться в целом слева направо и сверху вниз, по ходу используя пометки (чтобы точно ничего не потерять). Берем первую букву (самую левую из верхних). Она не такая же, как фигурка-образец, помечаем ее черной галочкой. Сдвигаемся вправо, видим фигурку, совпадающую с образцом, обводим ее оранжевым, как требует условие. Берем следующую не помеченную фигурку и так делаем до тех пор, пока все фигурки не оказываются помеченными (галочкой или линией обводки).
Задача 84. Стратегии здесь могут быть разными. Один из вариантов – сравнивать фигурку-образец с каждой фигуркой внизу по очереди. Другой вариант – по очереди перебирать клетки фигурки-образца, сравнивая их сразу со всеми такими же клетками фигурок внизу. Если в одной из фигурок внизу клетка раскрашена в другой цвет, фигурку можно сразу отбросить. Так действуем дальше, пока не переберем все клетки фигурки-образца. Например, верхняя левая клетка фигурки-образца красная, значит нам подойдут все фигурки, в которых верхняя левая клетка красная или нераскрашенная (ее можно будет раскрасить красным). У второй фигурки верхняя левая клетка другого цвета, ее можно отбросить. Верхняя правая клетка у фигурки-образца голубая, это нам не позволяет отбросить ни одной фигурки. А вот нижние клетки позволяют отбросить три фигурки и остается одна, из которой можно построить решение.
Задача 85. С содержательной и технической точки зрения эта задача является совсем простой. Заминка в решении может возникнуть лишь у ребят, которые забыли, как выглядит флаг России. Для таких детей мы даем в условии подсказку, которая появится, если нажать на знак вопроса. Умение находить и использовать нужную информацию мы считаем одним из важнейших информационных умений. Это умение мы будем активно и целенаправленно формировать у детей в ходе изучения курса. В 1 классе мы начнем, конечно, с такой ситуации, когда нужную информацию найти совсем легко. Обычно в задачах всю информацию, нужную для решения, можно найти в этой же задаче ( в условии или в прилагающейся к нему подсказке) или на листе определений. Позже мы будем создавать для детей более сложные ситуации поиска сведений, необходимых в задаче.
Задача 86. Здесь решение потребует от ребят аккуратности. Поскольку названия цветов расположены на экране довольно близко, нужно проводить соединительные линии точно, чтобы было понятно, с каким цветом соединена каждая бусина. Чтобы решение у ребят выглядело более наглядным, посоветуйте им проводить соединительные линии разными цветами.
Задача 87. Здесь среди раскрашенных фигурок одинаковых нет, но есть две одинаковые нераскрашенные фигурки, значит именно их и нужно раскрасить в подходящий цвет (красный, синий или голубой).
Задача 88. Эта задача находится на стыке нашего курса с курсом математики (арифметики). С одной стороны здесь «работает» наше новое понятие (каждый). С другой – для выполнения каждого задания задачи нужно считать объекты (ягоды). Тем, кто любит математику, задача определенно понравится. Возможно, что решение серии подобных задач из нашего курса поможет полюбить математику и всем остальным.
Задача 89. Здесь нужно проследить, чтобы все ребята правильно вынули фигурки. Вынутые фигурки должны целиком находиться на желтой части рабочей области и не должны пересекать рамку окна (синюю).
Задача 90. Задача повышенного уровня сложности. Во-первых, фигурок здесь немало. Во-вторых, нужно найти не одну, а целых три пары одинаковых фигурок. Лучше всего использовать здесь для решения перебор. Берем первую фигурку, сравниваем ее с каждой из оставшихся. Такой же для нее не находится, значит ее можно больше не рассматривать (чтобы это было проще, можно пометить ее черной галочкой). Теперь берем вторую фигурку, для нее такая же фигурка находится, соединяем одинаковые фигурки в пары. Берем третью фигурку и т. д. Постепенно непомеченных и несоединенных фигурок остается все меньше, поэтому перебор уменьшается.
Задача 91. Здесь без полного и систематического перебора задачу решить довольно сложно. Перебор в этой задаче удобно вести по строкам слева направо и сверху вниз. При возникновении проблем, посоветуйте ребятам использовать по ходу перебора пометки. Так каждый просмотренный (но не обведенный) иероглиф можно помечать галочкой.
Задача 92. Это несложная арифметическая задача на наших информатических объектах (бусинах). Здесь дети впервые используют текстовые окна и задание «напечатай в окне» для ответа на вопрос. В данном случае вопросы (Сколько красных бусин в окне? и т.д.) заменены заданием (Сосчитай, сколько каких бусин в окне). Ответы на вопросы в нашем курсе – дело довольно тонкое. Поскольку курс построен так, чтобы ребенку в любой задаче было понятно, какие действия для ее решения он может предпринимать, то вопросы, предполагающие ответ в свободной форме или ответ, допускающий неоднозначность по форме, использоваться не могут. Это приведет к размыванию явных и ясных всем участникам правил игры. Поэтому мы используем только такие вопросы, ответы на которые находятся среди некоторого дискретного набора. Например, в данном случае детям надо напечатать в окна числа. Дальше детям будут встречаться задачи, где в окно надо вписать букву или слова «Да/Нет».
Задача 93. Задача на повторение темы «Одинаковые фигурки. Разные фигурки». В данном случае в качестве фигурок выбраны светофоры с разными сигналами. Если есть возможность, спросите детей, что означает каждый из этих сигналов.
Задача 94. Необязательная. Многим детям данная задача может показаться сложной, поскольку фигурок в задаче много и охватить их взглядом одновременно у ребят может не получиться.