Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Тема 34
Тема 35
Урок 7. Комментарий для учителя к уроку «Соедини. Обведи»
Урок 7. «Обведи. Соедини»
Новые ключевые слова: обвести, соединить.
Обведи
Действие обведи, без сомнения, очень простое. Нужно только следить за тем, чтобы линия была замкнутой, не пересекала сама себя, не задевала фигурку и, конечно, чтобы обведенная область не содержала кусочков других фигурок, текста и т. п. Однако, даже если что-то произойдет не так, поправлять ребенка необязательно. Это стоит делать лишь в том случае, если «неаккуратность» описанного типа является систематической (тогда это может помешать в более сложных задачах). Не стоит обводить по контуру или близко к нему, но и запрещать вести линию близко к контуру, не задевая его, тоже не надо.
С точки зрения информатики действие обведи очень важно: оно выделяет один объект из совокупности объектов, имеющихся на рисунке. Конечно, операция указания, выделения объекта важна и во множестве других, не информатических ситуаций.
Соедини
Действие соедини позволяет нам выделять в совокупности предметов, изображенных на рисунке, пару предметов. Выделенная пара может обладать некоторым свойством, например состоять из одинаковых объектов. Можно еще говорить, что между объектами в паре имеет место отношение (скажем, одинаковости) или что они находятся в этом отношении.
Заметим, что пары, появляющиеся в результате соединения, говоря языком математики, не упорядочены. Это значит, что после того, как соединили два объекта, уже не видно, какой с каким мы соединяли, какой был первым, а какой - вторым. Иначе это можно переформулировать так: получаемое отношение симметрично - если А соединено с В, то В соединено с А. В компьютере этой ситуации соответствует ссылка от объекта А к объекту В вместе с обратной - от В к А. Конечно, мы не имеем в виду, что этот вопрос следует обсуждать с детьми.
Как и с действием обведи, здесь действуют правила игры - должна быть одна соединяющая линия, по возможности она не должна пересекать другие фигурки и т. п.
Решение задач из учебника
Задача 16. Заметьте, что задачи, где дан образец (Вот фигурка. Обведи такую же), вообще говоря, проще задач типа Обведи две одинаковые. Здесь ребенок ищет объект по образцу, по ходу вычленяя подходящие и отбрасывая неподходящие по определенному признаку фигурки. Например, фигурка-образец - звезда, значит, фигурки типа цветочков или снежинок нам совсем не подходят. С фигурками-звездами придется сравнить фигурку-образец более детально. Если звезды очень похожи, нужно посчитать число лучей в каждой из них.
Задача 17. В задаче используются буквы грузинского алфавита.
Первые дошедшие до нас образцы грузинского письма относятся к V в. К началу XVII в. грузинское письмо приобрело современный вид, а с появлением в Грузии книгопечатания (в 1629 г.) оно окончательно стабилизировалось. В настоящее время грузинский язык (в котором используется грузинское письмо) является государственным языком Республики Грузии.
В современном грузинском алфавите нет прописных (заглавных) букв. Направление письма - слева направо.
Мы приводим здесь грузинский алфавит и показываем, как называются и как читаются (в квадратных скобках) его буквы. Знак апострофа обозначает глоттолизованное произношение этого согласного (это как если бы произносить русский согласный, а вслед за ним - то, что произносится между гласными в русском разговорном отрицании неа, только несколько отчетливее). Черточка (в виде ударения или штриха) над согласным означает специальное произнесение согласного, для которого аналогов в русском языке нет (эти звуки произносятся при помощи увули, маленького язычка на верхнем нёбе). Согласные, не отмеченные специальными знаками, произносятся с придыханием (похоже на произнесение p, t, k в английском языке). Буквы h и j обозначают звуки, похожие соответственно на английские h и j.
Зачем мы приводим в нашем учебнике буквы грузинского алфавита (а дальше и других алфавитов)? Кто-то из родителей может даже испугаться: не перегружаем ли мы детей? Конечно, речь идет не о том, чтобы в какой-то мере принудительно или обязательно дети выучили грузинский алфавит. Но есть замечательное детское (и взрослое) качество - любознательность, любопытство, интерес к миру, к новому.
Если кому-то из детей будет интересно, как называется та буква, которую он обвел, или захочется больше узнать о грузинском алфавите, будет прекрасно, если вы удовлетворите на первых порах его любопытство, а дальше есть разные пути (включая Интернет), которые могут привести его к профессии лингвиста или переводчика.
Задача 18. Если хотите помочь запутавшемуся ребенку, лучше всего предложить ему какую-либо систему поиска объекта по образцу при помощи выделения некоторых существенных признаков. Например, у домика-образца темная крыша со светлым окошечком. Попросите учащегося найти все домики с такой крышей и пометить галочкой. Теперь каждый из 6 подходящих домиков можно сравнить с образцом, ориентируясь на вид окна. В результате такой же домик мы находим в нижней строке на третьем справа месте.
Задача 19. Задача посвящена конструированию объекта по образцу. После решения полезно выполнить проверку, предварительно обсудив с ребятами, как это сделать. Чтобы убедиться в правильности выполнения задания, нужно сравнить соответствующие квадратики левой и правой фигур, двигаясь по определенной системе, например сверху вниз и слева направо.
Задача 20. Необязательная. Обратите внимание на то, что в этой задаче имеется несколько пар одинаковых фигурок. При этом найти и соединить нужно только одну (какую-нибудь) пару одинаковых фигурок.
Задача 21. Здесь используются буквы армянского алфавита.
Армянское письмо было создано армянским просветителем епископом Месропом Маштоцем приблизительно в 406 г. Возникновение армянского письма (как и некоторых других письменностей) было связано с распространением христианства, принятого армянами в 301 г., и необходимостью создания богослужебной литературы на армянском языке. С небольшими дополнениями месроповский алфавит употребляется и в современном армянском языке. Направление письма - слева направо. В настоящее время армянский язык (в котором используется армянское письмо) является государственным языком Республики Армении.
Мы приводим здесь армянский алфавит и показываем, как называются и как читаются (в квадратных скобках) его буквы. Знак ? (шва) обозначает ы-образный звук, который в русском литературном произношении присутствует в первом слоге слова молоко, но в армянском он возможен и под ударением. Армянский звук [х] более глухой, чем русский [х], раскатисто-хриплый. Транскрипционный знак [g] обозначает звонкую пару к армянскому [х], тоже раскатисто-хриплый. Буква h обозначает звук, похожий на украинское произношение буквы г. Значок при согласной обозначает придыхательное произнесение.
Задача 22. Необязательная. Эта задача была бы для ребят на данный момент довольно сложной, если бы не достаточно большое число подходящих решений. Как видите, среди фигурок есть 4 пары одинаковых (из которых надо выделить лишь одну). Поэтому даже у слабого учащегося есть возможность наткнуться на одно из решений случайно.
Задача 23. Необязательная. Задача на повторение листа определений «Области». В данной картинке области выделяются достаточно легко, поэтому эту задачу можно предлагать почти любому ребенку в классе. В частности, ее можно использовать для текущего контроля усвоения темы «Области» или задать на дом. После выполнения всех заданий все области картинки оказываются раскрашенными.
Задача 24. Необязательная. Такие и похожие задачи ребятам уже встречались. Поэтому можно предложить данную задачу тем ученикам, у которых с подобными задачами возникали проблемы. Также она подойдет для домашней работы.
Задача 25. Необязательная. Задача интересна использованными в ней фигурками. Как видно, это не какие-то картинки или бессмысленные символы, а знаки, позволяющие ребенку ориентироваться в окружающей действительности, понимать «язык города» и приобщаться к миру взрослых. Эта задача может стать перекидным мостиком к классному часу, посвященному правилам дорожного движения. Можно перед началом решения просто поиграть с ребятами в игру «Кто знает, что обозначает этот знак?». Все знаки, которые ребята вспомнят, можно отметить. Остальные знаки распределите по рядам и попросите выяснить ребят их назначение у родителей. В данном случае в качестве фигурок использованы предупреждающие знаки. Эти знаки предупреждают водителя о различных обстоятельствах, которые ожидают его дальше на дороге.
Задача 26. Необязательная. Картинка в задаче представляет собой совокупность областей весьма причудливой конфигурации, хотя она и составлена из предельно простых объектов. Ребенок вполне может растеряться - в этом случае посоветуйте ему просто начать раскрашивать в любом месте, но следуя правилу. Конечно, эта задача предназначена для наиболее сильных детей. Позже в компьютерных уроках встретится похожая задача. Ее будет решать гораздо проще - инструмент «заливка» сам определит границы областей. Поэтому эту компьютерную задачу можно будет предложить всем, а затем тех ребят, кто пропустил задачу 26 учебника, попросить к ней вернуться. Всего в этой картинке 9 областей.
Компьютерный урок «Обведи. Одинаковые (такая же), разные»
Лист определений «Обводим»
Новое действие «обведи» открывает новые возможности. Оно позволяет выделить один или несколько объектов из совокупности. Дети иногда путают действия «обведи» и «соедини». На самом деле они разные по содержанию. С помощью действия «соедини» можно выделить только пару объектов или соединить фигурки в пары.
На этом листе определений дети впервые встречают мультик. Все мультики в курсе помечены специальным значком. Мультик проигрывается одновременно с чтением поясняющего текста. Кроме того, нажав на значок, ребенок может посмотреть мультик отдельно (например, если он хорошо читает). В данном случае мультик поясняет, как выглядит выполнение действия «обведи».
Второй пример показывает, как обвести две фигурки. При этом нужно каждую фигурку обводить своей линией, а не одной линией обе фигурки, даже если они расположены совсем близко. В третьем примере три фигурки выделены из совокупности при помощи действия «обведи».
Все примеры листа определения позволяют получить представление об общих правилах действия «обведи»: каждая из фигурок должна быть обведена отдельной замкнутой линией, линия нигде не должна прерываться и не должна задевать другие фигурки.
Решение задач
Задача 27. На этом уроке не вводятся никакие новые инструменты: новое действие «обведи» дети выполняют с помощью уже знакомого инструмента «карандаш». Тем не менее, понадобиться некоторое время, чтобы освоить новое действие, поскольку обводить несколько сложнее, чем соединять. Как и раньше, стереть линию можно ластиком (а также можно воспользоваться кнопками «отмена» или «начать сначала»).
Задача 28. Здесь дети должны помнить, что зеркально симметричные фигурки одинаковыми не являются. Поэтому подходящим в первом задании является только один башмак - тот, который расположен на экране так же, как и фигурка-образец. Во втором задании ребенок может выбрать и обвести любую фигурку, в том числе и другой башмак.
Задача 29. Задача на поиск одинаковых фигурок, в ходе решения которой дети тренируются в выполнении нового действия - «обведи».
Задача 30. Эта задача по содержанию сложнее предыдущих – набор фигурок, из которых ребенок выбирает, довольно большой. Поэтому кому-то из ребят может понадобиться ваша помощь. Наиболее простой совет – воспользоваться методом перебора, то есть брать все фигурки из набора в некотором порядке (например, слева направо и сверху вниз) и сравнивать их с фигуркой-образом.
Задача 31. Это задача одновременно на новое действие – обведи и на повторение действий соедини и раскрась. Содержательно эта задача не сложная, но кто-то из ребят может запутаться с условием: что нужно обвести, что - соединить, а что – раскрасить. Также могут возникнуть и инструментальные проблемы – обвести букву правильно и не задеть при этом соседние.
Задача 32. На прошлом уроке дети уже решали аналогичную задачу, поэтому здесь можно предоставить им больше самостоятельности.
Задача 33. По сути дела, эта задача на поиск всех пар одинаковых фигурок в наборе. Ее сложность зависит от общего числа фигурок в наборе. В данном случае фигурок всего 6, поэтому задача решается легко. На одну пару одинаковых фигурок дети могут наткнуться случайно. После этого остается 4 фигурки, две из которых одинаковые, а две другие - разные. Таким образом, можно уверенно утверждать, что в этом наборе всего 2 пары одинаковых фигурок.
Задача 34. Работа с дорожными знаками – хороший повод обсудить с ребятами, почему мы считаем разными фигурки, которые отличаются друг от друга только ориентацией на листе. Это связано с тем, что часто такие фигурки несут в себе разный смысл. Так каждый из приведенных в задаче знаков отражает разную информацию для водителя (за исключением двух одинаковых знаков, конечно). Повернув знак или отразив его зеркально мы часто получаем уже совершенно другой знак. Решая эту задачу можно продолжить содержательное знакомство со знаками дорожного движения. Например, учитель может прокомментировать данные знаки или попросить детей выяснить их названия и смысл.
Задача 35. Задача пограничная с курсом математики - кроме понятий нашего курса она содержит названия геометрических фигур. Эта задача играет и пропедевтическую роль - она готовит ребят к восприятию понятия «бусины», которые в курсе бывают трех форм - круглой, квадратной и треугольной.
Задача 36. Необязательная. Подобные задачи несколько сложнее задач на поиск двух одинаковых фигурок. В данном случае буквы нетрудно найти простым просматриванием.
Задача 37. Необязательная. Эта задача из разряда сложных, в которой нужно порассуждать. В наборе можно сделать три одинаковые фигурки при выполнении одного из двух условий. Либо в наборе уже есть две одинаковые раскрашенные фигурки и одна нераскрашенная фигурка такой же формы. Либо в наборе есть две одинаковые нераскрашенные фигурки и еще одна раскрашенная такой же формы. В данном случае в наборе есть две одинаковые нераскрашенные фигурки. Значит остается найти любую раскрашенную фигурку той же формы и раскрасить эти две фигурки в ее цвет. Конечно, дети не смогут сразу провести подобные рассуждения, поэтому они будут строить решение методом проб и ошибок и возможно проб им понадобится немало. Конечно, в соответствии с условием задачи все уже раскрашенные в задаче фигурки запрещены для перекрашивания.
Задача 38. Необязательная. Эта задача не слишком сложная и достаточно занимательная, развивает внимание и воображение. Вообще эта задача имеет много решений, поскольку существуют одинаковые области, которые в обеих картинках нераскрашены. Ребенок может их раскрасить любым цветом.