Урок 4. Комментарий для учителя к уроку «Области»

Untitled Document

Урок 4. «Области»

Новое ключевое слово: область.

На этом листе определений впервые вводится новое понятие. Наши листы определений будут содержать важную информацию разного рода. В первой части курса (3 класс) все листы определений знакомят ребят либо с новым термином (или понятием), либо с новым действием (операцией). И то и другое необходимо, чтобы дети могли понимать условия задач и успешно их выполнять.

В комментарии к листу определений «Правило раскрашивания» мы с вами, пытаясь сформулировать правило раскрашивания, ввели понятие области. Область - такая часть картинки, что две ее любые точки можно соединить линией (необязательно прямой), не пересекающей границ. Но, пожалуй, такая формулировка понятия области для ваших детей будет слишком сложной. Поэтому мы подошли к этому понятию с другой стороны: показали на примерах, как надо раскрашивать любую картинку; теперь, показывая ребенку правильно раскрашенную картинку, мы говорим: то, что на нашей картинке раскрашено одним цветом, - это одна область. Этот подход может быть весьма эффективным при объяснении сложных понятий. Он же является основным при освоении детьми реального мира и языка. Например, ребенок учится различать кошек и собак не по сформулированным зоологическим признакам, а по примерам тех и других.
Стоит отметить, что материал этого урока является действительно новым для детей. В самом деле, предыдущие листы определений были очень важными в рамках явного введения правил игры. Однако почти все, что там обсуждалось, дети, по сути, уже знали и умели раньше. Конечно, детям к 3 классу хорошо известны цвета. Конечно, дети много раз работали с картинками для раскрашивания и пользовались похожими правилами раскрашивания - не выходить за границы, раскрашивать одну деталь рисунка одним цветом и т. п. Тем не менее понятие область для детей будет содержательно новым. Действительно, раскрашивая картинки, дети в детском саду выделяют не области, а детали рисунка, например: «Цветок раскрасим красным, лист - зеленым, зонтик  - желтым». Детали рисунка не всегда совпадают с областями: и цветок, и лист, и зонтик могут состоять из нескольких областей. Иногда бывает наоборот: несколько деталей рисунка образуют одну область, поскольку граница между ними где-то прерывается. Поэтому на первых нескольких уроках по теме «Области» вам придется столкнуться с тем, что там, где области картинки совпадают со смысловыми деталями, дети выделяют их хорошо, в других случаях ребята допускают ошибки.

 

Решение задач из учебника

Задачи 6 и 7. Скорее всего, ваша помощь ребятам не потребуется: области в этих картинках найти несложно. В задаче 6 в картинке всего 2 области. В задаче 7 области выделяются по смыслу: область воды, неба, корпуса корабля, паруса, флага.

Задача 8. Здесь учащиеся впервые сталкиваются с различием между понятием область, вводимым в нашем курсе, и элементами рисунка, которые до этого ребята раскрашивали в основном по смыслу. Например, бантик (или нижняя часть платья) воспринимается ребятами как единый элемент рисунка, поэтому им бывает трудно заметить, что в нем 2 области. По этой причине для кого-то из учащихся поиск областей в этой картинке может оказаться сложным. В данной картинке 7 областей, и все они в результате выполнения задания оказываются раскрашенными.

Не делать больше, чем требуется в задании

Вы должны быть готовы к тому, что в вашем классе найдутся дети, которые не остановятся, пока не раскрасят всю картинку. Надо непременно воспользоваться этой ситуацией, чтобы обсудить со всем классом еще одно важное правило игры - нельзя делать больше того, что требуется в задаче. Иначе в большинстве случаев задача будет решена неправильно.

Задача 9. Необязательная. При правильном выполнении задания нераскрашенными должны остаться 2 области, так как в этой картинке 15  областей.

Задачи 10 и 11. Необязательные задачи на повторение. Задача 11 несколько сложнее. Действительно, на первый взгляд кажется, что бабочки одинаковые и соответственно состоят из одинакового числа областей, но это не так.

Компьютерный урок «Области»

Решение задач

Задача 11.Здесь словесно оформляется вывод, к которому дети должны прийти в ходе первых двух уроков – заливка за один щелчок закрашивает одну область. Если дети пользуются инструментом правильно, то в ходе решения этой задачи они сделают ровно три щелчка заливкой, раскрасив всего три области. При этом останутся нераскрашенные области и раскрашивать их не нужно. Возможно, кому-то из детей придется еще раз объяснить, что выполнять действия, не указанные в условии – нарушение правил игры.

Задача 12.Если бы дети решали эту задачу на бумаге, у них бы могли возникнуть две проблемы. Первая – некоторые ребята выделяют на рисунке области в соответствии с сюжетом. Однако в данном случае на кратинке две фигуры образуют три области. Вторая проблема – дети забывают, что фон тоже представляет собой область. Таким образом, на этой картинке всего 4 области. Компьютерная заливка позволяет увидеть все эти области, тем самым учит детей правильному выделению областей.

Задача 13. Как и в предыдущей задаче, без помощи заливки (на бумаге) многим детям выделить области этой картинки могло бы оказаться сложно. В данном случае на картинке всего 7 областей, из которых 5 оказываются раскрашенными в результате решения задач.

Задача 14. Необязательная. Предложите решать эту задачу ребятам по желанию. Действительно, картинка содержит много мелких областей, попасть в которые мишенью заливки совсем не просто.

Последнее изменение: Tuesday, 16 February 2016, 23:53