Урок 1. Комментарий для учителя к уроку «Раскрась как хочешь»

Untitled Document

Урок 1. «Раскрась как хочешь»

Новое ключевое выражение: раскрась как хочешь.

Первый урок стоит начать со знакомства с учебником и рабочей тетрадью. Расскажите детям о предназначении листов определений, принятых в учебнике условных обозначениях, задачах обязательных и необязательных, о листах вырезания в тетради проектов и о системе работы с ними. Также надо подробно остановиться на том, как найти в рабочей тетради поле, относящееся к той или иной задаче учебника.

Курс начинается с заданий по раскрашиванию. Дети уже имели дело с книжками-раскрасками, поэтому такая деятельность им знакома. Ученикам будет приятно просто выполнить задание и получить похвалу учителя. В то же время важным и, возможно, необычным для вас является использование выражения как хочешь. Его важность связана со следующим принципом:

Мы стараемся как можно более ясно и явно формулировать все условия и ограничения каждой задачи. Суждение о том, правильно решена задача или нет, в равной степени должно быть доступно и ребенку, и учителю.

Частной ситуацией, в которой подчеркнуто используется этот принцип, и является выражение как хочешь. Как бы ни раскрасил ребенок картинку, даже если он явно балуется, проверяя границы нашего как хочешь, мы говорим ему: «Все в порядке, ты следуешь правилам игры! Молодец!»

Помимо этого социально-психологического значения, выражение как хочешь имеет и другие значения. С точки зрения методики преподавания информатики (и математики), правильного ее использования и творческой работы в этой науке важным является умение привести произвольный пример, удовлетворяющий данному определению: «А почему бы нам не попробовать взять произвольную...» В целом умение действовать и планировать действия в системе ограничений и в отсутствие ограничений очень важно в работе с информационными системами, например в программировании. Конечно, это умение полезно и в житейских ситуациях, где бывает нужно дать волю своей фантазии или попытаться угадать, на каком пути повезет.

С научной точки зрения операция произвольного (недетерминированного) выбора является одной из простейших и фундаментальных при описании процессов в теории алгоритмов, с основами которой дети начинают знакомиться на первых же страницах учебника.

Мы не считаем, что все из того, что мы сейчас рассказали о как хочешь, в равной степени и сразу вам понятно. Так же и на других страницах книги для учителя вы можете встретить места, к которым полезно вернуться еще раз или даже попытаться разобраться в них с помощью авторов учебника. Мы будем рады обсудить с вами эти вопросы. В то же время мы уверены, что решения вами всех задач, предлагаемых детям, будет достаточно для понимания основных понятий и методов нашего курса. Те из отступлений и комментариев книги для учителя, которые могут оказаться трудными для понимания, не используются непосредственно в решении задач.

На листе определений «Раскрась как хочешь» намеренно одна и та же картинка раскрашена по-разному, в том числе и совсем неаккуратно. Мы надеемся, что это поможет ребенку понять, что означает задание Раскрась как хочешь.
Напомним, что в задании Раскрась как хочешь важна не аккуратность выполнения, не красивость, а сам факт того, что ребенок понял, что от него требуется в задании, и выполнил задание так, как хотел. На первых задачах ребенок не столько учится раскрашиванию картинок, сколько привыкает к формату страницы учебника с задачами и листам определений, учится тому, что значит прочитать (понять, усвоить) задание и выполнить его.

 

Решение задач из учебника

Задача 1. В задаче специально повторена картинка из листа определений. Ребенок может попытаться скопировать раскраску этой картинки с листа определений, а может раскрасить по-своему. Все варианты являются правильными решениями. Чтобы урок информатики не превратился в урок рисования, хорошо бы по окончании решения этой задачи организовать проверку, переходящую в обсуждение формулировки «раскрась как хочешь». Можно попросить ребят поменяться решениями и организовать парную проверку. Или можно показать классу решения, наиболее далекие от обычных канонов раскрашивания (если вы опасаетесь, что в классе таких решений не найдется, можете заготовить их сами). Ученикам предложите решить, правильно ли выполнено задание. Если кто-то сочтет чье-то решение неверным, попросите его объяснить свою точку зрения. При необходимости стоит вернуться к листу определений. В итоге должна прозвучать мысль о том, что любое решение следует признать правильным, так как лист определений не содержит никаких ограничений.

Задача 2. Необязательная. Если ученик, следуя правилам игры, решит просто перечеркнуть двумя линиями картинку из задачи 1, то он наверняка успеет решить и эту необязательную задачу. Однако некоторые дети могут захотеть раскрасить картинку красиво и аккуратно, поэтому времени на задачу 2 у них просто не хватит. Тем ребятам, кому доставляет удовольствие сам процесс раскрашивания, можно предложить эту задачу на дом (по желанию).

Презентация «Знакомство с компьютером»

Прежде чем переходить к выполнению компьютерных уроков, необходимо дать детям самые простые и необходимые умения, без которых работа с курсом невозможна. На первом уроке не нужен подробный и долгий рассказ. Опыт показывает, что дети достаточно легко осваивают умения и навыки работы на компьютере, если этот процесс идет постепенно, в ходе решения практических, актуальных для ребят задач. Что касается каких-либо специальных знаний о компьютерах вообще, то такие разговоры в 1 классе вести еще рано. Поэтому на первом уроке достаточно кратко поговорить с ребятами: о главных составляющих компьютера, подробно остановившись на работе мыши; о технике безопасности и гигиене при работе с компьютером. Для организации такого разговора удобно использовать презентацию «Знакомство с компьютером».

Содержание презентации

Экран 1. Что мы будем делать при помощи компьютера.. Приблизительный комментарий учителя: «На уроках информатики мы будем с вами решать задачи, печатать тексты, рисовать картинки». Учитель показывает на экране стилизованные картинки с задачей, с текстом, с рисунком. Дальше можно спросить детей: «А где еще помогает компьютер?» и получить самые разнообразные ответы (у папы на работе, в стиральной машине, дома для игры, в автомобиле и пр.), которые можно обсудить всем вместе.

Экран 2. Из чего состоит компьютер (системный блок, монитор, клавиатура и мышь).. После демонстрации этого экрана покажите детям те компьютеры, которые есть в классе, найдите вместе системные блоки, мониторы, клавиатуры и мыши. Никаких определений давать сейчас не надо – для чего что предназначается, детям все равно на первом уроке не понять, достаточно лишь того, что они запомнят, как что называется.

Экран 3. Какие бывают мыши. Укажите на тот рисунок, который ближе всего к той мышке, которая есть в классе, и расскажите детям, что поначалу это будет главный инструмент в их работе с компьютером. Обратите внимание на главную кнопку, обсудите, что значит «щелкнуть мышкой» и пр. Пусть дети подержат в руках мышь, поймут, где расположена главная (левая) кнопка, пощелкают ею и пр.

Обратите особое внимание на левшей, которые есть в вашем классе: обсудите с каждым из них отдельно, в какой руке ему удобнее держать мышку. Если ребенку все равно (он еще никогда с мышкой не работал), то лучше привыкать работать мышкой правой рукой, это умение ему пригодится в дальнейшем. Если ребенок с явно выраженной леворукостью и ему совсем неудобно держать мышь правой рукой – лучше тогда не настаивать и разрешить ему работать левой рукой (для этого надо будет переставить мышь так, чтобы она находилась слева от клавиатуры).

Объясните ребятам, что все действия мышью на мониторе отражает курсор. Если мы двигаем мышью, то курсор двигается по экрану монитора. Курсор может менять свой внешний вид, но его всегда легко найти, слегка подвигав мышью. Именно двигая мышью, мы можем навести курсор на тот объект на экране, на котором будет производиться щелчок мышью.

Экран 4. Что можно подключать к компьютеру. Покажите детям, какие еще устройства есть в классе кроме компьютеров: принтер, сканер, наушники и пр. Просто показывайте и называйте устройства. Можно и рассказать, что они делают, только коротко, все равно детям это не запомнится сразу.

Экраны 5-12. Правила работы за компьютером.

• Как и с любым электроприбором, следует соблюдать правила безопасности – не выдергивать провода из розетки.

• Руки обязательно должны быть сухими и чистыми – иначе клавиатура и мышь очень скоро испачкаются и не будут работать.

• Около компьютера нельзя есть и пить – можно испачкать клавиатуру и мышь.

• В компьютерном классе нельзя бегать и шалить.

• В дисковод можно засовывать только диски. Нельзя ничего другого запихивать в дисковод и другие части компьютера – иначе он не будет работать.

• Нельзя дотрагиваться до монитора руками и царапать экран разными предметами – он испачкается и ничего не будет видно.

• Сидеть за компьютером надо так, чтобы смотреть на монитор, не поднимая головы. Клавиатура должна быть близко, под руками, а монитор – подальше. Клавиатура должна быть хорошо освещена, а на монитор не должен попадать прямой свет – иначе будут блики. Яркость монитора нужно отрегулировать так, чтобы не уставали глаза.

• Важно не сидеть за компьютером слишком долго, потому что могут устать глаза. Надо делать перерывы, заниматься другими делами – тем, что скажет учитель.

Эти правила нужно подробно обсудить всем классом. Они простые, поэтому мы надеемся, что дети их быстро поймут и будут им следовать. Напомните детям, что это тоже часть правил игры – на этот раз касающаяся работы в компьютерном классе и за компьютером. Поскольку техника безопасности в компьютерном классе существенно зависит от устройства конкретного класса, то вы можете добавить в этот свод правил еще некоторые по своему усмотрению.

Компьютерный урок «Правило раскрашивания», задачи 1 – 5

Лист определений «Правило раскрашивания»

На этих листах определений вводится действие «раскрась». Конечно, детям хорошо известно, что означает это слово. Но при этом раскрашивание картинок на бумаге сильно отличается от компьютерного раскрашивания, которое по сути является стандартной компьютерной заливкой. Что касается процедуры раскрашивания, об этом дети узнают решая задачи. Вот лишь несколько основных отличий, относящихся к результату. Первое – раскрашивая картинки на бумаге дети обычно ориентируются на элементы рисунка (цветок, платье, кошка), в то время как компьютерная заливка раскрашивает картинки по областям. Поскольку область – часть плоскости, ограниченная замкнутой кривой без самопересечений, несколько элементов рисунка на компьютере могут оказаться в рамках одной области и соответственно раскрашены в один цвет, в то время как на бумаге дети бы раскрасили эти элементы рисунка разными цветами. Второе – при раскрашивании картинок карандашами, фломастерами и тем более красками в пределах одной области цвет и его тон редко остаются одинаковыми. Иногда это делается специально, например, в случае показа света и тени, а иногда получается в детей случайно. Компьютерная заливка наоборот всю область заполняет одним и тем же цветом и тоном. Кроме того, на бумаге дети могут использовать разные приемы раскрашивания (в полоску, в цветочек и проч.), а в случае компьютерной заливки это невозможно.

Все эти детали на уроке с детьми обсуждать не надо. Предыдущий абзац адресован учителю, чтобы пояснить, что даже такое простое понятие как «раскрась» требует общих договоренностей и может в случае отсутствия таковых привести к недопониманию со стороны детей. Для детей достаточно внимательно рассмотреть листы определений. А все, что было отмечено в предыдущем абзаце дети постепенно усвоят в процессе решения множества задач на раскрашивание.

При открытии любого урока автоматически открывается лист определений (а точней его первый экран), если он есть. Если в этом уроке листа определений нет, то он открывается на первой по счету задаче. Поскольку ребенок не должен ничего делать с листом определений, а может лишь просматривать его и прослушивать текст, управление на таких листах минимальное. Во-первых, дети могут прослушивать текст каждой фразы на листе определений (равно как и в условии задач), наведя на нее мышкой. В этом случае фраза (или несколько) озвучивается для учащегося детским голосом. Во-вторых, ознакомившись с первым экраном листа определений, дети могут перейти к следующему экрану или к решению задач. Для этого в правом верхнем углу есть кнопка перехода, с изображенной на ней стрелочкой вправо. Так в этом уроке после щелчка по стрелочке (вправо) автоматически открывается второй экран листа определений. Если ребенок после этого хочет вернуться к первому листу определений, он нажимает на стрелочку влево. Если нажать на стрелочку вправо, открывается первая по счету задача.

Решение задач

Задача 1. В этой задаче вводится новый инструмент «заливка», поэтому она является важной (хотя и совсем простой) и ее необходимо решать первой. В ней ребятам впервые предстоит выбрать инструмент из ящика и какой-нибудь цвет в палитре. Проконтролируйте, чтобы все справились с этой задачей, в случае необходимости показывайте ребятам, что нужно делать, в индивидуальном порядке.

Возможно, в процессе решения этой задачи кто-то из ребят заметит еще одно важное отличие компьютерной заливки от раскрашивания на бумаге. Заливкой можно не только раскрасить, но и перекрасить уже раскрашенную область в новый цвет, например, синюю область в красную. На бумаге такое действие осуществить невозможно. Если кто-то из детей заметит эту особенность, лучше обсудить это с ним в индивидуальном порядке, чтобы не лишать все остальных ребят возможности самостоятельного открытия.

В этой задаче дети впервые встречаются с выражением «какой хочешь». Формулировка как хочешь (какой хочешь, сколько хочешь) является в данном курсе исключительно важной в плане противопоставления детерминированного и недетерминированного выбора. В частности, в нашем курсе во всех задачах действует очень простое правило – «если не написано как, значит как хочешь». При этом выбирает ребенок всегда из фиксированного набора объектов или признаков. Поэтому задание с формулировкой «как хочешь» не должно вызывать у учащегося растерянности, ведь он всегда знает, что он выбирает и из какого набора. В данной задаче ребенок выбирает любой цвет из фиксированного набора цветов. Таким образом, вся деятельность детей в рамках курса подчинена правилам игры, но при этом в рамках этих правил у них существует некоторая свобода выбора. Так в играх подчиняясь общим правилам игроки чаще всего имеют свободу в плане выбора следующего хода.

Задача 2. В этой задаче вводится инструмент «ластик». С помощью ластика можно исправить раскраску нескольких областей, то есть, по сути, отменить несколько сделанных действий (в отличие от инструмента отмена). Конечно, вместо использования ластика в случае раскрашивания область можно просто перекрасить, но ластик пригодится детям и для всех остальных исправлений, поэтому лучше познакомить с ним ребят сразу.

Работа инструмента «ластик» не аналогична работе ластика во «взрослых» графических редакторах. Обычно такой ластик стирает поточечно, в то время как наш ластик стирает фигуру целиком. Конечно это сделано для упрощения работы детям.

Задача 3. В этой задаче картинка впервые состоит из нескольких областей. Поэтому даже если кто-то из детей захочет раскрасить весь узор одним цветом, то ему придется использовать «заливку» несколько раз. Однако, скорее всего, ребенок захочет раскрасить области в разные цвета, поэтому ему по ходу дела придется еще и менять цвет.

Иногда ребятам придется раскрашивать достаточно мелкие области. В этом случае важно, чтобы щелчок мыши попал именно в ту область, которую собирается раскрашивать ребенок. Чтобы детям было легче это отследить, у инструмента «заливка» имеется мишень. Мы специально указываем это в условии данной задачи. Обращать на это внимание всего класса не стоит - лучше обсуждать использование мишени индивидуально в тот момент, когда у ребенка возникли проблемы с раскрашиванием мелких областей.

Задача 4. Как и в предыдущей задаче, здесь в картинке несколько областей. При этом есть и достаточно небольшая область (самая верхняя). В таких случаях важно правильно прицелиться мишенью заливки, иначе инструмент закрасит не ту область. Если у кого-то из детей не получится с первого раза правильно прицелиться, помогите – прицельтесь мишенью вместе.

Здесь вводится еще один новый инструмент – «сначала», но используется не в принудительном порядке. Можно обратить внимание класса на новый инструмент организованно, а можно консультировать ребят в индивидуальном порядке (на этом и следующих уроках), обращая их внимание на этот инструмент. Второй вариант, хоть и сложнее, но предпочтительней, ведь наиболее быстро и легко усваивается у любого человека именно то, что ему необходимо использовать прямо сейчас.

Задача 5. Необязательная. В отличие от предыдущих задач в этой картинке довольно много областей. Раскрашивать ее, конечно, гораздо интересней, но и сложней. Данная задача может занять у ребят довольно много времени, не стоит предлагать ее, если до конца урока осталось 2 минуты. Зато на примере этой задачи ребята быстро научатся прицеливаться мишенью заливки, ведь в картинке много мелких областей.

Последнее изменение: Sunday, 27 March 2016, 18:14