Уроки 23 - 24. Комментарий для учителя к проекту «Наш мультфильм»

Документ без названия

Уроки 23–24. Проект «Наш мультфильм»

Практическая цель проекта – создание короткого мультфильма на основе использования цифровой фотографии и простейших приемов видеомонтажа.

Методическая цель проекта – познакомить детей с технологией мультипликации, научить детей использовать цифровую камеру и возможности простейшего видеоредактора для реализации собственного творческого замысла.

Идея. Проект «Наш мультфильм» позволяет детям освоить одно из наиболее востребованных направлений использования возможностей современного компьютера – создание самодеятельного видеоконтента, в частности, мультипликационного фильма. Проект рассчитан на 2 урока и состоит из нескольких этапов работы, включающих организацию съемочной площадки, съемку, монтаж мультфильма в специальной компьютерной программе и, в заключении, презентацию готовой работы. Мультипликация – это групповая деятельность, профессиональный мультфильм всегда создается большой творческой группой, в которой участвуют разные специалисты. Для нашего небольшого проекта будет удобно работать в группе из трех человек.

Средства. Вы можете выбрать для реализации проекта любую цифровую камеру с функцией фотосъемки, но обязательно на штативе, и любой доступный видеоредактор. Так, операционная система Windows имеет в комплекте программу Киностудия  Windows Live (или ее более ранние аналоги), а операционная система  MacOS программу iMovie. Обе названные программы просты и доступны для освоения учащимися начальной школы.

Алгоритм. Мы опишем один из вариантов выполнения проекта. В качестве примера, рассмотрим самую простую технологию – перекладную анимацию. В этом случае на плоском фоне (рисунке, аппликации и т.п.) происходит перекладка различных элементов.   На каждом этапе работы участникам группы необходимо договориться о распределении ролей в группе.

Выбор сюжета. Для первого мультпроекта лучше всего выбрать короткую историю или известное стихотворение. В качестве декораций и персонажей можно использовать игрушки и собственные поделки из пластилина, цветной бумаги и проч. Подготовка элементов декораций и персонажей мультфильма может стать темой отдельных уроков по изобразительному искусству и художественному труду.

Подготовка съемочной площадки. Съемочная площадка для мультфильма, как правило, представляет собой стол, на котором размещаются декорации и персонажи. Пространство около стола должно быть достаточно свободным, чтобы установить рядом камеру на штативе, и чтобы участники съемки могли свободно подходить и менять положение фигур в кадре.

Покадровая съемка – создание видеоцепочки. Посмотрите пример мультипликационной цепочки. Так может выглядеть видеоцепочка, которая показывает движение человечка в мультфильме по стихотворению Корнея Чуковского «Скрюченная песня». Каждый отснятый кадр – это перекладка человечка, состоящего из отдельных элементов. Таким образом человечек постепенно перемещается по дорожке, а при установке определенной частоты кадров он по ней «побежит».

Отсняв нужные кадры, мы переносим их с камеры на компьютер в отдельную папку или сразу в подходящую компьютерную программу для работы с видеорядом. В таких программах они обычно отображаются последовательностью изображений, как и на рисунке выше.

Порядок и длительность воспроизведения кадров в мультфильме. Теперь мы должны внимательно просмотреть нашу видеоцепочку и удалить из нее все лишние кадры так, чтобы осталась последовательность изображений, смена которых и создает эффект движения объектов на экране. Для того чтобы это движение выглядело как можно естественнее, надо задать определенную длительность экспозиции кадров – не более одной секунды. Поэкспериментируем и подберем оптимальную длительность кадров для нашего мультфильма. Естественно, длительность всех кадров должна быть одинакова.

Добавление титров. Для небольшого мультфильма достаточно добавить только заглавный и финальный титры, на которых будет представлено название мультфильма и имена его создателей. Шаблоны соответствующих титров, как правило, имеются в простых программах для видеомонтажа. В нашем примере заглавные титры могут выглядеть так:

Озвучивание мультфильма. Компьютерные программы, используемые для редактирования видеоцепочек, обычно позволяют производить запись голоса. Для этого компьютер должен иметь внешний или встроенный микрофон, а компьютерная программа функцию, позволяющую производить запись голоса. В некоторых программах она называется «Наложение голоса». Некоторые программы не имеют такой функции. Тогда надо произвести звукозапись с помощью стандартной программы звукозаписи и воспользоваться функцией вставки звукового файла.

Теперь наш мультфильм состоит из двух компонентов – визуального ряда и звуковой дорожки. 

Звуковая дорожка, т.е. звучание голоса, может начинаться и заканчиваться в любом месте.

Добавление музыкального сопровождения. Хорошо подобранное музыкальное сопровождение усиливает эффект мультипликации. Оно делает движение в кадре более естественным и реалистичным, создает настроение фильма, усиливает его воздействие на зрителя. Большинство компьютерных программ, подходящих для мультипликации, позволяют добавить к имеющимся двум компонентам еще один – еще одну звуковую дорожку, на этот раз музыкальную.

Теперь наш мультфильм состоит из трех компонентов – визуального ряда и двух звуковых дорожек. 

Звуковые дорожки могут иметь различную длину. Важно, чтобы звучание голоса соответствовало изображению в кадре, а длительность музыкального фрагмента соответствовала длительности фильма. 

Экспорт (извлечение) готовой работы из программы видеомонтажа. Этот этап является заключительным в создании мультфильма. Готовая работа включает несколько компонентов, которые наглядно представлены в окне программы видеомонтажа – видеоряд, звуковые дорожки для голоса и музыки, заглавные и финальные титры. В результате использования функции экспорта, которая является обязательным компонентом программы видеомонтажа, мы получим видеофайл, который можно использовать для просмотра, передачи по почте, записи на диск, размещения в соцсетях и на видеохостингах.

Автор проекта: Елена Хохлова

Последнее изменение: Thursday, 9 February 2017, 15:44