Урок 1. Комментарий для учителя к уроку «Длина цепочки»

Документ без названия

Урок 1. «Длина цепочки»

Курс 3 класса начинается с новой, но совсем простой темы. К настоящему моменту ребятам хорошо знакомо понятие цепочка и другие понятия, связанные с порядком бусин в цепочке. На листе определений «Длина цепочки» новым для детей является только название понятия: длина цепочки. Содержательно дети уже с ним работали, но описывали ситуацию другими словами, например: «цепочка состоит из 5 бусин». Используя понятие длина цепочки, дети могут сказать то же самое короче и проще, это позволит короче сформулировать условия задач.

Задача 1. Как обычно, первая задача темы несложная – она проверяет понимание материала листа определений (а заодно заставляет детей вспомнить материал из курса математики о различии строгих и нестрогих неравенств).

Ответ: СПРОСОНЬЯ, ПОПРЫГУНЬЯ, ГОВОРУНЬЯ, ХВАСТУНЬЯ.

Задача 2. Здесь, как и в предыдущей задаче, для решения достаточно понимания того, что такое длина цепочки.

Ответ:

Задача 3. Задача на повторение понятий следующий/предыдущий и понятий, относящихся к общему порядку бусин в цепочке. В этой задаче используется и новое понятие – длина цепочки. Подходящих решений в задаче много, в частности потому, что о второй и третьей бусинах цепочки в условии вообще не говорится. Зато к четвертой бусине относится сразу два утверждения – первое и третье.

Задача 4. При решении дети могут использовать разные стратегии. Кто-то сразу пометит в мешках все пары одинаковых букв. Кто-то будет помечать и дописывать буквы одновременно. Кто-то, возможно, вообще не захочет пользоваться пометками. В процессе работы в мешках могут появиться «лишние» буквы, например, ученик допишет в один из мешков букву Ш. Ее необязательно вычеркивать: чтобы поправить дело, достаточно в другой мешок тоже дописать эту букву. Попросите детей проверить свое решение самостоятельно – соединить одинаковые буквы в пары и проверить, не осталось ли «непарных» букв.

Задача 5. Необязательная. Повторяем тему «Таблица для мешка», используя при этом знаки дорожного движения. Задача нетрудная, но достаточно объемная. Эта задача может стать перекидным мостиком к классному часу по правилам дорожного движения. Можно обсудить знаки, используемые в этой задаче, можно поиграть с ребятами в игру «Кто знает, что обозначает этот знак?». Все знаки, которые ребята вспомнят, пометьте прямо в таблице. Остальные знаки можно распределить по рядам и попросить ребят выяснить их назначение у родителей или посмотреть в «Правилах дорожного движения». Ниже приводятся названия и назначение знаков, встречающихся в задаче, и заполненная таблица.

По окончании решения можно организовать взаимную проверку: попросите учащихся, которые решали задачу, сравнить таблицы и, если они не окажутся одинаковыми, выяснить, кто допустил ошибку. После заполнения таблицы ребята легко найдут четверку одинаковых знаков – «Полоса для маршрутных транспортных средств».

Ответ:

Задача 6. Необязательная. Данная задача относится к числу непростых, поскольку в условии довольно много утверждений. Все эти утверждения нужно проанализировать по отдельности, а затем сопоставить между собой. При этом новое понятие (длина цепочки) используется более содержательно, чем в похожей задаче 3. После такой работы с утверждениями выяснится, что требуется построить две цепочки, каждая из которых состоит из пяти одинаковых цифр, причем нижняя цепочка – из пяти пятерок, а верхняя – из пяти «не пятерок».

Компьютерный урок «Длина цепочки», задачи 1 – 8

Задача 1.  В этой задаче дети выбирают из совокупности все цепочки длины 4. В таких задачах необходим полный перебор объектов. При этом можно использовать пометки: если цепочка подошла, пометить ее сразу оранжевой галочкой, если не подошла, можно пометить ее галочкой другого цвета.

Задача 2. Здесь детям необходимо найти длину каждой цепочки. Цепочка F – пустая, поэтому ее длина равна нулю. При нахождении длины цепочки R возможны вычислительные ошибки. В этом случае посоветуйте учащемуся объединять буквы пятерками, а затем десятками, используя при этом пометки.

Задача 3. Здесь нужно выбрать цепочки по описанию, включающему понятие «длина слова (цепочки)». Стратегии решения здесь могут быть разные. Например, можно для каждого слова проверять все утверждения, а можно – использовать утверждения по очереди. При выборе второй стратегии надо сначала для всех слов проверить первое утверждение и отбросить неподходящие слова. Дальше для всех оставшихся слов нужно проверить второе утверждение и так далее. В результате описанию соответствуют ровно 2 слова: СИРЕНЕВЫЙ и МИРОВОЙ.

Задача 4. Эта задача несколько сложнее, чем все предыдущие – здесь ребятам нужно построить цепочку по описанию, содержащему понятие «длина цепочки». Для начала нужно разобраться, из каких фигурок состоит цепочка. Ясно, что в цепочке есть яблоко, груша, арбуз и лимон. Какая же еще фигурка будет в цепочке, учитывая то, что длина цепочки 5? Оказывается, это может быть либо груша, либо лимон (если это яблоко или арбуз, то второе или третье утверждение бессмысленны). Теперь остается только выстроить выбранные фигурки в нужном порядке.

Задача 5. В этой задаче ребята повторяют понятие «одинаковые мешки». Ясно, что все бусины, которые есть хотя бы в одном из мешков, должны быть в каждом мешке. Поэтому в первый мешок нужно положить оранжевую треугольную, синюю квадратную и красную круглую бусины, во второй мешок – желтую квадратную и красную круглую и так далее. После этого у нас оказывается 4 одинаковых мешка, но в каждом из них пока не 8, а лишь 5 бусин. Значит, теперь в каждый из мешков нужно положить одну и ту же (любую!) тройку бусин.

Задача 6. Для начала соберем любой мешок из 18 рублей. Допустим, у нас получился мешок из монет: 10-рублевой, 5-рублевой, 2-рублевой и рублевой. Но в этом мешке всего 4 монеты. Значит, чтобы мешок соответствовал описанию, достаточно одну из монет разменять на две. Можно разменять монету в 10 рублей или в 2 рубля. Так мы получим два искомых мешка. В общем, разменом можно воспользоваться почти всегда, чтобы усовершенствовать свое решение. Поэтому если ученик не знает, с чего начать, посоветуйте ему построить любой мешок из 18 рублей, а потом, в зависимости от того, что у него получилось, попросите произвести нужный размен.

Задача 7. Задача на повторение темы «Мешок бусин цепочки». Из курсов 1 и 2 классов дети должны помнить, что одному мешку бусин могут соответствовать разные цепочки. В случае с цепочками букв (словами) иногда для одного мешка букв можно построить несколько слов русского языка. Именно так дело обстоит в данной задаче. Пары слов с одинаковыми мешками букв: КАСТОРКА и КРАСОТКА, КАДРЫ и ДЫРКА, ЛОСИХА и ОСЛИХА.

Задача 8. Необязательная. Здесь детям придется состыковывать между собой несколько условий, поэтому мы и пометили эту задачу как необязательную. Заметим, что в библиотеке есть 5 петухов, самое большое перо в хвосте которых – желтое, трех из них мы используем для нашей цепочки. Дальше мы понимаем, что первый петух является также и третьим с конца. Поэтому у первого петуха голова синяя, а туловище фиолетовое. Среди оставшихся четырех петухов два с желтой головой и один – с синей, а петухов с желтым или синим туловищем в библиотеке вообще нет. Поэтому в качестве последнего нам подходит лишь петух с зеленой головой, и решение в этой задаче имеется единственное.

Последнее изменение: Sunday, 13 September 2015, 00:25