Урок 32. Комментарий для учителя к контрольной работе 2

Документ без названия

Урок 32. Контрольная работа 2

Бескомпьютерный вариант изучения курса

Организация и проведение контрольной работы, прежде всего, будут зависеть от варианта изучения курса. Если ваши дети работают только с печатными материалами курса (бескомпьютерный вариант изучения курса), то они решают контрольную работу 2 из тетради проектов. Текст контрольной работы 2 дан в двух вариантах и помечен «к2». В этом случае мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые три правильно выполненные задания, отметка «4» –  за четыре задания, отметка «5» –  за пять. Задание 6 является в этой работе необязательным и оценивается отдельно любым удобным учителю способом.

Решение задач из тетради проектов

Задача 1. Вы, конечно, заметили, что во втором полугодии дети продолжали активно работать со словарными задачами, при этом уровень задач постепенно повышался. Поэтому в данной контрольной работе мы снова предлагаем ребятам решить задачу на Словарь, но несколько более сложную, чем в контрольной работе 1. Здесь детям предстоит найти в Словаре слово по описанию, которое содержит как истинные, так и ложные утверждения. Поскольку известна первая буква искомого слова, то перебор в этой задаче оказывается не слишком большим.

Ответ: вариант 1 – ДЕВОЧКА, вариант 2 – БЛЮДЦЕ.

Задача 2. В этой задаче проверяется знание темы «Мешок бусин (букв) цепочки». Ребенок должен найти соответствие между словами и мешками букв. Задача считается полностью решенной только в том случае, если для каждого слова правильно найден мешок его букв, а также правильно найдены слова с одинаковыми мешками буквы. В обоих вариантах слова с одинаковыми мешками букв – РОСИНКА и СОРИНКА.

Задача 3.  В этой задаче проверяется умение ребят строить разбиение мешка по описанию. Бусины в мешках В и Г дети могут как рисовать, так и наклеивать.

Задача 4.  Стандартная задача на заполнение таблицы для мешка бусин. Задача считается полностью решенной только в том случае, если все клетки таблицы для мешка заполнены верно.

Ответ:

Вариант 1.

Вариант 2.

Задача 5. В этой задаче проверяется усвоение детьми понятия «круговая цепочка».

Задача 6. Необязательная. Эту задачу можно решить полным перебором названий всех месяцев года и проверки для каждого названия обоих утверждений. Однако перебор можно существенно сократить, если рассматривать только те месяцы, в которых есть буквы, встречающиеся в утверждениях (в противном случае утверждения будут бессмысленными).

Компьютерный вариант изучения курса

Если ваши ребята имеют возможности работать в курсе не только с печатными материалами, но и с компьютерной составляющей, желательно предложить им контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной. Поскольку обычно задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач – 3 задачи из тетради проектов (комментарий см. выше) и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач – 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно выбрать задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. Например, можно взять задачи 1, 2 и 4 из тетради проектов и задачи 1, 2 и 5 из компьютерной составляющей. В слабом классе вместо компьютерной задачи 5 можно предложить компьютерную задачу 4. Оставшиеся задачи из тетради проектов и компьютерной составляющей можно предложить детям в качестве необязательных. Мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые четыре правильно выполненные задания, отметка «4» –  за пять заданий, отметка «5» –  за шесть. Решение необязательных задач учитель оценивает любым удобным ему способом.

Решение компьютерных задач

Обязательные задачи

Задача 1. По содержанию данная задача дублирует задачу 4 из тетради проектов, здесь проверяется усвоение детьми понятие «разбиение». Здесь разбиение должно быть не произвольным, а удовлетворяющим набору условий. Чтобы обеспечить выполнение второго условия (что все бусины в каждом мешке разные) можно сначала найти в мешке П все пары одинаковых бусин и разложить бусины в каждой паре по разным мешкам. После этого нужно обеспечить выполнение условия о том, чтобы в каждом мешке было 8 бусин.

Задача 2. Задача на проверку усвоения детьми календарного порядка дат. Аналогичные задачи ребятам уже встречались (см. комментарий к компьютерной задаче 220).

Задача 3. Задача на проверку умения пользоваться Словарем. В данном случае первая буква искомого слова явно не дана, но ребята уже должны понимать, что она находится среди букв мешка М. Таким образом, для решения данной задачи достаточно просмотреть все слова, начинающиеся на буквы: Д, Е, Л, Н, Я, сравнивая их буквы с буквами мешка М. 

Задача 4. Построение мешка по двумерной таблице – задача для детей знакомая и довольно не сложная, тем более, что таблица здесь не большая. Но при этом нужно соблюдать дополнительное условие – все фигурки в мешке должны быть разными. Поэтому если написано, что в мешке должны быть две коричневые собаки, то эти собаки необходимо сделать разными – одну правой (которая смотрит вправо), а другую – левой (которая смотрит влево).

Задача 5. Один из вариантов решения – построить цепочку из отдельных фрагментов (соответствующих условиям). Рассмотрим решение задачи 1 варианта. Из первого утверждения следует фрагмент «баклажан арбуз», а из второго фрагмент «перец …. – яблоко». Эти фрагменты можно просто «склеить», например, так «баклажан арбуз перец …. – яблоко». Теперь остается поставить на второе и второе с конца место одинаковые фигурки (но не арбузы и не перцы). Можно соединить фрагменты и по-другому, таким образом, подходящих цепочек в этой задаче довольно много.

Необязательные задачи

Задача 6. Задача на проверку усвоения материала листа определений «Латинский алфавит», а также на повторение русского алфавита. С аналогичной задачей ребята уже встречались (см. комментарии к компьютерной задаче 164).

Задача 7. Усложненная задача на построение цепочки по описанию, включающему в себя как истинные, так и ложные утверждения. Рассмотрим решение задачи 1 варианта. Хорошо если дети к настоящему моменту стараются переформулировать ложные утверждения в виде истинных. Так, из ложности первого утверждения следует, что в нашей цепочке пять или меньше бусин. Из ложности второго утверждения следуют сразу несколько выводов. Во-первых, красная бусина в цепочке одна. Во-вторых, четвертая после красной бусины существует. А значит, учитывая наш первый вывод, в нашей цепочке ровно 5 бусин – первая красная, а последняя – не круглая. Заметим, что поскольку последнее утверждение у нас должно иметь смысл, то в цепочке должна быть ровно одна квадратная и одна круглая бусина. При этом если мы сделаем последнюю бусину квадратной, то последнее утверждение будет истинным почти всегда (если мы не забудем поставить в цепочку круглую бусину). Можно сделать круглую бусину, например, первой. Тогда все оставшиеся бусины в цепочке будут треугольными. Теперь остается сделать третью бусину зеленой, и все условия будут истинными. Как видите, в процессе решения мы несколько раз делали выбор произвольно, поэтому решений у этой задачи довольно много.

Решение задачи урока 7 для «Водолея»

Задача 1. (Водолей). Дети, которые уже используют при решении данной задачи некоторые арифметические закономерности, могут заметить, что можно получить 2 л, налив в 12-литровую емкость 2 раза из 7-литровой. А 4 л можно получить, налив дважды по 2 л.

Последнее изменение: Friday, 18 September 2015, 20:53