Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Урок 27. Комментарий для учителя к уроку «После и перед»
Урок 27. «После и перед»
На этом листе определений мы продолжаем знакомить детей с понятиями, относящимися к взаимному расположению бусин в цепочке. Ребята уже знают, что бусины в цепочке можно отсчитывать от начала цепочки (первая, вторая, третья и т. д.) и от конца цепочки (последняя – первая с конца, предпоследняя – вторая с конца, третья с конца и т. д.). Кроме того, дети уже знают, что для бусин цепочки можно указывать следующую и предыдущую. Теперь ребята узнают, что можно указывать не только следующую (первую) бусину после данной, но и вторую после, третью после и т. д. Аналогично можно указывать вторую, третью и т. д. бусины перед данной. Как видите, теперь можно указать точное место любой бусины в цепочке относительно любой другой бусины в этой цепочке.
Несмотря на то, что данный лист определений совсем не большой, работать с ним учащимся будет не очень просто. Для этого надо внимательно рассмотреть цепочку и сопоставить все надписи с местом каждой бусины относительно фиолетовой бусины.
Утверждение «В этой цепочке третья бусина после черной круглой – синяя квадратная» мы понимаем следующим образом: «В этой цепочке встречается только одна черная круглая бусина, при этом третья после нее бусина существует и она синяя квадратная». Таким образом, приведенное утверждение не имеет смысла, если черная круглая бусина встречается в цепочке не один раз (в том числе и вообще не встречается) или если черная круглая бусина последняя, предпоследняя и третья с конца в цепочке (третьей бусины после нее в цепочке нет). Утверждение ложно, если третья бусина после черной круглой – не синяя квадратная. На этот раз мы не приводим специальный лист определений, указывающий ситуации, при которых подобные утверждения не имеют смысла. Надеемся, что по аналогии с предыдущими подобными листами определений дети интуитивно придут к этому сами.
Решение задач из учебника
Задача 177. В случае возникновения затруднений можно организовать в зависимости от уровня учащегося один из трех вариантов работы с этой задачей. Первый – найти алфавитную цепочку (линейку) на листе определений или в задачах и выполнять задание, отсчитывая буквы по ней. Второй – перебирать буквы мысленно, без какой-либо телесной опоры. Третий (промежуточный) – попросить ученика выписать необходимый для работы с определенным утверждением фрагмент, затем попросить его заполнить окно, используя записанный фрагмент, и т.д. Например, для заполнения первого окна нужен фрагмент алфавитной цепочки из 7 букв, начинающийся с буквы Д.
Задача 178. В нашем курсе слово инструкция одно из основных понятий информатики, синонимично слову программа – выполнять инструкции нужно строго последовательно, начиная с первого пункта. Чтобы это подчеркнуть, мы даже пронумеровали отдельные строчки (бусины, называемые в этом случае командами инструкции). Если вы нарушите это правило в задаче, все запутается. Точно так же если компьютер вдруг «испортится» и станет выполнять предписания программы с середины или через строчку, то очень скоро он окажется в тупике.
Задача 179. Необязательная. Обратите внимание, что оба условия относятся к бусине в правом окне, а о бусине в левом окне известно только, что она существует. Кроме того, проследите за тем, чтобы в левом окне ребята не нарисовали ни круглой зеленой, ни красной треугольной бусин, иначе утверждение условия задачи станет бессмысленным.
Задача 180. Надеемся, что истинность четвертого и пятого утверждения многие из ваших учеников уже могут определить не заглядывая в Словарь. Для определения истинности остальных утверждений придется отсчитывать слова по Словарю.
Задач 181. Объекты в этой задаче взяты из окружающего мира, а лексика – из только что изученного листа определений. Надеемся, задача внесет приятное разнообразие в деятельность ваших учеников.
Задача 182. Необязательная. Не слишком сложная задача, которую, в крайнем случае, всегда можно решить полным перебором месяцев.
Задача 183. Необязательная. Довольно сложная задача на поиск одинаковых фигурок. Здесь очень маловероятно найти фигурки хаотичным проглядыванием. Большинству детей придется организовывать перебор. Этот перебор будет осложняться тем, что фигурки очень похожи, и во многих случаях их легко перепутать.
Задача 184. В этой задаче дети сталкиваются с новыми понятиями: понятия старше и младше формально в нашем курсе не вводились. Большинству учащихся эти понятия уже знакомы. Но связь между понятиями родился раньше и старше может оказаться достаточно трудной для детей. Поэтому обратите внимание на эту задачу, помогите по возможности отставшим.
Задача 185. Необязательная. Если кто-то из детей здесь совсем запутался, попробуйте вместе с ним сформулировать словами – какая информация заключена в данном утверждении (с окнами). Итак, мы должны найти слово на букву Б из пяти букв, второе слово после которого – слово на букву Б из шести букв. Теперь осталось перебрать все слова из пяти букв на Б и все слова вторые за ними. Получаем утверждение «В Словаре второе слово после БЛЮДЦЕ – слово БУКВА».
Компьютерный урок «После и перед»
Решение задач 188 – 195
Задача 188.В этой задаче дети вновь встречаются с заданием «переставь бусины в цепочке» (лапкой). Это задание, в частности означает, что убирать бусины из цепочки нельзя, а можно только менять их взаимное расположение. Решений здесь довольно много. У всех искомых цепочек первой бусиной будет зеленая, а последней – красная. Что касается голубой бусины, она может быть второй, третьей или четвертой бусиной цепочки, ее положение определит место синей бусины. Остальные бусины в цепочке могут стоять на любых местах.
Задача 189. Как обычно часть детей, скорее всего, будет решать методом проб и ошибок, в то время как другие ученики вначале проанализируют утверждения и сделают некоторые выводы. Например, видим, что в мешке 8 бусин, а синяя квадратная – седьмая после красной. Это означает, что красная бусина – первая в цепочке, а синяя квадратная – последняя (иначе бусин в цепочке просто не хватит). Теперь незанятыми у нас осталось 6 мест (со второго по седьмое). При этом пятая бусина перед зеленой – оранжевая. Значит оранжевую бусину мы должны поставить второй, а зеленую – седьмой. Оставшиеся бусины в цепочку можно расставлять в любом порядке, поскольку про них в описании ничего не говорится.
Задача 190. Здесь нужно принимать во внимание, что утверждение должно иметь смысл, чтобы быть истинным. В данном случае это означает, что в слове должна быть ровно одна буква В и что третья буква после буквы В должна существовать. Так для слов: ВОДОВОЗ, ВЫМОЛВИТЬ, ВОРВАТЬСЯ, утверждение не имеет смысла, поэтому и истинным быть не может. Слов, для которых данное утверждение истинно оказывается всего три: ВИТОК, ПОВОРОТ, ВОРОНА.
Задача 191. Здесь сразу легко использовать последнее утверждение и поставить на второе место букву В. Теперь можно использовать второе утверждение и поставить на пятое место после В (последней буквой в цепочке) мягкий знак. Теперь найдем место буквам С и Л. Оказывается эти буквы могут быть теперь только первой и предпоследней, ведь между ними должно стоять 4 буквы. Получаем следующую недостроенную цепочку: С – В – …– …– …– Л – Ь. Теперь используя предпоследнее утверждение, найдем место для букв И и Е и наконец, поставим на оставшееся место оставшуюся букву (Р). Получаем слово СВИРЕЛЬ.
Задача 192. Все буквы искомого слова идут в алфавитной цепочке раньше буквы О. Уже это условие позволяет отбросить большинство слов при переборе. Так на букву А имеется лишь одно слово, все буквы которого идут в алфавитной цепочке раньше О – слово АНГИНА. Если же к этому добавить, что в слове по крайней мере должны присутствовать буквы Н и Д, то подходящих слов остается совсем мало. В результате находим единственное решение – слово ИНВАЛИД. Тем не менее, перебор здесь оказывается довольно большим, поэтому данная задача у некоторых детей может занять много времени.
Задача 193. Задача на повторение листа определений «Мешок бусин цепочки». Советуем вам не давать никаких общих пояснений – пусть каждый ребенок попробует изобрести собственную стратегию решения. Как сказано в условии, здесь имеется ровно 3 пары слов с одинаковыми мешками букв: СОКОЛ и КОЛОС, КАФЕЛЬ и КЕФАЛЬ, ЛАКЕЙ и ЛЕЙКА.
Задача 194. На следующем уроке детям предстоит познакомиться с двумерной таблицей для мешка, поэтому есть смысл на текущем уроке повторить одномерную таблицу. При ответе на второй вопрос могут встретиться вычислительные ошибки. Достоинство данной задачи в том, что ее решение можно продемонстрировать наглядно. В крайнем случае, можно попросить ребенка решить задачу по действиям (непосредственно с экрана или на бумаге): сначала найти, какая сумма денег представлена пятирублевыми монетами, какая – двухрублевыми, какая рублевыми, а затем сложить полученные результаты.
Задача 195. Необязательная. Один из способов решения этой задачи – вначале посчитать число областей в этой картинке. Получаем 48 областей. При раскраске используется 6 цветов, значит каждым цветом должно быть раскрашено по 8 областей. Теперь остается посчитать число областей каждого цвета и выяснить, какие области необходимо перекрасить.