Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Урок 15. Комментарий для учителя к контрольной работе 1
Урок 15. Контрольная работа 1
Бескомпьютерный вариант изучения курса
Организация и проведение контрольной работы, прежде всего, будут зависеть от варианта изучения курса. Если ваши дети работают только с печатными материалами курса (бескомпьютерный вариант изучения курса), то они решают контрольную работу 1 из тетради проектов. Текст контрольной работы 1 дан в двух вариантах и помечен «к1». В этом случае мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые три правильно выполненные задания, отметка «4» – за четыре задания, отметка «5» – за пять. Задание 6 является в этой работе необязательным и оценивается отдельно любым удобным учителю способом.
Решение задач из тетради проектов
Задача 1. В этой задаче проверяется знание учащимися русской алфавитной цепочки. К настоящему моменту дети должны с ней окончательно освоиться, поэтому нежелательно, чтобы дети выполняли это задание по готовой алфавитной цепочке. При определении истинности утверждений дети должны воспроизводить цепочку или ее часть по памяти – либо перебирать буквы в уме, либо записывать их на листке бумаги.
Задача 2. Задача на проверку овладения учащимися алгоритмом подсчета областей. Чтобы задача считалась решенной, кроме ответа в работе ученика должна быть правильно раскрашенная картинка и числовая линейка.
Задача 3. Здесь проверяется, насколько ребята усвоили понятие «все разные». Поскольку в задаче не указаны цвета линий, они могут быть любыми. Обратите внимание на то, что здесь можно найти 6 разных фигур, а детям из них нужно обвести только 5. Если ребенок обвел 6 разных фигурок, это следует считать ошибкой (решение не соответствует условию задачи).
Задача 4. В данной задаче проверяется умение рябят пользоваться словарем.
Ответ: вариант 1 – МОЛОКО, вариант 2 – ХОРОШО или ХОЛОДНО.
Задача 5. В этой контрольной работе нет задач, где бы требовалось определять истинность утверждений, не имеющих смысла для некоторых цепочек. Но на данном этапе все ребята должны понимать – чтобы утверждение было истинным, необходимо, чтобы оно имело смысл. В частности, при решении задачи первого варианта для истинности (или ложности) утверждений должны выполняться следующие условия: а) в слове должна быть ровно одна буква М; б) в слове должна быть ровно одна буква А; в) в слове должно быть не меньше 4 букв. Так, для слов РАМОЧКА, МАК, КОМОЧЕК, САМ одно из утверждений не имеет смысла (и поэтому не может быть истинным).
Задача 6. Необязательная. Задача на построение цепочки по описанию.
Компьютерный вариант изучения курса
Если ваши ребята имеют возможность работать в курсе не только с печатными материалами, но и с компьютерной составляющей, желательно предложить им контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной. Поскольку в среднем задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач – 3 задачи из тетради проектов (комментарий см. выше) и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач – 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно выбрать задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. Например, можно взять задачи 1, 2 и 3 из тетради проектов и задачи 1, 3 и 4 из компьютерной составляющей. В слабом классе вместо компьютерной задачи 4 можно предложить компьютерную задачу 5. Оставшиеся задачи из тетради проектов и компьютерной составляющей можно предложить детям в качестве необязательных. Мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые четыре правильно выполненные задания, отметка «4» – за пять заданий, отметка «5» – за шесть. Решение необязательных задач учитель оценивает любым удобным ему способом.
Решение компьютерных задач
Задача 1. Данная задача охватывает довольно большой объем материала. С одной стороны, здесь проверяется умение ребят выбирать цепочку по описанию, данному с помощью нескольких истинных утверждений. С другой стороны, здесь проверяется владение учащимися понятиями «раньше», «позже». Наконец, здесь проверяется знание детьми русской алфавитной цепочки. Кроме того, здесь дети должны правильно понимать договоренности об утверждениях, не имеющих смысла для данной цепочки.
Задача 2. Задачи на подсчет областей картинки в компьютерном виде решать существенно проще, чем на бумаге. Поэтому в отличие от аналогичной задачи 2 из тетради проектов областей здесь много.
Задача 3. Здесь учащийся должен сравнить каждое слово со словами Словаря, начинающимися на соответствующую первую букву, и либо найти слово в Словаре, либо убедиться, что его там нет.
Задача 4. Задача на повторение лексики, связанной с цепочкой, в частности понятий: «раньше/позже» и «следующий/предыдущий». Решений в каждом варианте много, ведь ребята могут строить цепочки разной длины. Самая короткая из таких цепочек будет включать в себя 5 фигурок. Вот самые короткие решения для каждого из двух вариантов.
Вариант 1.
Желтая груша – банан – красная груша – банан – арбуз.
Вариант 2.
Красная груша – слива – желтая груша – слива – арбуз.
Кроме того, в цепочки могут быть включены фигурки, о которых вообще не идет речь в данных утверждениях.
Задача 5. Задача на проверку усвоения понятия «алфавитный порядок». Здесь буквы взяты из фрагмента алфавитной цепочки, поэтому их нужно расставить друг за другом в точности так, как они идут в алфавите. Таким образом, наиболее сложный этап решения этой задачи состоит в том, чтобы найти среди данного набора букву, которая идет в алфавите раньше всех остальных.
Необязательные задачи
Задача 6. Один из вариантов решения данной задачи – метод проб и ошибок. При таком варианте первую фигурку ребенок раскрашивает как-нибудь, вторую – так, чтобы она не была такой же как первая. Третью фигурку надо раскрасить так, чтобы она не была ни такой же как первая, ни такой как вторая и т.д. Ясно, что при таком способе чем ближе к концу, тем сложнее будет решать. Другой вариант – организовать систематический перебор комбинаций раскрашенных клеток, например, зеленым. Такой способ дети, скорее всего, не смогут реализовать от начала и до конца (хотя возможно используют интуитивно соответствующие стратегии), но он поможет им для поиска и подсчета всех решений.
Задача 7. По сути это задача на поиск одинаковых фигурок, но здесь также проверяется умение ребят работать с истинными утверждениями и давать объектам имена.