Уроки 13 – 14. Комментарий для учителя к уроку «Словарь»

Документ без названия

Уроки 13–14. «Словарь»

Начинать использовать словари для различных целей можно с самого начала обучения в школе и даже до школы. Конечно, пользоваться словарем сколько-нибудь эффективно можно, только зная алфавитный порядок. Параллельное формирование потребности в определенном навыке, формирование самого навыка и его использование, по нашему мнению, создают наилучшую учебную ситуацию. Так и происходит в нашем курсе: дети получают небольшие учебные словари, ищут в них слова, чтобы писать их правильно, решают задачи, формирующие умение алфавитного поиска. Будет совсем замечательно, если параллельно с этим они начнут использовать настоящие словари на различных уроках и дома.

Мы хотим, чтобы наши дети писали грамотно. Откуда эта самая грамотность в детях берется, никто толком не знает. Даже от наиболее заслуженных и квалифицированных учителей русского языка можно услышать суждения вроде: «Уж если грамотный, так грамотный, и никакие правила ему не нужны, а если не может писать, то и с правилами не сможет». Мы, однако, хотим дать возможность писать грамотно любому человеку. В этом ему будет помогать словарь, если он научится и привыкнет им пользоваться. Естественно, что частое обращение к словарю за одним и тем же нужным словом приведет к запоминанию его написания.

Принципиально новая ситуация в этом вопросе связана с появлением компьютерных программ проверки орфографической правильности, которые сейчас есть практически во всех компьютерных текстовых редакторах и других прикладных программах. Программа проверки орфографии «умеет» больше, чем словарь. Она по любой цепочке символов определяет, возможно такое слово в русском языке или нет. Русское словоизменение для нее не препятствие, она определяет, что слово «зеленых» существует, а слово «польт» нет. (Существуют и программы проверки пунктуации и стилистики, однако для русского языка они менее полезны – слишком уж реальный язык гибок.) Появление таких программ меняет наше представление о том, в чем состоят цели обучения русскому языку в школе. Они стали в большей степени ориентированы на умение сформулировать свою мысль, понять мысль другого, уместно использовать всевозможные информационные и коммуникационные технологии. Ситуация здесь в определенной степени аналогична ситуации с появлением в школе калькуляторов, которые меняют цели обучения арифметике – большее значение приобретает логика решения задачи, оценка правильности результата и т. п.

Наш учебный словарь невелик (он умещается на развороте учебника), но достаточно объемен для того, чтобы детям при решении задач пригодилось знание алфавитного порядка.
Обратите внимание на то, как устроен наш словарь. Он представляет собой алфавитную цепочку из больших зеленых букв. На фоне каждой зеленой буквы даются слова, начинающиеся именно с этой буквы и, конечно же, расположенные в алфавитном порядке. Имея определенные навыки работы с алфавитной цепочкой, дети, скорее всего, не будут испытывать трудностей при работе с таким словарем.

В большинстве задач на работу со словарем будут использоваться наши договоренности о том, когда утверждения имеют смысл (и бывают истинными или ложными), а когда не имеют смысла. Задачи на работу со словарем будут теперь встречаться почти на каждой странице учебника. Все они рассчитаны на то, чтобы заставить учащегося тщательно относиться к тексту задания, кропотливо и внимательно работать со словарем – упорядоченным массивом слов. Мы уверены, что ребенок, выполнивший большинство этих заданий, хорошо освоится с учебным словарем и почувствует, как он устроен, а значит, и работа в дальнейшем с большим «настоящим» словарем для него не будет слишком трудной. При этом в каждой из задач используется и знание ребенком предыдущего материала, относящегося к математике цепочек.

Решение задач из учебника

Задача 84. На первый взгляд задача совсем простая. Проанализируем, что будет делать ребенок при поиске слова АВАРИЯ в Словаре. Большинство детей после знакомства со Словарем уже понимает, что слова на букву А следует искать на фоне большой буквы А. Поскольку большие зеленые буквы у нас расположены в алфавитном порядке, то найти такие слова несложно. Однако, дальше большинство детей будут просматривать все слова на букву А, пока не найдут слово АВАРИЯ, ведь правила алфавитного порядка мы с детьми еще не обсуждали. Слово АВАРИЯ оказывается первым среди слов на букву А, но не всегда детям будет так везти. Например, для поиска слова ТЮЛЬПАН или НОЯБРЬ учащимся придется просмотреть 7 слов на соответствующую букву, а для поиска слова МОЛОКО – 8 слов. Именно в процессе такой деятельности формируется опыт, который впоследствии детям очень пригодится.

Задача 85. Поскольку первая буква в слове известна, искать его в Словаре будет достаточно легко. Остается во всех словах, начинающихся на букву А, сравнить вторую и предпоследнюю буквы. Получится единственный вариант ответа – слово АНГИНА.

Задача 86. Очень хорошо, если кто-то из ребят заметит, что определить истинность последних двух утверждений можно, вообще не открывая Словаря, пользуясь положением в алфавитной цепочке первых букв слов. Однако подсказывать эту мысль ребятам не нужно, пока у нас иная цель – приучить их работать со Словарем.

Задача 87. Содержит традиционное для курса русского языка задание – вставить пропущенные буквы. Однако здесь надо не догадаться, какая буква пропущена, а найти слово в Словаре. Задача становится чисто формальной: проверить цепочки на одинаковость. Ребенок точно знает, правильно ли он действовал при решении задачи. Если он ошибся при переписывании, попросите его проверить слово еще раз.

Задача 88. В этой задаче учащиеся повторяют русскую алфавитную цепочку. Поскольку здесь необходимо найти все буквы, удовлетворяющие условию, нужен полный перебор всех букв, следующих в алфавите позже буквы Ф. Кто-то из детей может перебирать буквы в уме, но в случае ошибок и затруднений вполне допустимо предложить детям решать задачу с опорой на алфавитную цепочку.

Задача 89. Необязательная. Эта задача на использование Словаря – из разряда несложных, поскольку известна первая буква слова. Это сразу сужает число просматриваемых слов, даже если учащийся будет просматривать подряд все слова на букву Х, ему придется просмотреть всего 7 слов. На самом деле сразу можно заметить слова, в которых последняя буква – О. Таких слов всего два, именно их и стоит проверить по условию задачи.

Задача 90. Необязательная. Как мы не раз говорили, данные задачи содержат в условии отрицание, поэтому детям даются не сразу. Если ребенок нарушит условие задачи, ему всегда можно указать на ошибку, но исправить ошибку он должен постараться сам.

Задача 91. Необязательная.  Многие дети здесь сразу заметят, что во всех фигурках, кроме одной, раскрашено по 3 квадратика и лишь в одной фигурке – два квадратика. Это значит, что сразу можно сказать, в какой фигурке нужно раскрашивать квадратик. Теперь остается сравнить эту фигурку с остальными и выяснить, какой квадратик нужно раскрашивать.

Задача 92. К настоящему моменту многие дети уже заметили, что в Словаре слова расположены на фоне своих первых букв, а буквы при этом идут в алфавитном порядке. Это означает, что слово с первой буквой Б идет раньше слова с первой буквой Е. Такие ребята для определения истинности третьего, четвертого, пятого и шестого утверждений вообще не будут заглядывать в Словарь.

Задача 93. Аналогичная задача на работу со Словарем ребятам уже встречалась (см. комментарий к задаче 84), поэтому постарайтесь не вмешиваться, а просто понаблюдать за детьми, чтобы понять, правильно ли они действуют. Так, к настоящему моменту учащиеся должны понимать, что слово РАБОТА нужно искать среди слов на букву Р. При поиске слов на некоторую букву ребята должны уметь использовать положение этой буквы в алфавитной линейке. Так, буква Р расположена примерно в середине алфавита, соответственно расположены в Словаре и слова на Р. Что касается того, как ученик ищет данное слово среди слов на данную букву, стратегии у ребят пока могут быть разными. Вполне допустимо, если ребенок просматривает все слова на данную букву. Кто-то из сильных учеников, возможно, уже догадался, что при поиске слова в Словаре можно использовать не только первую, но и вторую букву слова.

Задача 94. Кому-то из ребят может показаться интересным, как два совершенно одинаковых объекта в процессе выполнения задания превращаются в разные (слова ДИЕТА И ДОСКА).

Задача 95. Необязательная. Если учащийся затрудняется с решением этой задачи, обсудите с ним данные утверждения. Для начала спросите, сколько бусин может быть в этой цепочке. Из первого утверждения следует, что бусин, по меньшей мере, пять. Однако видим, что кроме пяти разных бусин  в цепочке должно быть еще две одинаковых, так приходим к выводу, что бусин в цепочке шесть или больше. После этого попросите ребенка собрать подходящий мешок бусин, из которых потом можно будет построить данную цепочку. Наконец найденные бусины нужно выстроить в цепочку.

Задача 96. В таких задачах дети осуществляют перебор по-разному. Наиболее быстро решение получается, если сначала проверить второе утверждение для всех чисел, вычеркнуть неподходящие числа, а затем для всех оставшихся чисел проверить первое утверждение. Действительно, в числах 3 и 4 столбца вообще нет цифры 1, поэтому все эти числа нам не подходят. Из чисел 1 и 2 столбцов невычеркнутыми оказываются всего два числа, для которых остается проверить первое утверждение.

Задача 97. Необязательная. Вряд ли кто-то из детей найдет подходящее слово сразу. Большинство ребят будут перебрать месяцы года, считая число букв в их названиях.

Задача 98. Здесь первое условие проверить легче, поэтому можно начать в него, однако буква есть во всех словах кроме ОСТРЫЙ. Для них нужно проверить второе условие. В результате помеченными оказываются ровно 3 слова (КРУГЛЫЙ, УСЛОВИЕ, УЛЫБКА).

Задача 99. Необязательная. В этой задаче некоторые дети могут не заметить мелких областей (две области клюва и две области ножек). Как и во всех предыдущих задачах, все чисто черные детали (глаз и лапы) дети считать не должны. В этой картинке ровно 10 областей. 

Компьютерный урок «Словарь», 1 часть

Инструмент «Словарь»

На этом уроке дети знакомятся с новым компьютерным инструментом – Словарем. По сути, это знакомая уже детям библиотека, но организованная специальным образом. Во-первых, это библиотека слов (раньше дети работали с библиотекой бусин или фигурок). Во-вторых, слов в библиотеке сравнительно много (более двухсот). Для поиска объекта в такой большой библиотеке недостаточно возможностей обычной прокрутки. Слова в нашем Словаре, как и в любом другом, расположены в словарном порядке. Словарный порядок помогает ориентироваться в Словаре. Кроме того, в Словаре имеется возможность сразу найти слова, которые начинаются на некоторую букву. Для этого надо щелкнуть на эту букву справа от библиотеки.

Решение задач 104 – 112

Задача 104. В этой задаче ребята знакомятся со Словарем и учатся находить в нем слова на некоторую букву.

Задача 105. В предыдущей задаче ребята научились искать слова с некоторой первой буквой. В данной задаче они закрепляют это умение. Например, чтобы найти слово ИВАЛИД, учащийся должен сначала найти все слова на букву И, щелкнув на букву И справа от Словаря. После того как открылся список слов, нужно его просмотреть и отыскать нужное слово. Слова на любую букву начинаются с первого в Словаре по счету. Слова на большинство букв в нашем Словаре умещаются в пределах видимой части библиотеки. Если учащийся просмотрел все слова и не нашел нужно слова, библиотеку нужно чуть прокрутить вперед (обычно в пределах 2-3 слов).

Задача 106. В этой задаче слово в Словаре нужно найти по описанию. То, что известна первая буква слова, упрощает задачу – можно сразу найти в Словаре все слова на букву Ф и выбирать нужное уже из них. Напомним, что истинность первого утверждения для некоторого слова, в частности означает, что утверждение имеет смысл для этого слова, то есть в слове ровно одна буква А и ровно одна буква Р. Слов, для которых утверждение имеет смысл, в Словаре всего три: ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА, ФОНАРЬ. Истинно первое утверждение лишь для одного из них – для слова ФОНАРЬ.

Задача 107. Эта задача несколько сложнее компьютерных задач 104–106. Действительно, убедиться в том, что какого-то слова нет в Словаре, для детей сложнее, чем найти его. Поскольку ребята не знакомы с правилом словарного порядка (и обсуждать его пока рано!), чтобы убедиться в отсутствии слова в Словаре, они должна просмотреть все слова, начинающиеся на данную букву. Например, чтобы убедиться, что в Словаре нет слова БЕРЁЗА, нужно просмотреть все слова с первой буквой Б. Поскольку Словарь у нас учебный, слов на одну букву в нем немного (обычно в пределах 10). Тем не менее, не исключены ошибки связанные с невнимательностью (учащиеся могут просто пропустить нужное слово). Возможно, кто-то из сильных учеников уже понимает, что вторые буквы слов с первой буквой Б тоже расположены в алфавитном порядке. Поэтому слово БЕРЁЗА должно идти в Словаре позже слова БАТОН и раньше слова БИСКВИТ. Такие ребята будут просматривать меньшее число слов.

Задача 108. Для решения этой задачи нужно найти в Словаре слова, которые соответствуют данным схемам. Во всех словах известны первые буквы, что упрощает задачу. Например, чтобы найти первое слово, сначала нужно найти все слова с первой буквой Ж. Затем нужно найти среди них слово из 6 букв, в котором четвертая буква Е. Заметим, что в Словаре есть лишь 2 слова с первой буквой Ж, в которых есть буква Е, поэтому перебор будет совсем небольшим.

Задача 109. Подобные задачи проще решать по напечатанному Словарю (он совпадает со Словарем из учебника). В таком словаре удобней отсчитывать слова, как от начала, так и от конца, а также от некоторого слова.

Задача 110. Здесь перебор можно существенно уменьшить с помощью рассуждений. Действительно, из второго утверждения следует, что буква К не может идти в слове первой (поскольку буква Р должна идти раньше). Значит можно сразу отбросить (вычеркнуть) все слова с первой буквой К. Аналогично, из первого утверждения следует, что можно отбросить слова с первой буквой С (поскольку С идет позже Р). После этого оставшиеся два слова нужно проверить более внимательно.

Задача 111. Здесь неявно играют роль договоренности, установленные на листе определений «Если бусина не одна. Если бусины нет». Действительно, чтобы утверждение «В этой цепочке предыдущая фигурка перед бабочкой – кот» будет иметь смысл в том случае, если в цепочке имеется ровно одна бабочка и перед ней есть предыдущая фигурка. При этом неважно, сколько в цепочке будет котов, важно лишь то, что один из них – предыдущий перед бабочкой. Решений в этой задаче имеется несколько. Однако все они будут сходны в одном – в каждом из них будут три подряд идущих фигурки кот – бабочка – кот (коты при этом должны быть разные).

Задача 112. Необязательная. Эту задачу дети могут начать решать методом проб и ошибок, используя одно простое правило – не класть в один мешок две одинаковые фигурки. Проще всего раскладывать сразу тройки и пары одинаковых снежинок по разным мешкам. Так можно сразу разложить две тройки одинаковых снежинок по трем мешкам. После этого можно разложить по разным мешкам пары одинаковых снежинок. Затем нужно разложить оставшиеся снежинки в мешки так, чтобы в каждом мешке было по 5 снежинок.

Компьютерный урок «Словарь», 2 часть

Решение задач 113 – 121

Задача 113. Это межпредметная задача, находящаяся на стыке математики, русского языка и информатики. С точки зрения математики ребята здесь повторяют названия чисел в пределах 20, учатся сопоставлять названия чисел с их записью с помощью цифр. С точки зрения русского языка дети закрепляют правописание числительных. С точки зрения информатики задача посвящена поиску информатики в Словаре.

Задача 114. Данная задача полностью аналогична компьютерной задаче 105 из предыдущего урока (см. комментарий к задаче 105). В конце решения дети, как всегда, должна сделать проверку – убедиться, что в мешке лежат те и только те слова, которые указаны в условии.

Задача 115. Данная задача аналогична компьютерной задаче 106 из предыдущего урока (см. комментарий к задаче 106). Заметим, что пятая и третья с конца буквы слова могут быть одинаковыми в двух случаях – если эти буквы совпадают и если это две одинаковые несовпадающие буквы. Первый случай будет встречаться в любом слове из 7 букв. Среди букв с первой П такое слово есть – это слово ПЯТНИЦА. Однако дети вряд ли догадаются до такого решения, большинство наверняка положат в мешок слово ПЯТНАДЦАТЬ, в котором пятая и третья с конца буквы одинаковые, но не совпадающие.

Задача 116. Эта задача похожа на компьютерную задачу 108, но здесь для одной схемы нужно найти два разных слова.

Задача 117. Эта задача аналогична компьютерной задаче 109. Как и задачу 109, эту задачу при дефиците времени можно пропустить – дети достаточно решают подобных задач из учебника. 

Задача 118. Задача на повторение понятий «одинаковые», «разные», «все разные». Если кто-то из ребят в ней запутается, предложите ему провести полный перебор цифр (или букв) с использованием пометок.

Задача 119. Здесь в библиотеке всего две фигурки, которые не являются рыбами. Таким образом, по данному описанию можно построить всего 3 разных непустых мешка: мешок с двумя бабочками и два мешка с одной бабочкой. По условию подойдет и пустой мешок (в нем тоже нет двух одинаковых фигурок, а значит по нашему определению все фигурки разные), но дети вряд ли будут рассматривать такой вырожденный случай.

Задача 120. Утверждения здесь практически не связаны между собой, их можно использовать независимо, в любом порядке. Все фигурки в цепочке должны быть разными. Поэтому можно взять по одной все фигурки, о которых идет речь в первом, втором и последнем утверждении, и дальше переставлять их «лапкой», пока все утверждения не станут истинными.

Задача 121. Необязательная. В данном случае кошелек по описанию можно построить, взяв монеты любого достоинства из библиотеки. Кошельки можно собирать наверняка, используя арифметические соображения или методом проб и ошибок, добавляя монеты определенного достоинства по одной.

Последнее изменение: Tuesday, 1 December 2015, 16:09