Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Урок 8. Комментарий для учителя к уроку «Если бусина не одна. Если бусины нет»
Урок 8. «Если бусина не одна. Если бусины нет»
Одна из целей нашего курса – научить детей пользоваться языком, прежде всего русским, родным для большинства тех, кому предназначены наши учебники. При этом среди всех аспектов и видов использования мы выделяем тот, который обычно называется формально-логическим. Частью такого умения является понимание различий между формально-логическим и повседневным использованием языка. Хотя мы и собираемся сейчас обсудить некоторые особенности нашего основного, формально-логического применения языка, но начнем мы с житейских примеров.
Нам часто приходится давать другому человеку (или получать от него) инструкции по поиску каких-то предметов. Например: «Слева от шкафа на тумбочке есть стопка книг. Возьми такую, в красной обложке». Или: «Надо выйти на второй остановке после кинотеатра и спросить, где продмаг. За продмагом стоят две башни, надо их обойти, там будет стройплощадка, в конце – детский садик. Можно обойти его слева, но там грязно. Лучше пролезть в дыру в заборе и пройти прямо через территорию садика до ворот. Они закрыты, но рядом калитка...» И т. п. Одной из проблем, с которой мы при этом сталкиваемся, оказывается невыполнимость тех или иных шагов в инструкции. Она может быть вызвана разными причинами. Например, мы не можем пролезть в дыру в заборе. Однако достаточно важной, общей, неудобной и часто встречающейся ситуацией является другая: например, детского садика в этом месте вообще не оказалось. Эту ситуацию мы сейчас обсудим в информатическом контексте.
При попытке выполнения инструкции мы обнаруживаем, что некоторого объекта нет. Бывает и так, что объектов, отвечающих описанию, несколько. Например, спросив, где продмаг, мы получаем ответ: «Вам какой нужен? Новый, рядом с почтой, или тот, где винный отдел есть?» Оказавшись в такой по-житейски трудной ситуации, мы используем различные стратегии, привлекая дополнительную информацию, осуществляя перебор вариантов и т. п.
Естественно, в информатике мы также часто сталкиваемся с необходимостью выбора объекта по описанию. Такой выбор возникает как при выполнении инструкций, так и в чисто описательных ситуациях. Например, мы можем сказать: «В цепочке выберем следующую букву после буквы Т» или «Красная бусина в цепочке – круглая». Трудности не возникает, если в цепочке всего одна буква Т или всего одна красная бусина. Что же делать, если заданных описанием объектов несколько или их нет вовсе? Нам нужно договориться заранее и ввести в наши правила игры какое-то соглашение на этот счет.
Одно из возможных соглашений состоит в том, чтобы вовсе не употреблять языковых конструкций, которые могут в какой-то ситуации привести к подобной проблеме. Это довольно распространенный в математике подход. Однако наша задача состоит в том, чтобы научить детей использованию по возможности широкого спектра языковых средств и конструкций. Значит, нам надо не запрещать выражения описанного выше типа, а договориться, как их понимать в конкретных ситуациях.
Итак, утверждение «В этой цепочке следующая бусина после синей круглой – зеленая треугольная» мы понимаем следующим образом: «В этой цепочке встречается только одна синяя круглая бусина, при этом следующая после нее бусина существует и она зеленая треугольная». Таким образом, приведенное утверждение не имеет смысла, если синяя круглая бусина либо встречается в цепочке не один раз, либо вообще не встречается. Также утверждение не имеет смысла, если у синей круглой бусины нет следующей. Утверждение оказывается ложным, если следующая бусина после синей круглой существует, но она не зеленая треугольная.
Аналогичная ситуация с понятием «предыдущий». Утверждение «В этой цепочке предыдущая бусина перед красной квадратной – желтая круглая» мы понимаем следующим образом: «В этой цепочке встречается только одна красная квадратная бусина, при этом предыдущая перед ней бусина существует и она желтая круглая». Таким образом, приведенное утверждение не имеет смысла, если красная квадратная бусина встречается в цепочке не один раз (в том числе и вообще не встречается). Это утверждение не имеет смысла и в том случае, если у красной квадратной бусины нет предыдущей. Утверждение оказывается ложным, если предыдущая бусина перед красной квадратной существует, но она не желтая круглая.
Утверждение «В этой цепочке десятая бусина – круглая» не имеет смысла для цепочки длиной меньше десяти: в ней десятой бусины нет.
Решение задач из учебника
Задача 52. При проверке хорошо бы попросить ученика не только назвать утверждение, не имеющее смысла, но и объяснить, почему оно не имеет смысла. Здесь не имеет смысла третье утверждение, поскольку в цепочке Т груш две (непонятно, о какой из них идет речь).
Задача 53. Здесь не имеют смысла первое утверждение (предыдущей бусины перед голубой в цепочке нет) и последнее утверждение (в цепочке всего 6 бусин и восьмой бусины нет).
Задача 54. Здесь не имеют смысла второе утверждение (в цепочке Ф несколько круглых бусин), третье утверждение (в цепочке Ф нет десятой с конца бусины) и пятое утверждение (в цепочке Ф нет предыдущей бусины перед желтой треугольной). Первое и четвертое утверждения – ложные.
Задача 55. Задача на повторение материала предыдущего урока – нумерации элементов цепочки с конца. В случае затруднения, попросите учащегося обвести в каждой цепочке вторую фигурку с конца.
Задача 56. В курсе 2 класса это первая задача на сравнение фигурок наложением. Поэтому убедитесь, что все ребята помнят, как нужно вырезать фигурки в этом случае. При сравнении наложением фигурки необходимо вырезать строго по контуру. При наложении нужно совмещать пары соответствующих сторон. Например, в данном случае можно совмещать нижние основания трапеций.
Задача 57. Необязательная. В этой задаче не имеют смысла первое и третье утверждения.
Задача 58. Необязательная. Эту задачу можно решать перебором или методом проб и ошибок. Во втором случае мы будем раскрашивать бусины в мешках зеленым и оранжевым цветом наугад, но так, чтобы очередной раскрашенный мешок отличался от раскрашенных раньше. Если мы выполняем перебор, то нам нужна некоторая система учета всех рассмотренных случаев. Так, зеленых бусин в мешке может быть от нуля до трех. В случае нуля и трех мы получаем по одному мешку (и другого построить нельзя). В случае одной или двух зеленых бусин разных мешков можно построить по три. Чтобы их правильно перебрать, нужно учитывать не только число, но и форму бусин.
Компьютерный урок «Если бусина не одна. Если бусины нет»
Решение задач 72 – 79
Задача 72. В этой задаче ребята должны выбрать утверждения, не имеющие смысла для данной цепочки. Некоторые дети при этом наверняка будут путать бессмысленные утверждения с ложными. Возможен и другой вид ошибок – доопределить утверждение так, чтобы оно имело смысл. В таких случаях полезно попросить учащегося вернуться к листу определений и затем явно сформулировать условия, которые должны выполняться, чтобы утверждение имело смысл. Например, в первом утверждении, чтобы утверждение имело смысл, достаточно убедиться в том, что седьмая фигурка в цепочке есть (поскольку нескольких седьмых фигурок в цепочке быть не может). В данном случае ее нет, поэтому утверждение не имеет смысла. Стоит обратить внимание на пятое утверждение, многие дети его доопределяют, мысленно заменяя утверждением «Пятой фигуркой в цепочке идет шкаф». Эти два утверждения, хотя и похожи, имеют разный логический смысл. В утверждении из условия задачи речь идет про шкаф. Шкаф в цепочке не один, поэтому утверждение не имеет смысла. В то же время в нашем утверждении речь идет о пятой фигурке. Она в цепочке есть (и конечно, только одна), поэтому утверждение имеет смысл (и истинно).
Задача 73. В этой задаче нужно определить значения истинности утверждений и по ходу выделить утверждения, не имеющие смысла для данной цепочки. Возможно, для кого-то из ребят это будет сложно. Таким учащимся нужно посоветовать сначала, как в предыдущей задаче, выделить все бессмысленные утверждения, поставить в окнах рядом с ними прочерк, а затем поработать с оставшимися утверждениями. Заметим, что первое и второе утверждения не могут быть бессмысленными ни для какой цепочки – в первом утверждении речь идет о числе бусин, а во втором – о наличии бусин. Третье утверждение не имеет смысла для цепочки Т, поскольку в цепочке Т нет бусины следующей после желтой круглой. Последнее утверждение не имеет смысла для цепочки Т, поскольку в ней несколько квадратных бусин. Заметим, что предпоследнее утверждение имеет смысл, хотя треугольная бусина в цепочке и не одна. Причина в том, что здесь употребляется слово «каждое», за счет этого становится понятно, что условие нужно проверить для всех треугольных бусин цепочки.
Задача 74. Данная задача в некотором смысле обратная задачам 72 и 73. Если в предыдущей задаче мы определяли значения истинности нескольких утверждений для одной цепочки, то здесь, наоборот – определяем значение истинности одного утверждения для разных цепочек. При этом у детей формируется понимание того, что часто утверждение может менять свое значение истинности в зависимости от выбранного объекта. В данном случае для того, чтобы утверждение имело смысл, нужно проверить три условия: синяя бусина в цепочке есть; синяя бусина в цепочке ровно одна; синяя бусина в цепочке не последняя (то есть следующая бусина после нее тоже есть). Здесь утверждение не имеет смысла для пяти цепочек.
Задача 75. Это общеразвивающая задача, в которой дети не просто строят цепочку по описанию, но и имеют возможность познакомиться с флагами некоторых стран. После изучения текущего листа определений ребята уже должны понимать, что в силу истинности второго утверждения в цепочке должен быть ровно 1 флаг России и после него в цепочке должна быть следующая фигурка (флаг Латвии). Аналогично, из истинности третьего утверждения следует, что в цепочке должен быть ровно 1 флаг Китая и перед ним в цепочке должна быть предыдущая фигурка (флаг Беларуси). Поскольку все фигурки в цепочке должны быть разными, то число фигурок в цепочке ограничено числом разных флагов в библиотеке и техническими возможностями построения цепочки на экране. Наименьшее число фигурок в цепочке, естественно четыре, флаги: России, Латвии, Китая, Беларуси.
Задача 76. В этой задаче ребята повторяют использование компьютерной «лапки» для сравнения наложением.
Задача 77. Данная задача находится на стыке между информатикой и математикой. Если бы в библиотеке лежали монеты в 10 рублей и в 1 рубль, то задачу можно было бы легко решить, используя только разрядный состав числа 23 (23=20+3). Здесь в библиотеке лежат лишь монеты в 2 и 5 рублей, поэтому привычные математические соображения не срабатывают и приходится подключать информатические методы, например метод перебора или метод проб и ошибок. В ходе проб и ошибок, дети постепенно получают соображения, позволяющие приблизиться к решению: 1) не получается построить решение только двухрублевыми или только пятирублевыми монетами; 2) пятирублевых монет нельзя брать больше 4; 3) если взять 2 или 4 пятирублевые монеты, то решение построить не удается. Таким образом, данная задача имеет ровно 2 решения: 1 пятирублевая и 9 двухрублевых монет, 3 пятирублевых и 4 двухрублевых монеты.
Задача 78. Это не слишком сложная задача на построение цепочки по описанию. Однако теперь ребята должны понимать – чтобы второе утверждение имело смысл, в цепочке должно быть хотя бы 4 фигурки, только в этом случае в цепочке будет четвертая фигурка с конца. Это с учетом первого утверждения означает, что для построения цепочки будут использованы все фигурки из библиотеки, причем по одному разу.
Задача 79. Необязательная. Если кто-то из ребят в этой задаче совсем запутался, обсудите вместе с ним алгоритм, следуя которому можно построить решение. Например, чтобы понять, какие буквы лишние в первом мешке, нужно попытаться найти каждую из букв первого мешка во всех остальных мешках. Берем любую букву из первого мешка, например, букву «М» и ищем ее во всех остальных мешках. В четвертом мешке ее нет, значит это лишняя буква, вынимаем ее из мешка (можно также вынуть ее и из других мешков). Берем букву «П», она есть во всех мешках, значит, ее оставим в мешке и пометим ее во всех мешках галочкой. Будем действовать так и дальше, пока в первом мешке не станет 6 букв. После этого будет достаточно вынуть из всех мешков буквы, которые не помечены галочками.