Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Урок 6. Комментарий для учителя к уроку «Все разные»
Урок 6. «Все разные»
На данном листе определений мы договариваемся с детьми о том, что мы будем иметь в виду, говоря «все разные» или просто «три (четыре, пять и т.д.) разных». Вначале поясним, почему это выражение требует дополнительной договоренности. Как вы помните, мы не вводили дополнительной договоренности для выражения «все одинаковые», поскольку использовали его ровно в том же значении, что и «две одинаковые». С выражением «все разные» не все так просто. Дело в том, что мы употребляем выражение «две разные» как «не одинаковые». Перенос такого значения на несколько объектов может порождать некоторую путаницу. Ведь три фигурки могут быть «не одинаковыми» по-разному. Так будет в том случае, когда две из них будут одинаковыми, а третья будет от них отличаться. Так же будет и в случае, когда все три фигурки будут разными, то есть ни одной пары одинаковых фигурок среди них не будет. Для нас наибольший интерес представляет как раз второй случай – когда среди объектов вообще нет пары одинаковых. Именно в этом случае мы будем говорить, что все объекты разные.
Понятие «все разные» можно применять к фигуркам, цепочкам, мешкам и любым другим объектам курса, по отношению к которым введены понятия «одинаковые», «разные». Введение договоренности «все разные» позволяет формулировать учебные тексты и задачи более кратко, не используя отрицание «нет двух одинаковых».
Решение задач из учебника
Задача 38. Если ребенок допустил в этой задаче ошибку, то лучше всего для начала попросить его сделать проверку (по указанию, которое дано в задаче) и еще раз рассмотреть лист определений. При этом учащийся должен выделить главное – среди фигурок, про которые мы говорим «все разные», не должно быть двух одинаковых. Вообще-то данная задача имеет много решений, но набор фигурок во всех этих решениях должен быть один и тот же: груша, яблоко, лимон.
Задача 39. Если ученик затрудняется с решением этого задания, предложите ему выполнить перебор с использованием пометок. Перебор в этой задаче надо организовывать только по объектам поиска. Здесь мы ищем разные цифры, поэтому все остальные объекты (не цифры) мы сразу помечаем как просмотренные.
Задача 40. Областей в этой картинке довольно много, но их легко выделять и удобно раскрашивать. Поэтому мы думаем, что ваша помощь ребятам не потребуется.
Задача 41. Поскольку в левом окне должны быть круглые бусины, то все они будут разных цветов, иначе среди них окажутся две одинаковые. В правом окне все бусины должны быть синими, значит, все они будут разных форм. Этот простой вывод сильные дети сделают сразу и сразу построят верное решение. Слабый ребенок тот же результат может получить методом проб и ошибок, рисуя бусины и проверяя, нет ли среди них двух одинаковых.
Задача 42. Задача на повторение понятий, характеризующих порядок фигурок в цепочке. Определенную трудность представляет то, что оба утверждения должны быть ложными. Поэтому как обычно в таких случаях можно использовать два пути. Первый – сформулировать соответствующие условию истинные утверждения. В данном случае это не сложно, получаются утверждения:
В этой цепочке предпоследняя фигурка – не кошелек.
В этой цепочке пятая фигурка – не варежка.
Другой путь – начать решать методом проб и ошибок, то есть сначала построить цепочку как-нибудь (лучше посоветовать детям, делать это карандашом). Затем нужно для нее проверить данные утверждения. Подходящих решений в этой задаче довольно много, поэтому есть вероятность, что так ребенок сразу найдет ответ. Если какое-то из утверждений окажется не ложным, то ребенок будет исправлять свою цепочку и в ходе этой работы поймет, к чему нужно стремиться и как этого достичь.
Задача 43. Необязательная. Здесь фигурки отличаются только числом и месторасположением пуговок на комбинезонах клоунов. У одного клоуна пуговка справа, у другого – слева, у третьего их две. Эти три ситуации и дают три разные фигурки. Если ребенок никак не может построить решение, попросите его найти хотя бы две разных фигурки и обвести их красным. После этого можно перебирать остальные фигурки по очереди. Если фигурка такая же, как одна из пары обведенных, ее нужно вычеркнуть. Если нет, значит, мы нашли решение.
Компьютерный урок «Все разные»
Решение задач 47 – 54
Задача 47. Здесь дети работают с библиотекой (бусин). Как и во многих других задачах, библиотека здесь не уместилась на рабочей странице. Поэтому, проходя по классу, убедитесь, что все дети помнят, как просмотреть библиотеку целиком. Для этого вверху и внизу библиотеки есть специальные кнопки прокрутки («вверх» и «вниз»). В данном случае все бусины должны быть квадратными и все они должны быть разными. Поэтому все бусины в окне должны быть разного цвета.
Задача 48. Обычно в наших задачах искать разные фигурки легче, чем одинаковые. Но здесь набор символов содержит много одинаковых букв и цифр, поэтому выполнить задание не так уж легко. Если слабый ребенок совсем запутался, можно предложить ему перебор по следующему алгоритму. Просматриваем русские буквы, выделяя их из латинских букв и цифр и сравнивая с теми, что уже обведены. Например, находим первую в первой строке русскую букву – «А», обводим ее. Теперь просматриваем символы дальше. Латинские буквы и цифры можно сразу вычеркивать, а русские буквы сравниваем с обведенной буквой. Так мы находим еще одну русскую букву А. Она нам не подходит, ведь среди обведенных не должно быть одинаковых букв. Поэтому помечаем ее как просмотренную – можно вычеркнуть ее или пометить галочкой. Постепенно в ходе просмотра находим и другие русские буквы, отличные от А и разные – В, Б и Ь.
Задача 49. Здесь нужно найти все слова, в которых нет одинаковых букв. Для этого необходимо выполнить полный перебор слов и в каждом слове – полный перебор и сравнение букв. Например, в слове РОМАШКА есть две буквы А, поэтому оно нам не подходит (так же как слова КАЛЕНДАРЬ и ПОЖАЛУЙСТА). В словах ЧЕЛОВЕК и БЕРЕГ есть две одинаковые буквы Е, поэтому эти слова нам тоже не подходят, как и слово ЗДРАВСТВУЙ, в котором есть две буквы В. В результате дети должны обвести ровно 4 слова: ОРАНЖЕВЫЙ, ПРАЗДНИК, СТОЛИЦА, ЛИМОН.
Задача 50. На первый взгляд задача кажется довольно запутанной, поскольку фигурок довольно много и все они одинаковые. Однако решение можно построить очень просто – взять один и тот же нераскрашенный квадратик в каждой фигурке (например, последний во второй строке) и раскрасить все такие квадратики в разные цвета. Фигурок у нас всего 8, поэтому цветов нам хватит. Теперь оставшиеся квадратики можно раскрашивать как угодно, фигурки в любом случае останутся разными.
Задача 51. В этой задаче понятие «все разные» (три разные) впервые употребляется по отношению к цепочкам. Естественно оно употребляется в значении, введенном на листе определений – три цепочки будут разными в том случае, если среди них не будет двух одинаковых. Два утверждения данные в задаче однозначно определяет только набор бусин, из которых должна быть построена каждая из трех цепочек (каждая цепочка должна состоять из 8 круглых бусин восьми разных цветов). Значит, сделать 3 цепочки разными можно только за счет порядка этих бусин.
Задача 52. Сначала есть смысл сравнить слова, в которых нет пропущенных букв со всеми остальными словами, ведь проще достроить одну цепочку по образцу, чем достраивать сразу две цепочки с пропущенными буквами. Однако видим, что для слов КАШКА, МОРДАШКА и ТАРАКАШКА таких же среди данного набора построить не получится, на это указывают как первые буквы слов, так и число букв в словах. Значит, будем искать пары одинаковых слов среди цепочек с окнами. Проще всего при этом ориентироваться на первые буквы цепочек. Например, в наборе цепочек с окнами ровно два слова с первой буквой Б, из них можно построить слово БУКАШКА. Аналогично строим пару слов ЗАМАРАШКА. С первой буквой Р у нас есть три слова, кроме того, в наборе есть цепочка, в которой первая буква пропущена, значит, придётся сравнивать вторые и третьи буквы в этих четырёх цепочках. Так достраиваем пары слов РУБАШКА и РОМАШКА.
Задача 53. В данном случае проще всего начать со второго утверждения и поставить юбку третьей фигуркой цепочки. После этого становится понятно, что пара «свитер – халат» может стоять либо на первом и втором месте, либо на четвертом и пятом.
Задача 54. Необязательная. Как и во многих задачах на построение цепочки по описанию, состоящему из нескольких условий, здесь является важным, какое условие (утверждение) использовать сначала, а какое – потом. В этой задаче удобней сначала использовать первое утверждения – сделать первую и вторую фигурку одинаковыми. После этого можно сделать третью фигурку отличной от них.