Урок 4. Комментарий для учителя к уроку «Слово»

Документ без названия

Урок 4. «Слово»

В курсе ребята уже решали задачи с цепочками букв, в частности, строили и достраивали цепочки букв по описанию или инструкции. Конечно, учащиеся в ходе этой работы замечали, что цепочки букв почти всегда превращались в русские слова. Ребята читали эти слова и воспринимали как таковые. На данном листе определений мы постараемся формализовать все интуитивные ощущения ребенка и сделать выводы, полезные для дальнейшей работы.

Языковое понятие «слово» очень широкое, причем формально определить его невозможно. Ни один лингвист, специалист по русскому языку не сможет точно утверждать, что некоторая последовательность букв словом не является, невозможно создать ни абсолютно полный словарь и даже компьютерную программу для такой задачи. В нашем курсе слова будут нас интересовать в основном как цепочки букв. Именно поэтому мы явно даем свое, информатическое определение слова, как любой последовательности букв. Понятие «слово» при этом отличается от того, которое принято в языке. Тем не менее, именно оно соответствует нашим задачам. Как и при рассмотрении букв, мы оставляем в стороне большую часть языкового контекста понятия слова. Многочисленные аспекты живого языка, обычно интуитивно понятные, чаще всего не поддаются формализации и применению информатических алгоритмов. Для нас же важно добиться однозначных договоренностей относительно любого понятия, которое употребляется в курсе.

Отметим, что чаще всего наше определение слова не противоречит общепринятому. Так, почти все слова русского языка (кроме тех, которые содержат дефис и апостроф) являются словами и в нашем понимании, поскольку являются цепочками букв. Чаще всего мы будем использовать для задач «осмысленные» слова (слова русского языка), так детям интересней работать. Однако в ряде задач, где нужно построить цепочку букв (то есть слово) по описанию, пытаться составлять «осмысленные» слова, то есть слова русского языка, совершенно не обязательно. Детям придется об этом периодически напоминать.

Форма записи цепочек букв (слов) у нас тоже становится аналогичной той, которая принята в языке. Теперь дети уже понимают, что такое цепочка букв и рисовать начало, конец, соединительные линии необязательно. Однако новая (упрощенная) форма записи никак не противоречит старой (полной). В некоторых задачах, например, на построение цепочек букв мы по-прежнему будем пользоваться старой записью, потому что так удобней. Думаем, что у детей проблем с пониманием не будет, но будьте готовы это пояснить.

Решение задач из учебника

Задача 23. В этой задаче нужно принимать во внимание, что выражение «есть две одинаковые буквы» мы всегда употребляем в значении «есть хотя бы одна пара одинаковых букв». Так в слове ПОРТРЕТ две пары одинаковых букв и мы помечаем его галочкой, потому что одна пара одинаковых букв в нем есть (все остальное выходит за рамки этого условия). В данном наборе галочкой должно быть помечено ровно 5 слов.

Задача 24. Задача на новый лист определений и одновременно на повторение лексики, связанной с цепочками.

Задача 25. Первая цель данной задачи – показать детям равноправие двух вариантов оформления цепочек букв (слов). Действительно, цепочка букв полностью задается набором своих букв и указанием их порядка. Поэтому если в двух цепочках одни и те же буквы стоят в одном и том же порядке, то цепочки будут одинаковыми. Другая цель этой задачи – сравнить две формы записи цепочек букв. Так при записи слов с осью цепочки, слова могут изгибаться, переворачиваться, записываться справа налево или снизу вверх. Буквы при этом должны сохранять свою обычную ориентацию относительно оси цепочки. Детям это может показаться сложно. Если вы хотите им помочь советом, попросите переворачивать тетрадь каждый раз так, чтобы начало цепочки было слева, а ось цепочки шла горизонтально. Тогда ориентация букв будет правильной. Наконец, решение данной задачи имеет прикладное значение. Как известно, грамотное написание названий дней недели представляет для детей начальной школы проблему, особенно удвоенная согласная в слове СУББОТА и безударные гласные.

Задача 26. Задача на повторение понятий, характеризующих взаимоотношения элементов и мешка, – понятий есть, нет, ровно. Среди данных утверждений ровно три истинных и одно ложное (двух одинаковых черепах в мешке нет).

Задача 27. Решить данную задачу для кого-то из детей может оказаться непросто, ведь начала всех слово одинаковые (буквы К и О), из-за этого слова кажутся очень похожими. Если ребенок совсем запутался, посоветуйте ему метод перебора. Перебор слов можно облегчить за счет того, что не обязательно сравнивать слова целиком, во многих случаях будет достаточно сравнить лишь третьи буквы данных слов. Например, возьмем первое слово (КОСА) и будем искать в наборе слово с третьей С (ведь первые две буквы всех слов одинаковые). Здесь такого слова вообще нет, значит, вычеркиваем слово КОСА. Аналогичной будет ситуация со следующим словом (КОТИК). Для третьего слова (КОРА) находятся еще 4 слова с третьей Р. Вот эти 5 слов надо сравнить более внимательно, то есть сопоставить еще и их четвертые буквы. Среди данных слов мы и находим первую пару одинаковых слов. Продолжая перебирать слова таким образом, быстро находим и вторую пару.

Задача 28. Необязательная. Как в задачах 17 и 18, области картинки здесь хорошо выделяются, но здесь их гораздо больше, без алгоритма подсчета областей здесь обойтись довольно сложно. В этой картинке 8 областей.

Задача 29. Необязательная. Вариантов решения здесь настолько много, что кто-то из детей может и растеряться. Действительно, чтобы сделать эти фигурки разными, достаточно раскрасить разными цветами хотя бы одну пару квадратиков на соответствующих местах. Например, можно раскрасить разными цветами квадратики в первых строках фигур. Остальные квадратики можно раскрасить при этом как угодно.

Компьютерный урок «Слово»

Решение задач 31 – 38

Задача 31. В этой задаче нужно выделить из набора слова по описанию. Поскольку нужно найти все слова, соответствующие описанию, здесь необходим полный перебор объектов. Лучше при этом помечать все просмотренные слова: если слово подходит по описанию – синей галочкой, если не подходит – вычеркивать.

Задача 32. В этой задаче нужно достроить слово по описанию, данному с помощью трех истинных утверждений. В таких случаях важно правильно выбрать, в каком порядке использовать данные утверждения. Обычно первым используют утверждение, которое дает о цепочке наиболее конкретную и однозначную информацию. В данном случае есть смысл начать с третьего утверждения и напечатать в третьем окне букву Р. После этого в цепочке остается лишь два свободных окна, идущих друг за другом. Можно использовать второе утверждение: напечатать букву В и следующую за ней букву А. Последним используем первое утверждение, в результате получается слово ПЕРЕВАЛ.

Задача 33. Большинство утверждений в данной задаче касаются букв в словах, которые обозначают названия месяцев. Исключение составляет третье утверждение, в котором речь идет не о названии месяца, а о самом месяце. Это утверждение оказывается неизвестно истинным или ложным. Из оставшихся утверждений два будут истинными и два – ложными.

Задача 34. По содержанию эта задача аналогична задаче 27 из учебника, поэтому одну из них можно решить в классе, а другую – предложить ребятам на дом.

Задача 35. Здесь надо собрать мешок по описанию, содержащему 3 условия. У этой задачи есть много решений, в том числе и совсем простое – положить в мешок только один баклажан. Для такого мешка все три данных утверждения будут истинными.

Задача 36. В этой задаче ребята повторяют алгоритм подсчета областей картинки. Сильным учащимся можно предлагать такие задачи в бумажном варианте, а компьютерный вариант использовать в качестве проверки. В этой картинке оказывается ровно 9 областей – 1 область букета, 5 областей вазы и 3 области фона.

Задача 37. Эту задачу будет решать существенно легче, если выбрать правильный порядок использования утверждений. Этим работа по описанию и отличается от работы по инструкции – утверждения не имеют строго порядка, и порядок их использования мы выбираем сами. Так в данном случае проще всего начать с первого утверждения и раскрасить третью фигурку в зеленый цвет. Затем есть смысл использовать последнее утверждение. У нас осталось 3 нераскрашенные фигурки, значит, все они должны быть красными. Теперь проверяем второе утверждение, оно истинно, значит, мы построили подходящее решение.

Задача 38. Необязательная. Развлекательная задача для ребят, которые любят раскрашивать картинки с помощью «заливки». Для ее выполнения нужно дать учащимся достаточно времени, поскольку в фигурках много мелких областей. Кроме того, здесь необходима внимательность, чтобы не перепутать похожие области между собой.

Последнее изменение: Thursday, 17 September 2015, 22:51