Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Урок 2. Комментарий для учителя к уроку «Определяем истинность утверждений»
Урок 2. «Определяем истинность утверждений»
Содержательная сторона вопроса полностью отражена на листе определений на странице 3. На этом листе определений лишь вводится договоренность об оформлении задач на определение истинности утверждений. На предыдущем уроке подобные задачи дети оформляли без специальных договоренностей – помечали галочками, обводили и т. д. . Однако удобней сокращать значение истинности по первой букве – Истинно (И), Ложно (Л), Неизвестно (Н). Тогда дети скоро привыкнут к этой вполне естественной форме записи, и им не придется в каждой задаче вникать в новую форму оформления задания. Теперь мы будем употреблять в задачах выражение «определи истинность утверждений» в значении «найди здесь истинные, ложные, неизвестно истинные или ложные утверждения, напиши в окне около истинных утверждений букву И, около ложных – букву Л, около неизвестных – букву Н». Этот довольно длинный текст мы не стали приводить на листе определений – очень скоро дети привыкнут к этому естественным путем, в ходе решения задач. Если у кого-то из ребят возникнут вопросы по оформлению или условию задач, именно так им и следует объяснять.
Решение задач из учебника
Задача 10. По содержанию задача аналогична решавшимся на предыдущем уроке задачам 1 и 8, новым является лишь формулировка задания (определи истинность утверждений) и соответственно способ оформления. Поэтому желательно, чтобы дети решили ее самостоятельно. Среди данных утверждений есть утверждение, неизвестно истинное или ложное – это третье утверждение.
Задача 11. Как и предыдущая, эта задача не должна вызвать проблем у детей. Среди данных утверждений ровно одно истинное, одно ложное и одно неизвестно истинное или ложное.
Задача 12. Здесь ребята определяют истинность утверждений для цепочки бусин, которую они построят сами. Окна, данные в задаче, налагают условие лишь на число бусин в цепочке – их должно быть ровно пять. Поскольку цепочки у ребят будут разные, то вам необходимо тщательно продумать процесс проверки, общая проверка решений здесь будет неуместна. Один из подходящих вариантов – попросить ребят поменяться тетрадями и проверить решения друг друга. Если различия в решениях повлекут вопросы детей, обсудите с ними, какие значения истинности получились у разных детей, почему они отличаются или не отличаются одно от другого.
Задача 13. Детям, которые запутались в этой задаче можно, как обычно, предложить выполнить перебор. Перебор в этой задаче надо организовывать только по объектам поиска. Так, если мы ищем две одинаковые русские буквы, то сравниваем с остальными только русские буквы, а все остальные объекты мы сразу помечаем как просмотренные.
Задача 14. Эта задача кого-то из ребят может поставить в тупик, ведь здесь нет кошки. Действительно, трудность этой задачи заключается в ее простоте – как бы мы не соединили фигурки в цепочку, утверждение будет ложным. Постепенно дети привыкнут к тому, что при построении объекта по описанию, могут сложиться разные ситуации – иногда объекта удовлетворяющего описанию вообще нет, иногда существует лишь один такой объект, иногда подходящих объектов несколько. Хоть и довольно редко, но все же случаются ситуации, когда подходит абсолютно любой объект, а данном случае это как раз так – любая цепочка, построенная из данных фигурок, нам подходит.
Задача 15. Необязательная. В данной задаче найти две разные фигурки не так легко, как в других случаях, – из семи фигурок шесть одинаковы. Конечно, решений здесь несколько, но одна из помеченных фигурок у всех детей должна быть общей – третья фигурка с конца.
Задача 16. Необязательная. Ребятам, которые запутались в этой задаче, можно предложить метод систематического перебора по строкам или столбцам с использованием пометок. В задаче использованы буквы старославянского алфавита.
Компьютерный урок «Определяем истинность утверждений»
Решение задач 17 – 24
Задача 17. В этой задаче дети впервые в курсе 2 класса встречаются с инструментом «текст». Напомним, что печатать символы (буквы или цифры) дети могут только в специальных (текстовых) окнах. Чтобы напечатать символы в окне, нужно выбрать инструмент «текст», затем щелкнуть мышью в окне, после чего там должен появиться текстовый курсор. При определении истинности утверждений, все окна сделаны односимвольными – в них нельзя напечатать больше одной буквы.
Задача 18. Если кто-то из ребят в этой задаче никак не может понять, что от него требуется, переформулируйте ему задание обыденным языком, например, так «Напечатай букву в окне так, чтобы первое предложение было верно (правильно, правдиво)». Как и при определении истинности, при заполнении каждого окна здесь вначале необходимо найти букву, о которой идет речь в данном предложении. Например, при работе с первым утверждением нужно найти предпоследнюю букву в цепочке и затем напечатать ее в окне. Если учащийся допустил ошибку, предложите ему проверить свое решение – определить истинность каждого утверждения, которое у него получилось.
Задача 19. Здесь ребята определяют истинность утверждений для цепочки бусин, которую они построят сами. Однако, положить в окна дети могут только те бусины, которые уже даны в условии. Поэтому, какую бы ребенок в этой задаче ни построил цепочку, второе утверждение для нее будет ложно, ведь одинаковых бусин в данном наборе вообще нет.
Задача 20. В этой задаче дети выделяют цепочки по описанию, данному с помощью набора из двух утверждений. Оба утверждения в данном случае должны быть истинными. Поскольку нужно найти все цепочки, соответствующие описанию, в этой задаче необходим полный перебор цепочек. При этом можно использовать две стратегии. Первая состоит в том, чтобы по очереди брать цепочки и проверять для каждой оба утверждения. Если оба утверждения оказываются истинными для цепочки, помечаем ее галочкой, если – нет, ее можно вычеркнуть. Вторая стратегия состоит в том, чтобы сначала проверить для всех цепочек одно утверждение, вычеркнув все неподходящие цепочки, а затем для оставшихся цепочек проверить другое утверждение. Особенно эффективной в данном случае эта стратегия оказывается, если начать со второго утверждения. Действительно, в наборе имеется лишь две цепочки, для которых второе утверждение истинно. Проверив для каждой из этих двух цепочек первое утверждение, выясняем, что в наборе есть лишь одна цепочка, которая подходит под описание.
Задача 21. В данном случае оба утверждения должны быть ложными, что создает некоторые трудности для детей, которые будут пытаться строить отрицание. Кроме того, дети здесь должны помнить, что зеркально симметричные фигурки по нашим правилам игры одинаковыми не являются. Поэтому в наборе имеются лишь две одинаковые фигурки – курицы с оранжевым телом. Эти две фигурки не могут вместе находиться в цепочке, чтобы первое утверждение было ложным.
Задача 22. В этой задаче дети повторяют понятие «одинаковые цепочки». Здесь цепочки расположены так, что их удобно сравнивать одновременно, начиная с первой фигурки, по очереди вычеркивая неподходящие цепочки. Первые фигурки всех цепочек одинаковые, вторые фигурки одинаковые во всех цепочках кроме одной, значит эту одну цепочку (четвертую) можно вычеркнуть и больше не обращать на нее внимания. Третьи фигурки всех цепочек одинаковые, а вот четвертая фигурка в одной из цепочек отличается от остальных, значит эту цепочку (последнюю) тоже можно вычеркнуть. Так, в конце концов, невычеркнутыми остаются две искомые цепочки.
Задача 23. В ходе решения предыдущей задачи ребята уже вспомнили, что одинаковые цепочки состоят из одних и тех же объектов, стоящих в одном и том же порядке. Две данные цепочки состоят из одних и тех же бусин, но порядок в них пока – разный (поэтому и цепочки разные). Задача детей – поставить бусины в нижней цепочке в том же порядке, в котором они стоят в верхней. С помощью «лапки» это можно сделать сравнительно легко.
Задача 24. Необязательная. В ходе решения данной задачи ребята совершенствуют свое умение пользоваться «заливкой». Данная задача требует внимательности и аккуратности, поскольку в фигурках довольно много областей, в том числе и мелких. Лучше всего в таких задачах выбирать области по очереди и раскрашивать одну и ту же область сразу во всех фигурках, где она не раскрашена в нужный цвет.