Урок 32. Комментарий для учителя к контрольной работе 2

Документ без названия

Урок 32. Контрольная работа 2

Бескомпьютерный вариант изучения курса  

Если ваши дети работают только с печатными материалами курса (бескомпьютерный вариант изучения курса), то они выполняют задания контрольной работы 2 из тетради проектов. Этот текст дан в двух вариантах и помечен «к2». В этом случае мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые три правильно выполненные задания, отметка «4» –  за четыре задания, отметка «5» –  за пять. Задание 6 является в этой работе необязательным и оценивается отдельно любым удобным учителю способом.

Решение задач из тетради проектов

Задача 1. В этой задаче проверяется усвоение понятия «одинаковые цепочки» и различных способов поиска двух одинаковых цепочек в наборе. Так, здесь все цепочки удобно разбить на группы по первой фигурке. Найти две одинаковые цепочки в группе из трех цепочек оказывается существенно проще.

Задача 2. В этой задаче проверяется усвоение понятия «следующая» по отношению к бусинам цепочки. Как и задача 1, данная задача относится к обязательному минимуму изучения курса.

Задача 3. Задача на проверку умения заполнять одномерную таблицу для мешка. Если бусин некоторого вида в мешке нет, ребенок должен обязательно поставить в соответствующей клетке таблицы «0». Задача считается решенной только в том случае, если все клетки таблицы заполнены верно.

Задача 4. По сравнению с задачами 1 – 3 эта задача несколько более сложная, в том числе и технически. Поскольку в каждом из заданий использовано слово «каждый», здесь необходим полный перебор мешков. Задача считается полностью решенной только в том случае, когда в каждом задании выделены действительно все мешки, соответствующие условию. Поскольку ограничения в заданиях накладываются только на число русских букв (или цифр), ребенок никак не должен учитывать, есть ли среди них одинаковые буквы. Дети, которые будут пересчитывать только разные буквы (или цифры) в мешках, допустят ошибку, так как в задании этого не требуется.

Задача 5. Задача на усвоение учащимися понятия «числовая линейка» и порядка натуральных чисел до 15. Кроме того, здесь проверяется, насколько дети усвоили лексику, относящуюся к порядку элементов в цепочке:  раньше/позже, предыдущий/следующий.

Задача 6. Необязательная. Задача на построение цепочки по описанию. Рассмотрим задачу второго варианта. В данном случае можно сразу поставить гриб предпоследним. Выясним, какую фигурку можно поставить последней (то есть следующей после гриба). Последней фигуркой не может быть яблоко и перец, в противном случае мы не сможем сделать так, чтобы следующей фигуркой после перца было яблоко. Также последней фигуркой не может быть и баклажан, в противном случае мы не сможем сделать так, чтобы арбуз шел позже баклажана. Значит, можно поставить последней фигуркой арбуз или капусту. Теперь можно поставить в цепочку перец и сразу за ним яблоко. Перец при этом может стоять первой, второй или третьей фигуркой цепочки. После этого оставшиеся две фигурки нужно поставить в цепочку так, чтобы арбуз в цепочке шел позже баклажана. Если арбуз на первом этапе решения был поставлен последней фигуркой, то это условие выполняется автоматически.

Компьютерный вариант изучения курса

Если ваши ребята имеют возможность работать в курсе не только с печатными материалами, но и с компьютерной составляющей, желательно предложить им контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной. Поскольку в среднем задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач – 3 задачи из тетради проектов (комментарий см. выше) и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач – 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно выбрать задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. Например, можно взять задачи 1, 3 и 4 из тетради проектов и задачи 1, 4 и 5 из компьютерной составляющей. В случае контрольной работы из 7 задач можно добавить в нее компьютерную задачу 2. Оставшиеся задачи из тетради проектов и компьютерной составляющей можно предложить детям в качестве необязательных. Мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые четыре правильно выполненные задания, отметка «4» –  за пять заданий, отметка «5» –  за шесть. Решение необязательных задач учитель оценивает любым удобным ему способом.

Решение компьютерных задач

Задача 1. Задача на проверку усвоения понятий, связанных с порядком бусин в цепочке, в частности понятий «следующая» и «предыдущая». Некоторую сложность здесь представляет ориентация цепочки на листе – чтобы правильно выполнить пункты инструкции, ученик должен обязательно учитывать, где начало цепочки, а где ее конец.

Задача 2. Задача на проверку усвоения понятий «одинаковые цепочки/разные цепочки» – стандартная по содержанию, но немного непривычная по формулировке. Проще всего здесь сначала построить две одинаковые цепочки, причем строить их лучше одновременно – по очереди ставя на одинаковые места одинаковые фигурки. В данном случае (исходя из набора фигурок) все цепочки будут состоять из одних и тех же фигурок: груши, яблока и банана. Разные цепочки будут отличаться только порядком этих фигурок.

Задача 3. Задача на проверку усвоения понятий, связанных с порядком элементов в цепочке, в частности понятий «раньше/позже». Также здесь проверяется, насколько хорошо дети ориентируются в числовой линейке.

Задача 4. Стандартная задача на поиск одинаковых мешков.

Вот решение задачи 1 варианта:

Задача 5. Подходящих мешков из 6 бусин в этой задаче можно собрать много. Если в мешке не должно быть треугольных бусин, значит, бусины в мешке могут быть только круглыми или квадратными. При этом 3 круглые бусины в мешке должны быть обязательно, но их может быть и больше. Так, нам подойдет мешок из 6 круглых бусин, 3 из которых красные, а остальные – любых других цветов.

Задача 6. Необязательная. Довольно сложная задача комбинаторного типа. Заметим, что если бы нужно было следовать только таблицам, то задача оказалась бы совсем простой. Действительно, цвета маек и юбок независимы друг от друга, поэтому можно сначала раскрасить майки в соответствии с одной таблицей, а затем, не задумываясь, раскрасить юбки по другой таблице. Однако в задаче есть еще условие о том, что в мешке не должно быть двух одинаковых мышек. Поскольку фигурки могут отличаться только раскраской, то необходимо сделать так, чтобы мышки в одинаковых майках имели разные юбки. Поэтому здесь придется использовать одновременно обе таблицы. Большинство детей будут решать эту задачу методом проб и ошибок.

Вот решение задачи 1 варианта:

Задача 7. Необязательная. Задача на построение цепочки по описанию. В таких задачах часто бывает важно, с какого условия начать. При этом обычно легче всего начать с условия, которое определяет положение фигурок однозначно. Так, здесь проще всего сразу поставить тигра на второе место. После этого становится ясно, что на первое место нельзя поставить ни собаку, ни черепаху, иначе невозможно будет сделать так, чтобы собака была предыдущей перед черепахой. Кошку тоже нельзя поставить на первое место, иначе невозможно будет сделать так, чтобы белка шла раньше кошки. Значит, первая фигурка цепочки тоже определяется однозначно – это белка. Теперь поставим в цепочку собаку предыдущей фигуркой перед черепахой. Это можно сделать двумя способами – либо поставить собаку и черепаху на третье и четвертое места, либо на четвертое и пятое. Таким образом, данная задача имеет ровно два решения.

Вот одно из решений задачи 1 варианта:

Последнее изменение: Wednesday, 16 September 2015, 22:56