Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 31. Комментарий для учителя к уроку «Решение задач»
Урок 31. «Решение задач»
На этом уроке учащиеся не знакомятся с новыми листами определений, а занимаются только решением задач. В ходе данного урока ребята готовятся к контрольной работе 2. Деление задач между уроком обобщающего повторения и уроком выравнивания, который планируется после контрольной работы, довольно условное. Но на урок подготовки к контрольной работе лучше взять более легкие задачи стандартных типов, приближенные по содержанию и уровню сложности к задачам контрольной работы. Более сложные задачи стоит оставить для сильных и средних учащихся на урок выравнивания (слабым учащимся лучше составить на урок выравнивания отдельный набор задач). Ориентировочно мы рекомендуем на уроке итогового повторения использовать задачи со страниц 73 – 75, а задачи со страниц 76 – 78 использовать на уроке выравнивания.
Решение задач из учебника
Задача 180. В этой задаче ребята повторяют различные понятия, относящиеся к порядку бусин в цепочке. Для выполнения первого задания детям необходимо понимать, что искомая цепочка должны состоять из шести бусин. Если ребенок неверно выбрал цепочку, то у него могут возникнуть проблемы с ответами на вопросы, в частности в цепочке может не оказаться бусины, о которой идет речь в вопросе. Постепенно у ребят должно формироваться представление о том, что возникновение подобных ситуаций – это сигнал к тому, чтобы проверить ход своего решения с самого начала.
Задача 181. При возникновении проблем в этой задаче посоветуйте учащемуся разбить все цепочки на группы по первой фигурке. В данном случае на первом месте в цепочках стоят фигурки двух видов, значит, все цепочки разбиваются по первой фигурке на две группы (по 3 цепочки в каждой группе). В группе из трех цепочек две одинаковые искать существенно проще, чем в группе из шести. Если ребенок невнимательный, со слабой техникой, лучше посоветовать ему использовать пометки.
Задача 182. В этой задаче ребята вспоминают метод сравнения фигурок наложением. При решении подобных задач из учебника наибольшее внимание следует обратить на качество вырезания (вырезание должно вестись строго по контуру) и на процесс наложения фигурок (см. комментарий к уроку «Сравнение фигурок наложением»).
Задача 183. Если кому-то из слабых учащихся понадобится ваша помощь, попросите ребенка сначала выполнить последнее задание – обвести в каждой цепочке две одинаковые фигурки (если они есть). После этого нужная цепочка отыщется быстрее.
Задача 184. Необязательная. Для ребят, которые правильно понимают выражения со словом «ровно», задача будет совсем несложной, поэтому постарайтесь, чтобы все учащиеся решили ее самостоятельно. Выражение «ровно 3 треугольные бусины» означает, что в мешке есть 3 треугольные бусины, но нет четырех. Оказывается, что такой мешок в задаче только один.
Задача 185. Поскольку здесь все бусины в цепочке одинаковой формы, для того чтобы среди бусин не было двух одинаковых, все они должны быть разного цвета. Возможно, не все дети сразу дойдут до этого умозаключения и допустят ошибки. В таких случаях мы советуем вам просто указать ребенку на ошибку – показать две одинаковые бусины и напомнить, что их быть в цепочке не должно.
Задача 186. Как и во многих других наших задачах, стратегии и пути решения, которые выберет ребенок, зависят от степени его логической культуры. Дети с хорошо развитым мышлением обычно предпочитают сначала проанализировать условие, сделать выводы и этим уменьшить техническую работу. Так, в данном случае из условия можно сделать вывод, что в искомых цепочках бусин должно быть больше пяти. Дальше можно просто считать число бусин в цепочках и подходящие цепочки сразу обводить. Подходящих цепочек оказывается всего две. Если ребенок сам не может сделать выводов из условия, то ему предлагать такой способ бессмысленно (это будет прямая подсказка решения). Поэтому слабому ребенку, возможно, будет проще перебрать все цепочки и найти в них шестую бусину (если она есть). При этом лучше использовать пометки – шестые бусины обводить красным, а каждую просмотренную цепочку помечать галочкой. Пометки гарантируют, что перебор будет действительно полным.
Задача 187. В этой задаче дети выполняют инструкцию по раскрашиванию фигурок цепочки. К настоящему моменту все ребята уже должны понимать, что пункты (команды) инструкции нужно выполнять именно в том порядке, в каком они написаны. В данном случае выполнение следующих команд зависит от выполнения предыдущих. Так, в случае нарушения порядка команд или некачественного выполнения одной из команд в начале инструкции позже у ребенка может возникнуть ситуация «отказа», то есть он вообще не сможет выполнить одну из команд, например потому, что нужная ему фигурка уже раскрашена. Так, в пункте 4 инструкции написано, что необходимо раскрасить все лимоны тем же цветом, каким раскрашена предпоследняя фигурка. Это не удастся сделать в том случае, если в результате выполнения первых трех пунктов предпоследняя фигурка у ребенка оказалась нераскрашенной или оказался раскрашенным один из лимонов.
Задача 188. Аналогичные задачи с цепочками букв ребята уже решали (см. комментарий к задачам 178 и 148). Здесь дети могут работать так же, как и в задаче 178, сравнивая бусины, стоящие на одних и тех же местах, сразу во всех трех цепочках.
Компьютерный урок «Решение задач»
Задача 203. В этой задаче ребята повторяют понятие «разные цепочки». Сильные ученики к этому моменту, скорее всего, понимают – чтобы цепочки были разными, достаточно, чтобы они различались хотя бы одной бусиной (первой, второй, третьей или любой другой). Так, можно раскрасить первые бусины этих цепочек в разные цвета, остальные бусины обеих цепочек при этом можно раскрасить как угодно.
Задача 204. Задача на построение двух цепочек по описанию. Здесь разумнее начать со второго условия – поставить в каждой из цепочек следующей фигуркой после морковки капусту. Теперь разложим оставшиеся фигурки по окнам так, чтобы цепочки стали разными. Для этого достаточно не ставить на одинаковые места цепочек одинаковые фигурки. Например, если в первой цепочке на четвертое место мы поставили грушу, то во второй цепочке на это же место нужно поставить ягоду.
Задача 205. Знакомая ребятам задача на поиск одинаковых мешков. В случае затруднений посоветуйте учащемуся разделить мешки на группы по наличию/отсутствию некоторых фигурок (лучше при этом использовать пометки).
Задача 206. В этой задаче фигурки различаются не только формой и цветом, но и ориентацией относительно экрана. Если кто-то из детей не учел ориентацию фигурок и положил в мешок не те фигурки, попросите его соединить каждую фигурку в мешке с клеткой таблицы, в которой отражено число таких фигурок. Таким образом, ученик скорее найдет свою ошибку.
Задача 207. Здесь ребята повторяют лексику, относящуюся к порядку элементов в цепочке. Ваша помощь здесь будет зависеть от того, при ответе на какой вопрос учащийся ошибся. Если ученик допустил несколько однотипных ошибок (например, на понятия «раньше/позже»), имеет смысл вернуть его к соответствующему листу определений.
Задача 208. В этой задаче важно, чтобы ученик выполнил полный перебор. Если кто-то из детей нашел не все нужные слова, попросите его выполнить перебор еще раз, с использованием пометок. Просмотренные слова нужно обязательно помечать. Если слово подошло – обводить, если не подошло – помечать галочкой. Если ученик ошибается и в этом случае, попросите его в каждом слове пометить буквы Н и О (можно подчеркнуть их «карандашом» или пометить галочками, используя разные цвета).
Задача 209. В этой задаче обратите внимание на то, чтобы ребята раскрасили все фигурки, включая те, о которых в условии задачи ничего не говорится.
Задача 210. Необязательная.
Вот одно из решений данной задачи: