Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 25. Комментарий для учителя к уроку «Раньше – позже»
Урок 25. «Раньше – позже»
Новые ключевые слова и выражения: идет раньше, идет позже.
Последовательности
Наши цепочки – это конечные последовательности, часто используемые в фундаментальной информатике и математике. В обычной жизни наиболее важные последовательности – это последовательности (цепочки) событий или последовательности, связанные с цепочками событий. С другой стороны, в жизни и деятельности человека встречаются и пространственные цепочки (например, липовая аллея, дома вдоль улицы, всевозможные очереди, гирлянды и бусы). Когда мы описываем на бумаге временную цепочку событий, у нас возникает новая цепочка – цепочка глав в рассказе или цепочка отдельных предложений, отвечающих событиям. Разбиение слитной речи говорящего на слова и запись этих слов на бумаге – еще один пример перехода от временной цепочки к цепочке символов.
Важнейшим отношением между объектами, находящимися в цепочке, является их взаимное расположение. Для описания такого расположения в русском языке используются термины, связанные либо с временной, событийной природой важнейших цепочек, либо с пространственной природой отдельных важных цепочек и их моделей на бумаге. Возникают следующие терминологические возможности:
Бусина А стоит/идёт/встречается впереди/ближе/раньше бусины Б.
Трудность с выражением «впереди бусины Б» (и аналогичная трудность с выражением «перед бусиной Б») связана с тем, что это выражение часто используется и в смысле где-то впереди (как мы и хотим), и в смысле непосредственно, сразу перед («Кто стоит перед тобой в очереди?», «Кто впереди тебя?»). Чтобы избежать возникающей в связи с этим двусмысленности, мы предлагаем пользоваться термином «раньше». Что касается глаголов, то термины «стоит», «идет» и «встречается» выглядят равнозначными. Мы будем использовать термин «идет» чаще других.
Обратите внимание, что мы, просматривая некоторую статическую совокупность объектов, скажем, домов на улице или букв в алфавите, говорим: «Булочная идет раньше гастронома» или «В русском алфавите буква К идет раньше буквы П».
Лист определений «Раньше – позже»
На этом уроке понятия «идет раньше», «идет позже» выступают как понятия курса, характеризующие взаимное расположение элементов в цепочке. Чтобы у детей при этом не возникло никакого противоречия между значением этих понятий в языке и в курсе, на данном листе определений эти значения плавно состыковываются. В языке понятия «раньше», «позже» обычно употребляются в связи с расположением событий во времени. Именно поэтому на данном листе определений нанизывание цепочки развернуто во времени, представлено в виде цепочки событий. На примере этой последовательности событий наглядно видно, что бусины появляются в цепочке постепенно, одна за другой, то есть из двух бусин какая-то всегда появляется в цепочке раньше, а другая – позже. Поэтому в готовой, уже собранной цепочке о бусине, которая появилась в цепочке раньше некоторой бусины, мы будем говорить «идет раньше», а о бусине, которая появилась в цепочке позже, – «идет позже».
Полезно посоветовать детям при рассмотрении данного листа определений нанизывать такую же телесную цепочку, которую нанизывал Рустик. Постепенно, в ходе рассмотрения листа определений, дети научатся сопоставлять новые понятия не только с процессом, но и с результатом нанизывания. В частности, дети заметят, что бусина, которая идет раньше, ближе к началу цепочки, а бусина, которая идет позже, ближе к концу.
Решение задач из учебника
Задача 133. Эта задача является продолжением листа определений, здесь дети отвечают на вопросы о построенной цепочке. Если по ходу изучения листа определений дети собирали такую же цепочку сами, выполнять задание им будет проще. При ответе на каждый вопрос ребенку требуется указать некоторую бусину. Пока удобней всего детям просто рисовать бусину в окне. При этом не нужно требовать высокого качества рисунка – достаточно, если хорошо различимы форма и цвет бусины.
Задача 134. Кто-то из ребят уже понял, что бусина, которая идет раньше некоторой другой бусины, стоит ближе нее к началу цепочки. Поэтому в данном случае необходимо пометить галочками все бусины, которые расположены между началом цепочки и круглой фиолетовой бусиной. Детей, которые допустили ошибки в этой задаче, нужно попросить вернуться к листу определений.
Задача 135. В данной задаче предлагается выбрать цепочку из трех. Лишь в одной из этих цепочек есть и зеленая круглая бусина, и голубая квадратная, поэтому сразу ясно, что другие две цепочки в качестве решения не подходят. Теперь остается лишь убедиться, что в найденной цепочке зеленая круглая бусина действительно идет позже голубой квадратной.
Задача 136. Первая часть решения этой задачи – построение цепочки русских букв по описанию. При этом необходимо соблюсти два условия: все буквы в цепочке должны быть гласными и все буквы в цепочке должны быть разными (не должно быть двух одинаковых букв). В русском алфавите ровно 10 гласных букв, а в цепочке ровно 10 окон, поэтому в конечном итоге в цепочке должны быть все русские гласные буквы и не должно быть других букв. Кто-то из детей поймет это сразу, а кто-то будет строить цепочку методом проб и ошибок. Если учащийся при этом запутался и не может закончить построение цепочки самостоятельно, посоветуйте ему вернуться к листу определений «Русские буквы» и для начала найти в наборе русских букв все гласные (можно пометить их или выписать на отдельный листочек).
Вторая часть решения – ответы на вопросы о построенной цепочке. С этим заданием все дети, скорее всего, справятся самостоятельно. Обратите внимание, чтобы дети писали в окнах (как и при построении цепочки) заглавные, печатные буквы.
Задача 137. Необязательная. Знакомая детям задача на повторение листа определений «Одинаковые и разные фигурки». В настоящий момент ее лучше предлагать средним и слабым учащимся в качестве отдыха и разрядки в конце урока. Сильным учащимся на этом уроке лучше предложить необязательную задачу 5 из проекта «Вырезаем бусины», если она осталась нерешенной. Тем ребятам, которые на предыдущем уроке решили проектную задачу 5, можно предложить аналогичную задачу на сбор телесной цепочки. При составлении описания цепочки на данном уроке можно использовать не только ранее изученные понятия, но и новые понятия «раньше», «позже».
Компьютерный урок «Раньше – позже»
Задача 139. Здесь дети должны ответить на вопросы об элементах цепочки, включающие понятия «раньше/позже». Если кто-то из ребят затрудняется в решении этой задачи, посоветуйте ему при ответе на каждый вопрос отмечать (например, галочкой) буквы, о которых в этом вопросе идет речь. После ответа на вопрос галочки нужно стирать. Здесь уже не показан процесс нанизывания, поэтому дети должны понимать, что буква, которая стоит ближе к началу цепочки, идет раньше, а буква, которая стоит ближе к концу, идет позже. Если вы видите, что ребенок пока затрудняется с определением, какая буква идет раньше, а какая позже, попросите его нанизать такую же телесную цепочку, написав буквы на кусочках картона или бумаги.
Задача 140. В этой задаче на поиск цепочки по описанию ребята отрабатывают новую лексику. При возникновении проблем, как и в предыдущей задаче, нужно посоветовать ребятам нанизать такие же телесные цепочки бусин. Хорошо, если при обсуждении с ребенком каждой конкретной цепочки вы будете побуждать его связывать новые понятия с уже изученными. В данной задаче это приводит к решению довольно быстро. Так, нанизывая телесные цепочки, учащийся понимает, что первая бусина цепочки идет раньше всех остальных (ее нанизывают первой), а последняя – позже всех остальных. Поэтому все цепочки, где красная бусина стоит первой, нам подходят, а все цепочки, в которых красная бусина стоит последней, нам не подходят. Точно так же не подходят и все цепочки, в которых желтая бусина стоит первой.
Задача 141. Надеемся, что большинству ребят уже не потребуется нанизывать телесную цепочку, чтобы понять – нужные бусины стоят между квадратной оранжевой бусиной и концом цепочки. Тем не менее, если учащийся затрудняется в поиске нужных бусин, данную цепочку нужно полностью собрать. Пусть это займет некоторое время, главное, чтобы ребенок справился с задачей сам.
Задача 142. В этой задаче требуется перестроить цепочку по описанию, при этом все элементы цепочки уже даны. Такая формулировка задач позволяет избегать ситуации бессмысленности, которая может возникнуть, когда ученик строит цепочку сам от начала и до конца. Как дети узнают во 2 классе, любые утверждения с понятиями «раньше/позже» имеют смысл только тогда, когда оба объекта, о которых идет речь, есть в цепочке, причем встречаются там в единственном экземпляре.
Изначально ни одно из условий для данной цепочки не выполняется – груша идет раньше яблока, а банан – позже. Это позволяет легко построить решение, просто поменяв яблоко и банан местами. Однако ребята будут решать эту задачу по-разному, скорее всего используя метод проб и ошибок. Кто-то вынет все фигурки из окон, а потом будет складывать из них разные цепочки наугад. Подходящих решений здесь довольно много.
Задача 143. Задача на повторение темы «Русские буквы и цифры», а также на поиск одинаковых фигурок. Если кто-то из ребят никак не может найти три одинаковые буквы, посоветуйте ему использовать перебор с пометками. Латинские буквы можно сразу зачеркнуть. Дальше можно организовать перебор оставшихся букв, по ходу зачеркивая те буквы, которые не подошли.
Задача 144. Задача на построение цепочки по описанию. Несмотря на то, что в задаче имеется два условия (ограничения), решать ее можно, выполняя условия последовательно, одно за другим. То есть совсем не нужно на каждом шаге проверять истинность обоих условий. Это существенно облегчает решение. Если ребенок растерялся и не знает, с чего начать, посоветуйте ему начать с любого условия. При любой расстановке любой пары бусин, фигурирующих в одном из условий, второе условие выполнить будет так же легко.
Задача 145. Необязательная. С технической точки зрения эта задача сложная – панцири черепах состоят из довольно мелких областей, раскрашенных к тому же всего двумя цветами. При таких условиях различить пару черепах, просто окинув их взглядом, практически невозможно, здесь необходим детальный анализ каждой области. Как обычно в задачах подобного типа, здесь можно использовать разные стратегии. Одна из них – полный перебор. Другая стратегия состоит в том, чтобы разбить все фигурки по цвету какой-нибудь области (или нескольких соседних областей) и сравнивать фигурки в пределах каждой группы. Поскольку фигурки можно двигать, лучше физически разложить их на кучки. Если кучка получилась слишком большой, ее можно разбить еще раз, по цвету какой-нибудь другой области. Так можно и дальше дробить группы на более мелкие, пока в каждой кучке не окажется по одной, две или три одинаковых фигурки.
Вот решение данной задачи (с точностью до порядка окон):
Задача 146. Необязательная. Эта задача для тех, кто любит раскрашивать. Основная трудность здесь состоит в том, что в картинке много мелких областей. Для их раскрашивания необходимо прицеливаться «заливкой» более точно. Напомните детям, что «заливка» раскрашивает ту область, в которой находится центр крестика «заливки».