Урок 24. Комментарий для учителя к проекту «Вырезаем бусины»

Документ без названия

Урок 24. Проект «Вырезаем бусины»

Цель проекта – изготовление телесных бусин, построение телесных цепочек бусин, пропедевтика следующей темы («Раньше, позже»). Данный проект, во-первых, позволяет ребятам изготовить полезный инструмент, который впоследствии можно будет использовать при построении любой цепочки по описанию, особенно это актуально в случае сложного описания, требующего анализа. Во-вторых, в ходе выполнения проекта дети более близко знакомятся с понятием «цепочка» в процессе сбора телесных цепочек. В-третьих, дети готовятся к восприятию понятий «раньше/позже», отталкиваясь от практической ситуации «нанизал раньше», «нанизал позже», отражающей последовательность событий во времени.

Изготовление картонных бусин

Перед началом работы детям необходимо вынуть из тетради проектов листы с бусинами (стр. 20 – 21). Затем ребята должны аккуратно вырезать по контуру все бусины из этих листов. Лучше сложить все бусины в конверт, чтобы они не потерялись. Затем ребята одну за другой достают бусины из конверта и аккуратно наклеивают их на лист картона. Картон лучше брать плотный, но не слишком толстый, например такой, который идет на изготовление обувных коробок или немного более плотный. Проще говоря, картон должен быть достаточно плотным, чтобы не заминаться и не рваться при прокалывании шилом, но не настолько толстым, чтобы детям было трудно резать его обычными ножницами.

Клей можно использовать любой, лишь бы он не был ядовитым и легко смывался с рук. Например, можно взять канцелярский клей или клей ПВА. Если вы опасаетесь, что дети перемажутся, посоветуйте им использовать клей-карандаш.

После того как все цветные бусины будут наклеены на лист картона, их нужно снова вырезать по контуру, теперь уже из картона. Как мы говорили выше, картон не должен быть слишком толстым, чтобы дети смогли сделать это без труда. Конечно, нужно попросить ребят вырезать аккуратно, однако не будет ничего страшного, если дети немного заедут за края. Если при этом форма бусины в принципе узнаваема, то не нужно требовать от ребенка изготовлять бусину заново. С нашей точки зрения, совершенно не принципиально, что бусины у нас будут «окрашены» лишь с одной стороны. Тем не менее, если вам это не нравится, можно раскрасить бусины со стороны картона в соответствующие цвета.

После того как картонные бусины будут готовы, дети должны проколоть в каждой из них по два отверстия (в центре каждого крестика на бусинах), сквозь которые потом будет продеваться нитка (ось цепочки). Прокалывать картонные бусины лучше всего шилом.

Изготовление телесной цепочки

Теперь у каждого из детей имеется набор картонных бусин, в которых проделаны по два отверстия. Эти бусины дети будут нанизывать на нитки, составляя из них цепочки. Нитка при этом будет играть роль оси цепочки. Нитку надо использовать самую толстую (типа суровой) или взять тонкую бечевку, а еще лучше – рыболовную леску толщиной 0,5–0,8 мм. На одном конце этой нитки нужно сделать большой узел – здесь будет начало цепочки. Вместо узла можно обвязать конец нитки вокруг куска спички, тогда цепочка станет совсем похожа на те цепочки бусин, с которыми дети работают в задачах. Второй конец нитки надо вдеть в иголку – с помощью этой иголки дети будут нанизывать бусины. После того как цепочка будет готова, иголку можно вынуть и оставить второй конец свободным.

Итак, дети готовят ось цепочки – вдевают один конец нитки в иголку, обвязывают другой конец вокруг спички. После этого надо попросить ребят собрать какую-нибудь цепочку. На первую цепочку желательно не накладывать никаких ограничений. Затем можно дать детям задание собрать цепочку по описанию, которое поначалу должно быть несложным для восприятия. После этого можно перейти к телесному решению задач из тетради проектов.

Заметим, что изготовленный в рамках данного проекта набор бусин в дальнейшем можно будет использовать на уроках курса. Например, параллельно с решением бумажных или компьютерных задач на построение цепочки по описанию можно предлагать детям выполнять те же самые задания на телесном материале.

Решение задач 2 – 5 из тетради проектов

Задача 2 – 3. В этих задачах ребята должны построить цепочку по описанию. Отличие данных задач от аналогичных задач учебника состоит в том, что здесь цепочку надо не рисовать или склеивать, а собрать телесно. Ответом в этих задачах будет готовая цепочка из картонных бусин. Поэтому необходимо договориться с ребятами о правилах работы в этом проекте. Например, ребята после решения каждой задачи должны поднять руку и попросить учителя подойти. К решению следующей задачи учащийся переходит только после того, как учитель проверит его решение. Можно организовать проверку проектных задач в парах.

Задача 4. Первая часть этой задачи состоит в том, чтобы собрать телесную цепочку натуральных чисел от 1 до 10. Для этого дети могут использовать заготовленную в проекте телесную ось цепочки. В качестве элементов цепочки можно использовать кусочки картона любой формы, с написанными на них числами от 1 до 10. Таким образом, вначале дети отрезают нужные кусочки картона, затем прокалывают в них отверстия, затем собирают числа в нужном порядке. После того как цепочка будет собрана, ребята отвечают на вопросы, записывают числа в окна.

Если дети в этом проекте будут работать медленно, то, возможно, в рамках одного урока данную задачу они решить не успеют. В этом случае удобно перенести работу с этой задачей на урок математики, поскольку к настоящему моменту ребята должны знать порядок чисел до 10 достаточно хорошо. Таким образом, на уроке математики решать данную задачу можно в рамках повторения.

Задача 5. Необязательная. Это сложная задача, поскольку детям здесь необходимо соблюсти 5 условий. Для начала можно выбрать 8 круглых бусин, среди которых нет двух одинаковых (все бусины должны быть разными!). Для этого все 8 круглых бусин должны быть восьми разных цветов. Теперь можно раскладывать бусины на столе, пытаясь соблюсти оставшиеся условия описания. Так, сразу можно выложить две пары бусин: красная – синяя, оранжевая – желтая. Наконец, нужно создать общий порядок бусин, сначала выложив черную бусину второй, а зеленую – предпоследней. Теперь ясно, что две собранные пары бусин должны стоять между черной и зеленой бусинами, а две оставшиеся бусины (голубая и фиолетовая) – первой и последней.

Последнее изменение: Wednesday, 16 September 2015, 22:21