Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 23. Комментарий для учителя к уроку «Цепочка: следующий и предыдущий»
Урок 23. «Цепочка: следующий и предыдущий»
Новые ключевые слова и выражения: следующий, предыдущий.
На этом уроке ребята знакомятся с новыми понятиями, относящимися к порядку элементов в цепочке, – понятиями «следующий» и «предыдущий». Понятия, с которыми дети познакомились на предыдущем уроке, в основном, относятся к общему порядку расположения элементов в цепочке – либо относительно начала цепочки (первый, второй, третий и т. д.), либо относительно конца (последний, предпоследний). На этом уроке дети знакомятся с первыми понятиями, относящимися к частичному порядку элементов в цепочке, то есть порядку элементов друг относительно друга.
Конечно, большинству ребят слова «следующий» и «предыдущий» знакомы из языка. Например, предложения «Следующая остановка – площадь Пушкина» или «Среда – предыдущий день недели перед четвергом» дети, скорее всего, поймут правильно. Однако необходимо отметить некоторые различия в употреблении понятий в курсе и в языке. У нас в курсе каждое понятие вводится явно и дальше употребляется только в одном введенном фиксированном значении. Поэтому каждое утверждение в рамках нашего курса можно анализировать формально и совершенно объективно. Язык же – живая часть нашей жизни, и в этом плане он всегда остается контекстно зависимым. Поэтому, несмотря на то что некоторые слова употребляются в речи в нескольких значениях, смысл предложения всегда можно понять из контекста конкретной ситуации. Так, понятия «следующий» и «предыдущий» не всегда употребляются в одном и том же значении. Например, в языке допустимо сказать «Следующие три дня будет идти дождь» или «Все мои друзья вышли на предыдущих остановках». На обсуждаемом листе определений мы зафиксировали значения понятий «следующий» и «предыдущий», поэтому такое словоупотребление в нашем курсе невозможно. У нас каждый элемент цепочки имеет не больше одного следующего (и предыдущего) в том смысле, что он имеет либо один следующий (предыдущий) элемент, либо ни одного (если он последний).
Решение задач из учебника
Задача 117. В этой задаче дети закрепляют новые понятия – «следующий» и «предыдущий» – в ходе поиска фигурки по описанию.
Задача 118. В этой задаче ребятам нужно обратить внимание, где у цепочки начало, а где – конец. Здесь ребятам нужно раскрасить все бусины цепочки: вторую бусину цепочки дети раскрашивают оранжевым, третью – фиолетовым, а все остальные – любыми допустимыми цветами.
Задача 119. Это первая задача, в которой дети, формально выполняя цепочку действий (инструкцию), получают вполне осмысленное слово русского языка. Многим ребятам это наверняка понравится. Кое-кто угадает и запишет слово раньше, чем выполнит (или даже дочитает) инструкцию до конца. Это неплохо, но необходимо проверить для данной цепочки букв все пункты инструкции.
Задача 120. Подобные задачи уже встречались в курсе (см. комментарий к задаче 106 в учебнике), но здесь объектов несколько больше. Детям, которые запутались, можно, как обычно, предложить перебор. Перебор в этой задаче надо организовывать только по объектам поиска. Так, если мы ищем две одинаковые русские буквы, то сравниваем с остальными только русские буквы, а все остальные объекты мы сразу помечаем как просмотренные. После того как две одинаковые русские буквы будут найдены, мы проводим еще один перебор, сравнивая только цифры.
Задача 121. Необязательная. Несмотря на то что в этой задаче нет слова «все», перебор в ней оказывается весьма полезным. Действительно, далеко не все дети смогут найти среди похожих букв 6 букв по образцу, хаотично просматривая данный набор. В случае затруднений нужно посоветовать учащемуся просматривать объекты по строкам и помечать просмотренные объекты.
Вот решение данной задачи:
Задача 122. В задачах, подобных данной, устанавливаются связи между понятиями общего порядка элементов в цепочке с конца (последний, предпоследний) и понятиями частичного порядка «следующий», «предыдущий». Так, в ходе решения данной задачи ребятам становится ясно, что буква, предыдущая перед предпоследней в цепочке, идет третьей от конца (ребята ее называют иногда «предпредпоследней»). Если в цепочке ровно 3 элемента, эта буква будет стоять от начала первой, если четыре – второй.
Задача 123. Необязательная. Задачи на построение цепочки по описанию ребятам уже встречались (см. комментарий к задачам 113 и 115). Здесь в описании всего одно условие – перед красной бусиной должна идти зеленая, поэтому подходящих цепочек имеется достаточно много. При этом важно, чтобы ребята использовали все бусины с листа вырезания и только их.
Задача 124. Для более краткой формулировки второго задания мы во втором классе введем на листе определений понятие «все разные», которое мы будем использовать в ситуации, когда в наборе нет ни одной пары одинаковых элементов. В курсе 1 класса ведется активная пропедевтика понятия «все разные» в ходе решения задач, подобных данной.
Как всегда, решение задачи должно заканчиваться проверкой. Для элементов правого окна необходимо проверить, что: а) все элементы в окне – цифры; б) в окне ровно 3 элемента; в) все элементы в окне одинаковые (в окне нет пары разных элементов). Для элементов правого окна необходимо проверить, что: а) все элементы в окне – русские буквы; б) в окне 5 элементов; в) в окне нет одинаковых элементов.
Задача 125. Необязательная. Эта задача – ребятам знакомая и не слишком сложная (см. комментарии к задачам 82 и 92 из учебника). Решение здесь единственно, поскольку цвет каждой нераскрашенной клетки каждой фигурки однозначно задается раскрашенными клетками остальных фигурок, стоящими на тех же местах.
Задача 126. В этой задаче учащиеся раскрашивают бусины в цепочке по инструкции, поэтому порядок выполнения действий нельзя менять или выбирать произвольно. Если кто-то из ребят пока не усвоил, что такое инструкция и чем она отличается от простого набора команд, у него могут возникнуть проблемы с выполнимостью действий. Например, третий пункт инструкции можно выполнить только в том случае, если выполнен второй, а четвертый – если выполнен первый. Если пятый пункт выполнить не последним, то решение будет заведомо неверным.
Задача 127. Задача на повторение темы «Одинаковые фигурки». Если позволяет время, попросите ребят вспомнить названия всех животных на картинке, кто где живет, чем питается и т. д.
Задача 128. Необязательная. Это задача, в основном, для сильных учащихся. Задачу будет решать проще, если догадаться, что нужно искать фигурку с двумя нераскрашенными квадратиками. Тогда остается сравнить ее с остальными фигурками и найти тот квадратик, который нужно раскрасить. Однако подсказывать эту идею бесполезно (тогда вы наполовину решите задачу за ребенка). В крайнем случае, просто предложите посчитать число нераскрашенных квадратиков в каждой фигурке. Если это не наведет ребенка на мысль, то лучше подождать пока он дойдет до нее сам в ходе беспорядочного попарного сравнения фигурок или решит задачу как-то по-своему.
Вот решение данной задачи:
Задача 129. Если кто-то из ребят допустил здесь ошибку, попросите его пометить в каждой цепочке первую и последнюю буквы. Большинство детей после такой работы найдут свою ошибку самостоятельно.
Задача 130. Поскольку цифры во всех окнах должны быть разными, наиболее простое решение состоит в том, чтобы перечислять по порядку числа, начиная с одного (вслух или про себя) и вписывать в окна соответствующие цифры (поскольку окон всего 8, то цифру 0 можно не использовать). Но, конечно, до этого не все додумаются, в частности кто-то будет решать задачу методом проб и ошибок, вписывая разные цифры в окна и по ходу проверяя, что в цепочке не появилось одинаковых цифр.
Задача 131. Конечно, решений здесь много. Например, подойдет любая цепочка, состоящая не менее чем из двух одинаковых бусин. Ясно, что в таком случае все бусины будут одинаковы по форме (в том числе первая и последняя), и все бусины будут одинаковы по цвету (в том числе вторая и предпоследняя). Детям, однако, такие тривиальные решения в голову приходят редко, и они пытаются строить решение из разных бусин.
Задача 132. Необязательная. Как видите, по типу задача детям очень хорошо знакома. Но набор фигурок такой, что решить ее не так-то просто. Такую задачу не стоит предлагать очень медлительным и рассеянным детям. Простым просматриванием здесь одинаковые фигурки найти сложно, а перебор такие дети будут делать в этой задаче очень долго.
Вот решение данной задачи:
Компьютерные уроки «Цепочка. Бусины в цепочке»
1 часть
Задача 123. Задача, аналогичная задаче 126 из учебника.
Задача 124. Задача на поиск цепочки по описанию, включающему новое понятие – «следующий». Если учащийся пытается решить задачу хаотичным просматриванием и у него ничего не получается, попросите его в каждой цепочке пометить следующую бусину после желтой.
Задача 125. В этой задаче продолжается отработка новой цепочечной лексики и отчасти повторение старой. Отвечая на вопросы задачи, дети должны напечатать символы в текстовых окнах. Поскольку в каждом окне надо напечатать только одну букву, окна запрограммированы односимвольными.
Задача 126. Задача на достраивание цепочки по описанию. Здесь ребята должны очень внимательно прочесть (прослушать) условие задачи и выделить из него все важные моменты. Первое – в каждое окно цепочки нужно положить красную бусину. Среди набора бусин всего 4 таких, значит, для достраивания цепочки мы используем все красные бусины. Второе важное условие – предыдущая бусина перед зеленой должна быть круглой. Поскольку в силу первого условия она должна быть еще и красной, значит, третья бусина цепочки – красная круглая. Остальные красные бусины распределяются по окнам произвольно.
Задача 127. Задача на поиск цепочки по описанию. Как и в компьютерной задаче 124, в случае затруднений нужно попросить ребенка пометить в каждой цепочке бусину, о которой идет речь (следующую бусину после зеленой).
Задача 128. С точки зрения логики это непростая задача, поскольку ее условие содержит отрицание (не было двух одинаковых букв). Однако от детей здесь не требуется логический анализ условия, для решения достаточно воспользоваться методом проб и ошибок. Если кто-то из детей решит задачу неверно, достаточно указать ему на нарушение одного из условий (либо букв в окне не 8, либо среди них есть две одинаковые). После этого учащийся должен попытаться исправить свою ошибку сам.
Задача 129. В этой задаче искать одинаковые фигурки без помощи наложения слишком сложно. Дополнительная трудность состоит в том, что нужно найти все пары одинаковых фигурок, поэтому здесь необходим полный перебор.
Задача 130. Необязательная. Достаточно сложная комбинаторная задача. Многие дети будут решать эту задачу методом проб и ошибок, т.е. раскрашивая рубашки и шорты мальчиков наугад. В этом случае, раскрасив одежду очередного мальчика, ребенок должен проверить, не появились ли две одинаковые фигурки. Если это произошло, следует вернуться на шаг назад и раскрасить одежду мальчика как-то иначе. Скорее всего, однако, найдутся дети, которые по ходу решения будут следить за соблюдением условия задачи. Действительно, раскрасим первого мальчика так: рубашка зеленая, шорты оранжевые. Следующего мальчика мы не можем раскрасить так же, т.к. в этом случае фигурки будут одинаковыми. Можно поменять цвета местами – рубашка оранжевая, шорты зеленые. После этого становится ясно, что использовать разные цвета больше не удастся. Но можно раскрасить и рубашку, и шорты в один цвет. Таких вариантов у нас два: рубашка и шорты зеленые, рубашка и шорты оранжевые.
Вот решение данной задачи:
2 часть
Задача 131 аналогична компьютерной задаче 127.
Задача 132. Эта задача выглядит несложной, но в ней есть несколько ловушек для детей, которые прослушивают задачу невнимательно или путают понятия «следующий» и «предыдущий». Стоит обратить внимание на то, чтобы ребята делали только то, что указано в условии. После выполнения задания одно яблоко должно остаться нераскрашенным.
Задача 133. Эта задача быстро позволит детям вспомнить всю лексику, относящуюся к порядку бусин в цепочке – как новую, так и уже изученную. Здесь дети впервые перемещают «лапкой» текстовые объекты; надеемся, никого из ребят это не смутит, т.к. технически надписи перемещаются «лапкой» в точности так же, как фигурки.
Задача 134. В процессе выполнения инструкции дети вспоминают лексику, относящуюся к порядку бусин в цепочке. В результате решения задачи должно получиться слово КАРАНДАШ.
Задача 135. Задача на повторение понятия «одинаковые фигурки». Сложность этой задачи в том, что в наборе имеется несколько пар зеркально симметричных фигурок. Дети должны помнить, что такие фигурки являются разными. Если кто-то из ребят это забыл, необходимо попросить его открыть лист определений «Одинаковые фигурки. Разные фигурки».
Задача 136. Если кто-то из ребят здесь ошибется, попросите его сформулировать своими словами, какие условия должны выполняться в задаче, а затем попросите его проверить эти условия для своей цепочки.
Задача 137. Аналогичные задачи в учебнике ребятам встречались уже неоднократно. В компьютерном виде их решать удобнее, поскольку раскрашенную неверно клетку можно легко перекрасить в другой цвет. Если ребенок раскрасил много клеток, но не построил решение и запутался, лучше нажать кнопку «начать сначала», чтобы снова стали видны клетки, раскрашенные в условии, которые запрещены для перекрашивания.
Задача 138. Необязательная. Условие этой задачи содержит отрицание, да еще в сослагательном наклонении («так, чтобы не было…»), поэтому для некоторых детей его логический анализ сопряжен с определенными трудностями. В силу этого многие дети будут решать эту задачу методом проб и ошибок, т.е. раскрашивать бусины наугад. При этом они должны всякий раз проверять, не появились ли в результате их действий две одинаковые бусины. В процессе этой деятельности ребенок очень скоро поймет, что для того чтобы этого не произошло, нужно всякий раз выбирать цвет, который еще ни разу не был использован. Заметим, однако, что в вашем классе наверняка найдутся дети, которые сначала проведут логические рассуждения, а потом уже будут раскрашивать бусины. Таких детей полезно попросить пояснить свое решение. Умение связно и грамотно излагать свои мысли и рассуждения – важная часть информатической культуры, и мы будем стараться всячески развивать ее в детях.