Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 22. Комментарий для учителя к уроку «Цепочка. Бусины в цепочке»
Урок 22. «Цепочка. Бусины в цепочке»
Новые ключевые слова и выражения: цепочка, начало цепочки, конец цепочки; первый, второй, третий, четвертый, пятый, предпоследний, последний; так, чтобы.
Понятие цепочка (иначе говоря, конечная последовательность) является центральным понятием всего нашего курса и наиболее широко используемым понятием информатики. Мы уверены, что это понятие является центральным и для всей человеческой цивилизации.
Важнейшие примеры цепочек связаны с ходом времени. События в мире и наше восприятие мира связаны Цепью Времен. Различие между Было и Сейчас является простейшей цепочкой, характеризующей наше представление о мире. Затем возникает Было раньше и Было позже. Цепочка – череда дней и ночей – дает человеку первую, внешнюю по отношению к его памяти основу для расположения событий в цепочке. Возникает таинственное Будет, куда переносится порядок Раньше и Позже. Возникает представление о причинно-следственных цепочках. Появляется планирование действия, т. е. расчленение и расположение своих будущих действий в цепочку. Где-то поблизости – одна из величайших загадок Времени и Человека: Судьба будущего, Детерминизм и Свобода воли.
Человеческие языки уже предполагают членение – выделение элементов речи. С устной речью сразу оказываются связанными две цепочки – цепочка звуковых и слышимых образов и цепочка смыслов, значений, ассоциируемых с этими звуковыми фрагментами. Среди смысловых цепочек фиксация последовательности действий – История или указания к осуществлению последовательности событий – План, Инструкция, Программа.
Проходят тысячелетия, и возникает письменность – способ фиксации сообщений и передачи их по Цепи Времен даже в условиях физического отсутствия автора; такие цепочки – языковые письменные цепочки – будут одним из основных изучаемых нами примеров цепочек.
Возникает также искусство счета, построенное на цепочке действий при последовательном подсчете и на цепочке имен «Один, Два, Три...». Эта цепочка удивительным и естественным образом связана с цепочкой порядковых числительных, отвечающих последовательности событий во времени или предметов в пространстве: Первый, Второй, Третий. Возникают различные специальные системы для записи больших чисел в виде цепочки символов. В конце концов, в мире побеждает одна из таких систем – десятичная.
Вот еще два важных вида цепочек, о которых мы пока не упомянули. Первый вид – телесные цепочки, т. е. нанизанные на веревочку бусины, или люди, стоящие в очереди. Пример такой цепочки – персонажи сказки «Репка», выстроенные друг за другом. Второй вид, в отличие от предыдущего, это абстрактные порядки, не связанные ни с ходом времени, ни с расположением в пространстве. Пример – всевозможное старшинство. Старшинство в армии, как вы знаете, может быть записано символами на погонах. Табель о рангах государственных служащих в России – еще один подобный пример.
Компьютеры, как и мы, – те, кто живет в мире цепочек, – не добавляют ничего нового к описанной выше картине, но делают ее еще более четкой. Функционирование компьютера – это преобразование цепочек символов в цепочки действий; взаимодействия компьютера с внешними устройствами – это обмен цепочками символов.
Обратите внимание на то, что цепочки бусин, фигурок и букв на картинке листа определений часто извиваются. Это не случайно. В дальнейшем мы так определим одинаковость цепочек, что изгибая цепочку, мы всегда будем получать такую же. Сейчас мы хотим продемонстрировать просто существование причудливо расположенных цепочек.
Понятия начала и конца цепочки скорее технические, в задачах они используются не слишком часто. Обычно мы будем говорить о первой, второй, ..., последней бусине цепочки. Однако в наглядном представлении понятия начала и конца полезны. Обратите внимание, как обозначены начало и конец цепочки: начало – это прямая палочка, перпендикулярная оси цепочки, а конец – стрелка. Начало и конец при таком понимании соотносятся с началом и концом «нанизывания» элементов цепочки на нить, где стрелка символизирует иголку, а палочка – узелок.
На этом же листе определений вводятся порядковые числительные. Конечно, дети слышали слова первый, второй, последний: «Чур, я первый», «Вася пришел последним» и т. д. Как вы понимаете, смысл порядковых числительных в разных случаях один и тот же. Просто речь в одном случае идет о временных цепочках, а в другом – о пространственных. Пространственные и временные последовательности смыкаются в процессе пересчета.
Цепочки букв и цифр
На данном листе определений дети начинают заниматься цепочками букв и цифр – основными объектами школьных курсов языков и математики. Однако подход к ним именно как к цепочкам, т. е. с точки зрения информатики, помогает ребятам эффективнее усвоить обычное содержание школьного образования.
Чтобы избежать двусмысленности (например, чтобы не путать цифры 6 и 9), отдельные буквы и цифры мы всегда строго ориентируем по отношению к оси цепочки. Сами цепочки при этом могут всячески изгибаться и закручиваться. Однако если вы возьмете любую цепочку из учебника и умозрительно приведете ее в «начальное» положение (не извлекая из плоскости листа) – начало цепочки слева, а ось цепочки параллельна нижнему краю листа, то окажется, что все буквы и цифры строго ориентированы по отношению к краям листа. В случае же с бусинами, как вы могли заметить, ситуация иная: бусина в цепочке или без нее может быть ориентирована как угодно. Вы всегда сможете распознать ее признаки – цвет и форму.
Решение задач из учебника
Задача 110. Это задание на понимание листа определений. При проверке обратите внимание на то, чтобы дети писали в окнах буквы именно в таком написании, как они стоят в цепочке, то есть писали заглавные печатные буквы. Что касается аккуратности написания, не нужно требовать от ребят слишком много. Главное, чтобы было понятно, какую букву написал ребенок, и она не выходила за границы окна.
Задача 111. Задача на выполнение инструкции, которая дает возможность освоиться с новой терминологией, особенно с порядком бусин в цепочке (первая, вторая, последняя, предпоследняя).
Задача 112. В данном случае русские буквы перемешаны с латинскими. Первоклассники, которые совсем недавно освоили русские буквы, скорее всего, будут путать их с похожими объектами, такими как латинские буквы. Особенно это касается тех случаев, когда какая-то латинская буква внешне напоминает одну из русских, например R и Я, Y и У, N и И. Если ребенок допустил в этой задаче ошибку, нужно попросить его найти все помеченные галочками буквы на листе определений «Русские буквы и цифры».
Задача 113. Необязательная. Кто-то из ребят в таких задачах сразу пытается проанализировать условие и затем строит цепочку наверняка, остальные используют метод проб и ошибок. Он состоит в том, чтобы сначала построить наугад любую цепочку букв, а затем для нее проверить все пункты описания в тексте задачи. Если все условия выполняются, значит, решение уже найдено. Если какое-то условие нарушается, значит, нужно немного изменить цепочку – так, чтобы оно выполнялось, а затем для полученной цепочки снова проверить все условия. Так необходимо действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.
В данном случае в ходе проб и ошибок становится ясно, что в цепочке не может быть меньше двух букв, иначе в цепочке предпоследней буквы вообще не будет. Также в ходе проб выясняется, что первая, последняя и предпоследняя бусины должны быть одинаковыми. Например, если ученик строит цепочку из двух или трех букв, все буквы в цепочке должны быть одинаковыми.
Задача 114. Как в любой задаче со словом каждая, здесь необходим полный перебор. Чтобы не запутаться, лучше всего помечать каждую просмотренную цепочку: если первая бусина – синяя квадратная, то обводить; если нет – ставить около нее какой-то значок или вычеркивать.
Задача 115. Это первая задача, в формулировке которой встречается выражение так, чтобы. По существу, это первая обязательная задача на построение объекта (в данном случае – цепочки фигурок), удовлетворяющего заданным свойствам (первой необязательной была задача 113). Строго говоря, задачи на раскрашивание клеток (Сделай из второй фигурки такую же) – тоже задачи на построение объекта, удовлетворяющего некоторым свойствам, только в этом случае свойства задаются графически. В случае задачи 115 (и задачи 113) свойство задается описанием (текстом, идущим после слова чтобы). Задача эта может оказаться довольно трудной – нужно очень внимательно прочесть совсем непростой текст условия и затем постараться как можно аккуратнее соединить фигурки. Мы настоятельно рекомендуем работать в таких задачах простым карандашом: цепочку, нарисованную ручкой или фломастером, трудно будет исправить в случае неверного решения. Напомните детям, что необходимо поставить знаки начала и конца цепочки, иначе задача просто не будет решена. В этой задаче происходит первая попытка установления связи между порядком бусин от начала цепочки (первая, вторая, …) и порядком с конца (последняя, предпоследняя). Например, не все ребята сразу догадаются, что в данном случае пятая и последняя бусины – это одно и то же.
Задача 116. Необязательная. В этой задаче нужно найти цепочку, удовлетворяющую сразу нескольким условиям. Поиск такой цепочки может отнять у ребенка некоторое время. Зато проверка, правильная ли цепочка вырезана, проста – надо проверить, выполняются ли для нее все три условия. Попросите детей проверить свое решение самостоятельно. В некоторых задачах просьба об этом входит в условие, но полезно приучать детей делать это всегда! Кроме того, в задании не указано, откуда именно нужно вырезать цепочку. Если кого-то из детей это затруднит, подскажите, что, если сказано «вырезать», значит, нужно искать лист вырезания.
Компьютерный урок «Цепочка. Бусины в цепочке»
Задача 115. Порядковая нумерация элементов в цепочке приводит к тому, что любой ее элемент можно точно указать, он жестко закреплен своим местом в цепочке (второй, пятый, десятый и т.д.). Это позволяет строить инструкции, подобные данной, которые могут выполняться вполне формально. Может быть, кто-то из детей заметит, что инструкция похожа на цепочку, в ней есть первое, второе, … последнее действие.
Задача 116. В ходе решения данной задачи дети закрепляют лексику новых листов определений. Здесь текстовые окна используются для ответов на вопросы о порядке букв в цепочке. Ответом на каждый из вопросов является одна буква цепочки, поэтому окна запрограммированы односимвольными. Пока в условии задач приводятся напоминания о том, что буквы в окнах должны быть заглавными (со временем детям придется следить за этим самим).
Задача 117. Задача, аналогичная задаче 115 из учебника. Для рисования соединительных линий, начала и конца цепочки дети будут использовать «карандаш». Возможно, цепочка у них получится не слишком эстетичной, но это не страшно, главное, чтобы выполнялось условие задачи. Подобные задачи технически проще решать, если «каркас» цепочки уже имеется и ребенку надо лишь положить фигурки в окна цепочки. Именно в таком виде мы и будем чаще всего давать подобные задачи в дальнейшем. Но на первых уроках по теме, когда дети еще не освоились с внешним видом цепочек, мы считаем полезным предлагать рисовать все линии цепочки самим учащимся.
Задача 118. Задача на поиск цепочки по описанию. Если у кого-то из ребят она вызвала затруднения, попросите его выделить в каждой цепочке третью и предпоследнюю бусины (например, пометив галочкой).
Задача 119. Задача на повторение темы «Русские буквы и цифры». По сути, в процессе решения данной задачи происходит сортировка объектов на русские буквы, цифры и латинские буквы. Действительно, в конечном итоге все русские буквы должны оказаться в левом окне, все цифры – в правом окне, все остальные символы (а это латинские буквы) – вне окон.
Задача 120. Задача на поиск цепочки по описанию, аналогичная компьютерной задаче 118, только цепочек здесь больше. Если кто-то из ребят в этой задаче запутается, попросите его пометить в каждой цепочке первую и предпоследнюю буквы. В процессе этой деятельности и будет найдено решение задачи. Невнимательному ребенку можно посоветовать как-нибудь помечать проверенные цепочки, например зачеркивать. После того как решение будет найдено, ненужные линии можно будет удалить «ластиком».
Задача 121. Задача на поиск всех пар одинаковых объектов часто вызывает трудности у детей. Действительно, две одинаковые фигурки дети часто находят хаотичным просматриванием. Конечно, таким же способом можно найти и несколько пар одинаковых фигурок, однако если в задаче требуется найти ВСЕ пары одинаковых объектов, то здесь уже нужен полный перебор, иначе как мы можем быть уверены, что не пропустили какую-нибудь пару? В этой задаче, однако, мы приводим в условии подсказку, сообщая ребенку, сколько пар одинаковых фигурок у него должно получиться. Это снимает необходимость полного перебора. Однако если ребенку не удается найти фигурки хаотичным просматриванием, тогда ему придется прибегнуть к перебору. Поскольку бусины в задаче располагаются беспорядочно, в процессе перебора имеет смысл использовать пометки – чтобы не делать одну и ту же работу несколько раз.
Вот решение данной задачи:
Задача 122. Необязательная. Задача на построение цепочки по описанию. Фактически задача сводится к поиску двух одинаковых пирамидок, что в данном случае совсем не просто, т.к. для сравнения пары пирамидок недостаточно просто окинуть их взглядом, здесь требуется тщательный пошаговый анализ цвета колец. Как всегда в задачах этого типа, можно использовать разные стратегии. Одна из них – полный перебор. Другая стратегия состоит в том, чтобы разбить все фигурки на несколько групп по цвету какого-нибудь кольца и сравнивать пирамидки в пределах каждой группы. Удобнее всего начинать с нижнего кольца, т.к. оно больше остальных и поэтому лучше воспринимается. По цвету нижнего кольца все пирамидки делятся на три небольшие группы. Короткая процедура сравнения внутри каждой группы позволяет довольно быстро найти пару искомых фигурок, которые затем с помощью «лапки» надо положить в последнее и предпоследнее окна. Остальные окна заполняются произвольным образом.
Вот одно из решений данной задачи: