Урок 21. Комментарий для учителя к уроку «Русские буквы и цифры»

Документ без названия

Урок 21. «Русские буквы и цифры»

Новые ключевые слова и выражения: буквы русского алфавита (русские буквы), цифры, одинаковые буквы (цифры), разные буквы (цифры).

При первом взгляде на лист определений кажется, что он просто дублирует материал, который детям уже известен, ведь к настоящему моменту дети должны знать русские буквы и все цифры. С другой стороны, еще до этого листа определений дети решали задачи, где в качестве элементов использовались буквы различных алфавитов. Как это понимать? Дело в том, что до настоящего момента мы ввели ровно два вида элементов курса – фигурки и бусины. Понятие «фигурка» при этом очень широкое, включает в себя множество разных объектов. Практически любой одиночный рисованный объект, который не является бусиной, можно смело называть фигуркой. Впрочем, бусину тоже можно смело называть фигуркой, мы этого не делаем, просто чтобы не путать детей. Когда мы в задачах брали в качестве элементов буквы (любого алфавита, в любом написании), мы использовали и анализировали их как фигурки. При этом слово «буква» в формулировках мы употребляли в его обычном значении, так же мы используем другие русские слова, которые не являются понятиями нашего курса (яблоко, банан, бабочка и т.д.). На этом уроке мы вводим русские буквы и цифры на листе определений как еще один вид элементов нашего курса. Явное представление всех русских букв и цифр на листе определений – часть наших правил игры. Начиная с этого момента, мы можем предлагать детям задачи на выделение, создание наборов русских букв, а позднее – на составление цепочек из русских букв.

Буквы и цифры – элементы, которые используются при построении многих наук, в частности собственно информатики. Поэтому мы считаем необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, мы можем сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что из всех свойств фигурок для них важна лишь форма и ориентация на листе. Именно они позволяют отличить и «узнать» данную букву или цифру, например определить представленный элемент как цифру 6.  Ясно, что цвет и размер в этом процессе не играют никакой роли – красная маленькая буква Щ несет ту же информацию, что зеленая большая буква Щ. Чаще всего для нас оказывается важным лишь то, что «Это русская буква – буква Щ». Ясно, что объяснить все это детям на листе определений оказывается довольно затруднительно. Поэтому во всех задачах достаточно рассматривать буквы и цифры как фигурки – задач на различение букв и цифр по цвету и размеру в курсе нет. По той же самой причине все буквы у нас в курсе – только заглавные. Естественно, что в курсе русского языка различаются заглавные и строчные буквы, но для наших информатических целей и задач заглавных букв оказывается вполне достаточно.

После перечисления новых элементов курса – русских букв и цифр мы предлагаем на листе определений примеры пар букв в окнах, которые одновременно преследуют две цели. Первая – напомнить ребятам, что буквы (как бусины или фигурки) могут быть одинаковыми и разными. Пример разных букв показывает ребятам, что, как и фигурки, буквы и цифры нельзя поворачивать и переворачивать – для них важна ориентация относительно краев листа. Вторая цель этих примеров – введение еще одного инструментального действия, относящегося к буквам и цифрам, – напиши в окне. Это действие аналогично действиям «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Правила игры этого действия те же – буквы должны находиться полностью в окне, не пересекать его границ, не перекрываться друг другом.

Решение задач из учебника

Задача 104.  Здесь ребята работают с понятиями «одинаковые, разные» для букв и цифр. Напомним, что в нашем курсе буквы и цифры будут различаться только по двум свойствам – форме (написанию) и ориентации на странице. Написание и ориентация на странице для каждой русской буквы и каждой цифры представлены на листе определений, ни то, ни другое менять нельзя. При этом написание у двух одинаковых букв и цифр должно быть настолько схожим, чтобы буквы были узнаваемы, совпадения при наложении от одинаковых букв и цифр не требуется. Поэтому если кто-то из детей нарисовал в правом окне две одинаковые цифры не в точности одинаковыми, это не страшно. Оценка решения здесь должна быть качественной. Если хорошо видно, что обе цифры – например, цифры 7, то решение считается верным. Особое внимание обратите на тех ребят, которые нарисуют две цифры 0. Если ребенок сильный, попросите его доказать, что это действительно ноль, а не буква О. На самом деле ноль и О несколько отличаются по написанию – буква О более круглая, а цифра 0 – более вытянутая. Это отчетливо видно на листе определений.

Задача 105. Это задача на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных знаков. При возникновении любых сомнений необходимо сразу обращаться к листу определений – если такая буква (или цифра) там есть, значит, она выделена верно, если нет – неверно. Можно организовать проверку в этой задаче с опорой на лист определений. По окончании решения попросите детей найти все фигурки, обведенные оранжевым, среди русских букв на листе определений, все найденные буквы можно помечать галочками. Если все буквы оказались помеченными галочками, то они выделены верно и можно аналогично поработать с цифрами. Если нет – необходимо найти и исправить свою ошибку.

Задача 106. В этой задаче ребятам следует очень внимательно читать задание, чтобы не попасться в расставленные для них ловушки. Как видите, кроме двух одинаковых русских букв (букв Г) и двух одинаковых цифр (цифр 4) в наборе есть еще и одинаковые латинские буквы (буквы Z). Кроме того, в наборе есть очень похожие буквы, например русская бука «У» и латинская «Y».

Задача 107. Нетрудно заметить, что эта задача находится на стыке нашего курса и языковых курсов (чтение, русский язык, родная речь). Информатическое содержание этой задачи заключается в следующем. Скоро детям предстоит убедиться, что слова (как цепочки букв) можно составлять совершенно формально, то есть выполняя некий набор формальных действий с буквами – работая по инструкции или описанию, можно получать вполне осмысленные слова родного языка. Такие задачи дают двойную пользу – как для выработки информационной культуры ребенка, так и для повышения языковой культуры. В этой задаче мы лишь начинаем подобные игры со словами. Например, первое задание задачи (информатическое) может быть выполнено совершенно формально, его можно поручить любому исполнителю, например компьютеру. Второе задание (языковое) предназначено для человека, который не только заполняет окна и озвучивает слова (это теперь могут делать и компьютеры), но еще и осмысливает прочитанное. Так, кто-то из ваших детей может вспомнить известное стихотворение, где встречались падежные формы этих слов. Возможно, вам покажется уместным зачитать это стихотворение на уроке.

Задача 108. Необязательная. В этой задаче ограничений совсем немного. Наиболее важное из них – чтобы в окне были написаны только те элементы, которые представлены на листе определений как русские буквы. Желательно организовать и здесь проверку с опорой на лист определений. В ходе проверки учащийся должен для каждой буквы в окне найти такую же на листе определений. Конечно, буквы в окне могут несколько отличаться от букв на листе определений, например быть не столь ровными. Тем не менее дети должны стараться писать буквы настолько похожими на соответствующие буквы алфавита, чтобы они были безошибочно узнаваемыми. Обратите внимание, некоторые дети вместо заглавных печатных букв могут написать строчные или прописные. Таких детей надо опять же вернуть к листу определений и попросить использовать только такие буквы, которые встречаются на листе определений.

Задача 109. Необязательная. Подобные задачи ребята уже решали, поэтому предоставьте им побольше свободы. В самом крайнем случае предложите запутавшемуся ребенку перебор всех фиолетовых бусин. Хотя, скорее всего, полный перебор ребенку делать не придется, ведь синих бусин в задаче всего две и обе они – круглые.

Компьютерный урок «Русские буквы и цифры. Одинаковые и разные буквы и цифры»

На этом компьютерном уроке дети знакомятся с новым инструментом – «текст». Он предназначен для выполнения действия «напечатай в окне», которое аналогично действию «напиши в окне», выполняемому ребятами в учебнике. Инструмент «текст» работает только в специальных текстовых окнах. После выбора инструмента «текст» в ящике инструментов и щелчка мышью на текстовом окне в нем появляется текстовый курсор. Теперь в окне можно печатать.

Иногда некоторые изначальные параметры заложены в самих текстовых окнах. Так, если в окне предполагается напечатать ровно 1 символ, то окно сделано односимвольным – напечатать в нем больше символов попросту невозможно.

Удалить набранные буквы можно тремя способами – с клавиатуры, кнопкой «отмена» или с помощью «ластика». Для удаления букв с клавиатуры дети могут использовать клавишу «Васкspасе». Кнопка «отмена», как всегда, удалит на экране последний набранный символ (если после этого не производилось больше никаких действий). «Ластик» удаляет из текстового окна все напечатанные в нем символы.

Задача 107. В этой задаче дети учатся использовать новый инструмент «текст». Как обычно, в условии задачи подробно объясняется, как это сделать. Поскольку на листе определений мы договорились с детьми использовать только заглавные буквы, в условии задачи есть указание нажать клавишу «Shift». Если хотите, вы можете со временем (или даже на этом уроке) показать детям, как устанавливать  режим заглавных букв с помощью клавиши «Сарs Lock». Перед началом урока вам надо решить, будете ли вы сразу объяснять детям, как переключать клавиатуру на русские буквы. Если вы не хотите на этом уроке перегружать ребят информацией, просто проследите за тем, чтобы на каждом компьютере была установлена русская раскладка букв. Самостоятельно переходить на русскую раскладку букв детей можно научить на следующем уроке или даже позже.

Задача 108. В этой задаче дети узнают один из способов удаления текста в текстовом окне. Если в предыдущей задаче эта процедура детям могла вообще не понадобиться, то в этой задаче буквы предписано удалить в обязательном порядке. Если кто-то из ребят не может найти клавишу «Васкspасе» на клавиатуре, помогите ему. Несмотря на то что в принципе неправильную букву можно стереть «ластиком», это было бы неверным решением, т.к. в задаче предписано использовать именно клавишу «Васкspасе». Понятно, что кнопкой «отмены» здесь ничего не сделаешь, т.к. буквы в задаче напечатаны программным путем, а кнопкой «отмены» ребенок может отменить только свое собственное действие.

Задача 109. Задача на поиск одинаковых букв. Если ребенок не усвоил информацию, содержащуюся на листе определений, то он, вероятно, будет сравнивать буквы как фигурки и не найдет здесь ни одной пары одинаковых букв. Чтобы сориентировать детей в правильном направлении, мы приводим в условии подсказку – одинаковых пар должно получиться три. Если учащийся не воспринял эту подсказку должным образом (или просто не обратил на нее внимания), необходимо вернуть его к рассмотрению примеров первого компьютерного листа определений.

Вот решение данной задачи:

Задача 110. Задача на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных символов. Если у ребенка возникли сомнения, посоветуйте ему обратиться к соответствующему листу определений: если такая буква (или цифра) там есть, значит, она выделена верно, если нет – неверно.

Задача 111. Здесь ребенок должен напечатать в окнах не произвольные буквы и цифры, а строго определенные, именно те, которые указаны рядом с окнами. Отсюда следует, что, прежде всего, учащийся должен найти заданную букву (или цифру) на клавиатуре. Для ребенка это непростая задача, тем более что на большинстве клавиш написаны как русские, так и латинские буквы. Это обстоятельство может вызвать массовые ошибки. Например, пытаясь напечатать русскую букву А, ребенок нажимает на клавишу с латинской буквой А, в результате чего в окне печатается русская буква Ф. Некоторых детей это приведет в замешательство. С такими детьми надо побеседовать и общими усилиями разобраться, какие буквы на клавиатуре русские, а какие – латинские. Со временем все дети научатся «видеть» на клавишах только русские буквы, а на латинские не обращать внимания.

Задача 112. Несложная арифметическая задача на подсчет бусин. Здесь дети впервые используют текстовые окна и задание «напечатай в окне» для ответа на вопрос. В данном случае конкретные вопросы (Сколько красных бусин в окне? и т.д.) заменены заданием (Сосчитай, сколько каких бусин в окне). Наш курс представляет собой формальную систему, в которой всякая деятельность регламентируется ясными и явно введенными правилами игры, одинаково понимаемым всеми участниками. Поэтому мы не можем предлагать ребенку вопросы, допускающие неоднозначный ответ, либо ответ в свободной форме. Это привело бы к размыванию правил игры. Так, в данной задаче ребенок должен напечатать в окнах числа, а не числительные, например.

Задача 113. Задача на повторение темы «Одинаковые фигурки. Разные фигурки». В данном случае в качестве фигурок выбраны светофоры в различных конфигурациях. Если есть возможность, спросите детей, что означает каждая из этих конфигураций.

Задача 114. Необязательная. Сложная задача. Во-первых, здесь надо найти одинаковые фигурки, что гораздо сложнее, чем, например, найти фигурку по образцу. Во-вторых, здесь требуется найти не две, а три одинаковых фигурки, что, разумеется, еще более усложняет задачу. В-третьих, специфика самих фигурок такова, что их довольно трудно сравнивать, просто окинув взглядом, здесь нужен детальный (поклеточный) анализ. Задачи такого типа можно решать двумя способами. Первый – полный перебор. Второй способ состоит в том, чтобы разбить фигурки на группы по цвету одной какой-нибудь клетки, например правой нижней. Сразу замечаем, что в наборе есть только одна фигурка с красной правой нижней клеткой, только одна с голубой клеткой, только две с зеленой клеткой и только две с оранжевой клеткой. Все эти фигурки можно сразу вычеркнуть, т.к. мы ищем три одинаковых фигурки. Остаются 3 фигурки с белой правой нижней клеткой и 6 фигурок с желтой правой нижней клеткой. Разумно рассмотреть сначала меньшую группу. Сравнив фигурки, убеждаемся в том, что они одинаковы.

Вот решение данной задачи:

Последнее изменение: Wednesday, 16 September 2015, 21:40