Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 18. Комментарий для учителя к контрольной работе 1
Урок 18. Контрольная работа 1
Бескомпьютерный вариант изучения курса
Организация и проведение контрольной работы, прежде всего, будут зависеть от варианта изучения курса. Если ваши дети работают только с печатными материалами курса (бескомпьютерный вариант изучения курса), то они решают текст контрольной работы 1 из тетради проектов. Этот текст дан в двух вариантах и помечен «к1». В этом случае мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые три правильно выполненные задания, отметка «4» – за четыре задания, отметка «5» – за пять. Задание 6 является в этой работе необязательным и оценивается отдельно любым удобным учителю способом.
Решение задач из тетради проектов
Задача 1. Данная задача проверяет усвоение учащимися правила раскрашивания и темы «Области». В частности, дети должны уметь выделять на картинке область и раскрашивать ее в один цвет в соответствии с правилом раскрашивания. Как видите, картинка в этой задаче не простая, поскольку области здесь не полностью совпадают с деталями русинка. Всего в данной картинке 5 областей и 4 из них в результате решения задачи оказываются раскрашенными.
Задача 2. Задача на проверку усвоения темы «Одинаковые фигурки», в частности понятия «такая же». Задача эта достаточно стандартная, таких задач дети встречали в учебнике довольно много. Задача считается решенной, если ребенок не только нашел «такую же» фигурку, но и правильно обвел ее указанным цветом.
Задача 3. Задача на проверку усвоения понятия «одинаковые бусины». Она (как и две предыдущие) достаточно стандартная. Скорее всего, все дети догадаются разбить бусины на группы по цвету, в этом случае решение можно найти быстрее.
Задача 4. В этой задаче проверяются сразу две темы – понятия «все, каждый» и понятия «одинаковые, разные». Кроме того, здесь от детей требуется умение внимательно читать условие задачи. Так, во втором задании важно, чтобы ребята пометили два одинаковых лимона, а не просто две одинаковые фигурки, ведь в наборе есть еще одинаковые яблоки.
Задача 5. Задача на проверку усвоения понятий «Все, каждый» и метода полного перебора. Задача считается решенной только в том случае, если все 6 треугольных бусин соединены с круглыми бусинами (такого же цвета). Если хотя бы одна треугольная бусина не соединена с круглой, это свидетельствует о неусвоенности метода полного перебора. В таком случае задача считается нерешенной. Обратите внимание, в наборе есть две треугольные бусины одного цвета. Совершенно необязательно, чтобы они были соединены каждая со своей круглой бусиной, обе они могут быть соединены с одной бусиной (это не регламентируется нашими правилами игры).
Задача 6. Необязательная. В данном случае все нераскрашенные фигурки – разные. Поэтому для того, чтобы в результате раскрашивания появились три одинаковые фигурки, в наборе изначально уже должны быть две одинаковые фигурки. Поэтому решение можно начать с того, чтобы найти в наборе две одинаковые раскрашенные фигурки, а затем раскрасить нераскрашенную фигурку той же формы в тот же цвет.
Компьютерный вариант изучения курса
Если ваши ребята имеют возможность работать в курсе не только с печатными материалами, но и с компьютерной составляющей, желательно предложить им контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной. Поскольку в среднем задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач – 3 задачи из тетради проектов (комментарий см. выше) и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач – 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно выбрать задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. Например, можно взять задачи 1, 2 и 3 из тетради проектов и задачи 3, 4 и 5 из компьютерной составляющей. Оставшиеся задачи из тетради проектов и компьютерной составляющей можно предложить детям в качестве необязательных. Мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые четыре правильно выполненных задания, отметка «4» – за пять заданий, отметка «5» – за шесть. Решение необязательных задач учитель оценивает любым удобным ему способом.
Решение компьютерных задач
Задача 1. Задача на поиск двух одинаковых фигурок. Чтобы найти две одинаковых фигурки, в данном случае придется сравнивать: цвет майки, цвет юбки, цвет бантика, ракурс мышки и форму хвостика. Однако задача существенно упростится, если мы разобьем ее на подзадачи. Нетрудно заметить, что в задаче имеются три мышки в красных майках, три мышки в синих майках и две мышки в желтых майках. Соответственно, мы разделим всю область поиска на три части: синие майки, красные майки и желтые майки. Понятно, что мышки в разных по цвету майках не могут быть одинаковыми. Поэтому искать одинаковые фигурки мы будем в этих трех группах – сначала в одной, потом в другой, потом в третьей.
Во втором задании ребенку предлагается обвести две разные фигурки. Здесь ответов довольно много. В том числе ребенок может обвести одну из двух одинаковых фигурок.
Ответ: в 1-ом варианте одинаковые мышки в красных майках, синих юбках, с зелеными бантиками; во 2-ом варианте – в желтых майках, зеленых юбках, с красными бантиками.
Задача 2. В этой задаче мы проверяем усвоение учащимися понятий «одинаковые/разные бусины» и «все» («каждый»). Кроме того, ребенок демонстрирует понимание действий «соединить» и «пометить галочкой». Задача считается решенной правильно только в случае выполнения обоих заданий. Первое задание считается выполненным только в том случае, если помечены все круглые бусины, поэтому теоретически здесь необходим полный перебор. Однако на практике круглые бусины легко выделяются визуально.
Задача 3. В этой задаче мы проверяем, насколько хорошо учащиеся усвоили процедуру сравнения фигурок наложением. Разумеется, дети не обязаны сравнивать каждую фигурку с каждой при помощи «лапки», но найти одинаковые фигурки совсем без наложения (на глаз) вряд ли у кого-то получится. При проверке работ оцениваться будет не способ решения задачи, а правильность этого решения (наличие двух одинаковых фигурок в окне). Если у ребенка хороший глазомер и он нашел две одинаковых фигурки без помощи «лапки», такое решение должно быть признано верным.
Задача 4. Знакомая детям задача типа «сделай фигурки одинаковыми». В таких задачах дети по очереди сравнивают квадратики двух фигурок и раскрашивают фигурки так, чтобы квадратики на одних и тех же местах имели одинаковый цвет. Данная задача имеет единственное решение – цвет всех нераскрашенных клеток в обеих фигурках определяется однозначно.
Задача 5. Наиболее сложная из обязательных задач. Если до сих пор мы искали в совокупности либо совершенно одинаковые, либо одинаковые по цвету бусины, то в этой задаче нам предстоит сравнивать бусины по форме. Рассмотрим задачу 1-го варианта. В наборе ровно четыре желтые бусины (их можно сразу пометить, например галочками). Каждую из них мы должны соединить с зеленой бусиной такой же формы: круглую желтую с круглой зеленой, треугольную желтую с треугольной зеленой, квадратную желтую с квадратной зеленой. Заметим, что в итоге с одной круглой зеленой бусиной будут соединены две желтые круглые бусины.
Задача 6. Необязательная. Задача повышенной сложности, требующая от учащихся логических умозаключений, а также умения разбивать задачу на подзадачи. Легко видеть, что среди нераскрашенных бусин одинаковых нет, следовательно, две одинаковые должны быть среди раскрашенных бусин. Нужно найти их методом перебора и раскрасить в такой же цвет одну из нераскрашенных бусин. Заметим, что разбиение задачи на подзадачи значительно облегчит ее решение. Эта стратегия состоит в том, чтобы искать две одинаковых бусины сначала среди круглых, потом среди треугольных и, наконец, среди квадратных бусин.
Вот одно из решений задачи 1 варианта:
Задача 7. Необязательная. Технически эта задача довольно сложная, т.к. в каждой фигурке много областей. Задача требует внимательности – учащимся необходимо соотносить каждую раскрашенную область с соответствующими областями в двух других фигурках. Заметим, что упростить решение, например перекрасив все области в один цвет, нельзя. Во-первых, это вытекает из условия задачи, в котором мы просим ребенка раскрашивать только нераскрашенные области. Во-вторых, раскрашенные области защищены от перекрашивания. Задача имеет единственное решение.