Урок 18. Комментарий для учителя к контрольной работе 1

Документ без названия

Урок 18. Контрольная работа 1

Бескомпьютерный вариант изучения курса

Организация и проведение контрольной работы, прежде всего, будут зависеть от варианта изучения курса. Если ваши дети работают только с печатными материалами курса (бескомпьютерный вариант изучения курса), то они решают текст контрольной работы 1 из тетради проектов. Этот текст дан в двух вариантах и помечен «к1». В этом случае мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые три правильно выполненные задания, отметка «4» –  за четыре задания, отметка «5» –  за пять. Задание 6 является в этой работе необязательным и оценивается отдельно любым удобным учителю способом.

Решение задач из тетради проектов

Задача 1. Данная задача проверяет усвоение учащимися правила раскрашивания и темы «Области». В частности, дети должны уметь выделять на картинке область и раскрашивать ее в один цвет в соответствии с правилом раскрашивания. Как видите, картинка в этой задаче не простая, поскольку области здесь не полностью совпадают с деталями русинка. Всего в данной картинке 5 областей и 4 из них в результате решения задачи оказываются раскрашенными.

Задача 2. Задача на проверку усвоения темы «Одинаковые фигурки», в частности понятия «такая же». Задача эта достаточно стандартная, таких задач дети встречали в учебнике довольно много. Задача считается решенной, если ребенок не только нашел «такую же» фигурку, но и правильно обвел ее указанным цветом.

Задача 3. Задача на проверку усвоения понятия «одинаковые бусины». Она (как и две предыдущие) достаточно стандартная. Скорее всего, все дети догадаются разбить бусины на группы по цвету, в этом случае решение можно найти быстрее.

Задача 4. В этой задаче проверяются сразу две темы – понятия «все, каждый» и понятия «одинаковые, разные». Кроме того, здесь от детей требуется умение внимательно читать условие задачи. Так, во втором задании важно, чтобы ребята пометили два одинаковых лимона, а не просто две одинаковые фигурки, ведь в наборе есть еще одинаковые яблоки.

Задача 5. Задача на проверку усвоения понятий «Все, каждый» и метода полного перебора. Задача считается решенной только в том случае, если все 6 треугольных бусин соединены с круглыми бусинами (такого же цвета). Если хотя бы одна треугольная бусина не соединена с круглой, это свидетельствует о неусвоенности метода полного перебора. В таком случае задача считается нерешенной. Обратите внимание, в наборе есть две треугольные бусины одного цвета. Совершенно необязательно, чтобы они были соединены каждая со своей круглой бусиной, обе они могут быть соединены с одной бусиной (это не регламентируется нашими правилами игры).

Задача 6. Необязательная. В данном случае все нераскрашенные фигурки – разные. Поэтому для того, чтобы в результате раскрашивания появились три одинаковые фигурки, в наборе изначально уже должны быть две одинаковые фигурки. Поэтому решение можно начать с того, чтобы найти в наборе две одинаковые раскрашенные фигурки, а затем раскрасить нераскрашенную фигурку той же формы в тот же цвет.

Компьютерный вариант изучения курса

Если ваши ребята имеют возможность работать в курсе не только с печатными материалами, но и с компьютерной составляющей, желательно предложить им контрольную работу, состоящую из двух частей – бумажной и компьютерной. Поскольку в среднем задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач – 3 задачи из тетради проектов (комментарий см. выше) и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач – 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно выбрать задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. Например, можно взять задачи 1, 2 и 3 из тетради проектов и задачи 3, 4 и 5 из компьютерной составляющей. Оставшиеся задачи из тетради проектов и компьютерной составляющей можно предложить детям в качестве необязательных. Мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы: отметка «3» ставится за любые четыре правильно выполненных задания, отметка «4» –  за пять заданий, отметка «5» –  за шесть. Решение необязательных задач учитель оценивает любым удобным ему способом.

Решение компьютерных задач

Задача 1. Задача на поиск двух одинаковых фигурок. Чтобы найти две одинаковых фигурки, в данном случае придется сравнивать: цвет майки, цвет юбки, цвет бантика, ракурс мышки и форму хвостика. Однако задача существенно упростится, если мы разобьем ее на подзадачи. Нетрудно заметить, что в задаче имеются три мышки в красных майках, три мышки в синих майках и две мышки в желтых майках. Соответственно, мы разделим всю область поиска на три части: синие майки, красные майки и желтые майки. Понятно, что мышки в разных по цвету майках не могут быть одинаковыми. Поэтому искать одинаковые фигурки мы будем в этих трех группах – сначала в одной, потом в другой, потом в третьей.

Во втором задании ребенку предлагается обвести две разные фигурки. Здесь ответов довольно много. В том числе ребенок может обвести одну из двух одинаковых фигурок.

Ответ: в 1-ом варианте одинаковые мышки в красных майках, синих юбках, с зелеными бантиками; во 2-ом варианте – в желтых майках, зеленых юбках, с красными бантиками.

Задача 2. В этой задаче мы проверяем усвоение учащимися понятий «одинаковые/разные бусины» и «все» («каждый»). Кроме того, ребенок демонстрирует понимание действий «соединить» и «пометить галочкой». Задача считается решенной правильно только в случае выполнения обоих заданий. Первое задание считается выполненным только в том случае, если помечены все круглые бусины, поэтому теоретически здесь необходим полный перебор. Однако на практике круглые бусины легко выделяются визуально.

Задача 3. В этой задаче мы проверяем, насколько хорошо учащиеся усвоили процедуру сравнения фигурок наложением. Разумеется, дети не обязаны сравнивать каждую фигурку с каждой при помощи «лапки», но найти одинаковые фигурки совсем без наложения (на глаз) вряд ли у кого-то получится. При проверке работ оцениваться будет не способ решения задачи, а правильность этого решения (наличие двух одинаковых фигурок в окне). Если у ребенка хороший глазомер и он нашел две одинаковых фигурки без помощи «лапки», такое решение должно быть признано верным.

Задача 4. Знакомая детям задача типа «сделай фигурки одинаковыми». В таких задачах дети по очереди сравнивают квадратики двух фигурок и раскрашивают фигурки так, чтобы квадратики на одних и тех же местах имели одинаковый цвет. Данная задача имеет единственное решение – цвет всех нераскрашенных клеток в обеих фигурках определяется однозначно.

Задача 5. Наиболее сложная из обязательных задач. Если до сих пор мы искали в совокупности либо совершенно одинаковые, либо одинаковые по цвету бусины, то в этой задаче нам предстоит сравнивать бусины по форме. Рассмотрим задачу 1-го варианта. В наборе ровно четыре желтые бусины (их можно сразу пометить, например галочками). Каждую из них мы должны соединить с зеленой бусиной такой же формы: круглую желтую с круглой зеленой, треугольную желтую с треугольной зеленой, квадратную желтую с квадратной зеленой. Заметим, что в итоге с одной круглой зеленой бусиной будут соединены две желтые круглые бусины.

Задача 6. Необязательная. Задача повышенной сложности, требующая от учащихся логических умозаключений, а также умения разбивать задачу на подзадачи. Легко видеть, что среди нераскрашенных бусин одинаковых нет, следовательно, две одинаковые должны быть среди раскрашенных бусин. Нужно найти их методом перебора и раскрасить в такой же цвет одну из нераскрашенных бусин. Заметим, что разбиение задачи на подзадачи значительно облегчит ее решение. Эта стратегия состоит в том, чтобы искать две одинаковых бусины сначала среди круглых, потом среди треугольных и, наконец, среди квадратных бусин.

Вот одно из решений задачи 1 варианта:

Задача 7. Необязательная. Технически эта задача довольно сложная, т.к. в каждой фигурке много областей. Задача требует внимательности – учащимся необходимо соотносить каждую раскрашенную область с соответствующими областями в двух других фигурках. Заметим, что упростить решение, например перекрасив все области в один цвет, нельзя. Во-первых, это вытекает из условия задачи, в котором мы просим ребенка раскрашивать только нераскрашенные области. Во-вторых, раскрашенные области защищены от перекрашивания. Задача имеет единственное решение.

Последнее изменение: Wednesday, 16 September 2015, 21:27