Урок 17. Комментарий для учителя к уроку «Помечаем галочкой»

Документ без названия

Урок 17. «Помечаем галочкой»

Новые ключевые слова и выражения: пометь галочкой.

На этом листе определений дети знакомятся с еще одним инструментальным действием – «пометь галочкой». Оно совсем простое, как с содержательной, так и с технической стороны. С содержательной точки зрения это действие полностью аналогично действию «обведи». Оно позволяет выделить из совокупности один или несколько нужных нам объектов. Однако во многих задачах использовать его удобней, чем действие «обведи». Так, иногда объектов на странице много или они большие, поэтому белого фона остается немного и сложно обвести объекты так, чтобы не задеть остальные. Если нужно выделить много объектов, то пометить галочкой их гораздо быстрее, чем обвести. Часто в процессе полного перебора нам необходимо помечать объекты, которые мы уже проверяли. Для такого случая тоже галочку использовать удобнее всего – если объекты обводить, то на листе получается слишком много линий. Конечно, объекты можно вычеркивать, но у многих детей зачеркивание ассоциируется с исправлением ошибок, для таких детей вычеркивание будет не самым лучшим вариантом.

С технической стороны правила действия «пометь галочкой», отраженные на листе определений, также довольно несложные. Основное правило – ставить галочку так, чтобы было понятно, какой именно объект она помечает. Для этого мы договариваемся на листе определений ставить галочку на границе объекта, либо немного заезжая на фигурку, либо очень близко к ней. Ставить галочку надо так, чтобы ее острый уголок указывал на нужную нам фигурку, поэтому мы ставим галочку обычно вблизи верхней границы фигурки, а не внизу.

Решение задач из учебника

Задача 87. Все ребята, которые ходили в детский сад, наверняка знают, как выглядит бубен и дудочка. Если кто-то этого не знает или забыл, то лучше не показывать нужные инструменты сразу, а предоставить это ребенку в качестве информационной задачи. Итак, как узнать, что такое бубен? Конечно, из словаря. Лучше всего, если у вас в классе имеется детская энциклопедия или словарь в картинках. Прочитайте вместе описание нужного инструмента, а затем вернитесь к задаче. Обращение к словарям и любому другому справочному материалу – очень важное умение, которое мы хотим выработать у детей. В дальнейшем мы будем использовать сначала учебные, а затем и настоящие словари. А пока можно изредка заниматься подобной работой со всем классом или в индивидуальном порядке.

Задача 88. Здесь нужно пометить галочкой каждый объект, удовлетворяющий данному свойству. Для каждого из двух заданий нужно провести полный перебор бусин, чтобы случайно не пропустить какой-то нужный нам объект. Заметим, что здесь будут объекты, помеченные сразу двумя галочками (круглые синие бусины). В этом случае галочки надо ставить рядом, но так, чтобы их можно было хорошо различить.

Задача 89. Здесь опять нужно пометить галочкой все объекты, удовлетворяющие некоторому свойству, но при этом в задаче есть одна новая важная деталь. Обсуждая лист определений «Все, каждый», мы говорили, что употребляем понятия все/каждый в том же значении, что и в языке. Однако в ряде случаев словоупотребление в живом языке имеет свои нюансы и отличается от формального. Например, в русском языке принято употреблять понятие «все/каждый» только в том случае, когда предметов много, по крайней мере два. С точки зрения математики (формальной логики) и  информатики понятие «все» можно употреблять для любого числа объектов, в том числе для одного. Поэтому второе задание с точки зрения математики сформулировано абсолютно корректно. Однако кого-то из детей такое словоупотребление может удивить. Побеседуйте об этом. Даже в языке случаются ситуации такого словоупотребления, когда говорящий заранее не знает о каком числе объектов идет речь. Например, мама говорит сыну «Сделай все уроки на завтра». При этом она имеет в виду общую готовность ребенка к следующему учебному дню (все уроки должны быть приготовлены). Даже если на завтра нужно сделать всего один урок, ребенок понимает мать и выполняет этот самый урок.

Задача 90. Знакомая детям задача на повторение. Как видно из условия, в задаче использовано армянское слово. С армянскими буквами ребята уже встречались в задаче 44 из учебника. Конечно, то, как именно читается это слово по-армянски, – совершенно необязательная информация и для решения этой задачи не нужна. Но все-таки нам кажется, что такая задача может подтолкнуть любознательных детей к дальнейшим «лингвистическим исследованиям».

Задача 91. Как видите, формулировка задачи совершенно новая, но сама задача не очень сложная, дети должны решить ее самостоятельно. Для ее решения необходимо лишь внимательно причитать условие задачи и вычленить из него следующие шаги по ее решению: а) найти фиолетовую галочку; б) найти бусину, которая помечена фиолетовой галочкой; в) нарисовать в окне такую же бусину (той же формы и цвета).

Компьютерный урок «Помечаем галочкой»

На этом уроке дети знакомятся с новым компьютерным инструментом – «галочкой». По сравнению с другими этот инструмент довольно прост в использовании. Чтобы поставить на экране галочку, необходимо выбрать в ящике инструментов «галочку», выбрать в палитре цвет для галочки и щелкнуть мышкой в том месте, где нужно поставить галочку. Заметим, что компьютер штампует галочки одинаковой формы и одинакового размера, ученик может изменять только цвет галочки. Если галочка поставлена ошибочно, ее можно стереть, щелкнув на ней «ластиком» или воспользовавшись инструментом «отмена».

Задача 87. В этой задаче происходит первое знакомство учащихся с новым инструментом, поэтому содержательно она совсем простая. Дополнительных пояснений учителя здесь не требуется – вся необходимая для решения задачи информация содержится в условии задачи.

Задача 88. Здесь фигурок больше, чем в предыдущей задаче. Однако содержательно ничего нового в этой задаче нет. Единственное ее отличие от аналогичных задач предшествующих уроков состоит в том, что раньше мы обводили, или соединяли, или раскрашивали искомые фигурки, в то время как здесь их нужно пометить галочкой.

Задача 89. В задаче требуется раскрасить девять круглых бусин. В нашей палитре имеется всего восемь разных цветов. Отсюда следует (в силу принципа Дирихле), что хотя бы две бусины на экране окажутся одинаковыми. Поэтому, как бы дети ни раскрасили бусины, хотя бы одна пара одинаковых бусин найдется у каждого. Если у кого-то окажется несколько пар одинаковых бусин и возникнет вопрос, какую из них помечать, напомните учащимся одно из правил игры: если в задаче явным образом не указано, какую, – значит, любую.

Задача 90. В этой задаче мы вновь возвращаемся к процедуре сравнения фигурок наложением. Следует отметить, что здесь все фигурки очень похожи друг на друга и решить эту задачу без помощи «лапки» удастся немногим. Но даже эти немногие должны проверить свое решение с помощью «лапки».

Задача 91. В этой задаче фигурок действительно много и располагаются они на экране тесно, поэтому учащиеся должны тщательно выбирать место для постановки каждой галочки, чтобы про каждую галочку можно было с уверенностью сказать, к какой фигурке она относится. Тех детей, которые ставят галочки где попало, следует вернуть к листу определений.

Задача 92. Это задача на повторение понятия «все» («каждый»). Заметим, что для ее решения учащимся нужно будет применить навыки счета, которые они приобрели на уроках математики.

Задача 93. Здесь нужно проследить, чтобы все учащиеся вынули фигурки правильно. Удаленные из окна фигурки должны целиком находиться на желтой части рабочей области, не должны залезать в окно.

Задача 94. Необязательная. Задача повышенного уровня сложности. Во-первых, фигурок здесь немало. Во-вторых, нужно найти не одну, а целых три пары одинаковых фигурок. Заметим, что если бы в условии задачи не было подсказки (что одинаковых пар должно быть три) – в этом случае задачу можно было бы решить только полным перебором. Потому что только полный перебор может дать полную уверенность в том, что мы нашли действительно все пары одинаковых фигурок. Но поскольку подсказка в условии все же есть, стратегия полного перебора становится необязательной. Большинство учащихся смогут решить эту задачу хаотическим просматриванием. Если кто-то захочет использовать перебор – милости просим. Напомним, что процедура состоит в том, что мы сравниваем каждую фигурку со всеми остальными. Если для нее находится пара, мы их соединяем, если нет – просмотренную фигурку помечаем черной галочкой. Затем берем вторую фигурку и сравниваем со всеми, которые еще не помечены и не соединены в пары. И так далее, пока все фигурки не окажутся помеченными или соединенными в пары.

Вот решение данной задачи:

Задача 95. Необязательная. Эта задача решается только перебором. Тем более что иероглифы располагаются ровными рядами и здесь даже необязательно ставить пометки, просто надо последовательно переходить от фигурки к фигурке и от ряда к ряду. Но если кто-то считает нужным ставить галочки, пусть ставит. Главная трудность задачи состоит в том, что иероглифы представляют собой достаточно сложные для восприятия объекты, они перегружены деталями и многие из них похожи друг на друга. Сравнивать иероглифы на глаз – трудная задача даже для взрослого человека. Поэтому мы разрешаем учащимся сравнивать фигурки наложением. Однако если ребенку захочется потренировать свою наблюдательность, сравнивать иероглифы визуально тоже не запрещается.

Последнее изменение: Wednesday, 16 September 2015, 21:25