Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 13. Комментарий для учителя к уроку «Вырезаем и наклеиваем»
Урок 13. «Вырезаем и наклеиваем»
Новые ключевые слова и выражения: окно, наклей в окно, вырежи, лист вырезания.
Понятие окно на данном листе определений не имеет специального информатического содержания. Это, скорее, техническое понятие, связанное с нашим способом представления материала. Часто бывает удобно, чтобы объект, конструируемый учеником, оказался в той или иной части страницы (и тем самым оказался включенным в систему других объектов).
Вырезание – еще один новый вид деятельности в курсе. У нас обычно он сопровождается наклеиванием. Как и в случае других работ, мы хотели бы, чтобы вы разделяли правильность выполнения задания (в формальном, научном смысле) и другие факторы (например, лишний клей на странице). С информатической же стороны дела важно подчеркивать соответствие или несоответствие действий ребенка и результатов этих действий постепенно вырисовывающейся информатической (математической) реальности, нашим правилам игры. В задачах с вырезанием и наклеиванием главное – не попасть ножницами внутрь фигурки.
Предполагается, что наклеенные фигурки, в частности бусины, не перекрываются друг другом (так же как и нарисованные). Каждая фигурка должна быть пространственно отделена от других объектов. Это входит в правила игры «Наклеивание», так же как требование не отрезать часть фигурки входит в правила игры «Вырезание». Эти правила надо объяснить детям как можно раньше. В правила игры «Наклеивание» входит и то, что фигурка должна быть наклеена строго внутри окна.
Ножницы и клей нужно приготовить заранее, выдавая их каждому ребенку, который знакомится с этой темой. Лучше использовать клей-карандаш.
Лист вырезания
Все листы вырезания помещены в середину тетради проектов. Чтобы детям не пришлось носить тетрадь проектов на каждый урок информатики, мы рекомендуем вам в начале года вынуть из всех тетрадей проектов листы вырезания и выдавать их по мере необходимости на соответствующих уроках.
Решение задач из учебника
Задачи 58 и 59. В этих задачах дети впервые будут работать с листом вырезания. Обсудите с детьми, как найти на вкладыше в тетради проектов нужный лист вырезания: посмотреть на номер задачи и найти лист вырезания с этим номером. Предупредите детей, чтобы при вырезании одних фигурок они старались не повредить на странице другие фигурки, которые понадобятся для решения других задач.
Задача 60. Три одинаковые бусины искать сложнее, чем две, а бусин здесь достаточно много. Здесь удобно разбить бусины на группы по цветам и искать одинаковые бусины среди бусин одного цвета. Такой способ можно предложить ребенку, который запутался и никак не может найти решение. Например, для начала спросите учащегося, есть ли три одинаковые среди желтых бусин. Среди желтых бусин трех одинаковых нет, попробуем найти три одинаковые среди красных бусин. После этого большинство детей догадаются перебрать остальные цвета самостоятельно.
Вот решение данной задачи:
Задача 61. В этой задаче используются греческие строчные буквы.
Греческое письмо – алфавитное письмо, возникшее предположительно в VIII –VII вв. до н. э. В греческом письме, в отличие, например, от древнееврейского, кроме букв, обозначающих согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое и западногреческое. Восточногреческое развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо и легло в основу коптского, готского и славянского кириллического, а также армянского и отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для этрусского, латинского и древнегерманского рунического письма.
Население современной Греции говорит на новогреческом языке, в алфавите которого используются печатные литеры (начертания букв), созданные в XVII в. Направление письма – слева направо.
Вот греческий алфавит с современными русскими названиями букв:
Греческими буквами очень часто пользуются математики. Например, по традиции строчными греческими буквами обозначаются углы, буквами ε и δ – маленькие числа (в частности, маленькие изменения чисел). π – это длина окружности диаметром 1. Буквой λ в физике часто обозначается длина волны, есть обычай для математического употребления букв ι, υ, χ, σ, ω и др. Буква μ является обозначением единицы измерения длины – микрона, одной миллионной доли метра.
Задача 62. Эта задача больше всего напоминает задачу 38 из учебника. Но в отличие от задачи 38 здесь для решения нужно сравнивать положение не одной, а двух стрелок – как часовой, так и минутной. Если у кого-то из детей возникли трудности с поиском одинаковых фигурок, предложите ему разбить фигурки на группы по положению одной из стрелок. Например, минутная стрелка во всех этих часах указывает либо на 12, либо на 11, либо на 1 час. Таким образом, по положению минутной стрелки все часы можно разбить на три группы по 2 – 3 фигурки в каждой.
Компьютерный урок «Положи в окно»
Лист определений «Положи в окно»
На этом листе определений дети знакомятся с новым действием – «положи в окно». Окно – это специально выделенная прямоугольная часть экрана, в которую ребенок может перетаскивать фигурки из других частей экрана. Это так называемые графические окна. В будущем у нас будут также текстовые окна, где учащиеся смогут печатать тексты. Перетаскивание фигурок в окно (действие «положи в окно») осуществляется с помощью инструмента «лапка».
По содержанию действие «положи в окно» отчасти перекликается с действием «обведи» – оно также позволяет выделить из совокупности один или несколько объектов. Однако здесь выделение становится более наглядным и явным – выделенные объекты оказываются пространственно отделенными от остальных. Использование окон особенно актуально, когда в задаче требуется рассортировать набор фигурок или других объектов по некоторому признаку, например отделить русские буквы от латинских, рассортировать бусины по форме и т. д.
На первом примере листа определений (слева) показан процесс и результат выполнения действия «положи в окно». В частности, помещенная в окно фигурка не должна вылезать за его границы. Если в окне находится несколько фигурок, то они должны располагаться свободно, не заслоняя друг друга.
Решение задач
На этом уроке вводится новый компьютерный инструмент – «лапка». «Лапка» позволяет перенести разрешенный для перемещения объект в любое место рабочего пространства, в частности выполнить действие «положи в окно». В отличие от других компьютерных действий (раскрась, обведи, соедини линией) результат действия «лапки» можно скорректировать, снова использовав тот же инструмент. Так, если с первого раза фигурка не попала внутрь окна, ее снова можно захватить «лапкой» и положить правильно. Можно также воспользоваться кнопкой «отмена». В этом случае перенесенный объект вернется на прежнее место.
Задача 55. Цель этой задачи – первое знакомство детей с новым инструментом. Поэтому фигурка в задаче довольно крупная, а окно большое. Как и многие другие наши компьютерные инструменты («заливка», «карандаш», «ластик»), «лапка» имеет своего рода прицел – крестик, который должен находиться внутри фигурки, чтобы «лапка» ее захватила. Если быть более точным, внутри фигурки должен находиться не сам крестик, а его центр.
Работа инструмента «лапка» выглядит следующим образом. При выборе «лапки» курсор становится похож на раскрытую звериную лапку. Если щелкнуть курсором-лапкой на фигурку, разрешенную для перемещения, то происходят три вещи: «лапка» сжимается, фигурка светлеет и как бы приклеивается к «лапке». Теперь, перемещая мышку по столу, мы будем перемещать фигурку в пределах рабочей области экрана. Установите крестик в том месте, куда вы хотите положить фигурку, и щелкните мышкой еще раз – «лапка» разожмется, фигурка «отклеится» и примет свой первоначальный вид (цвет).
Если при первом щелчке «лапкой» «приклеивания» не произошло, это означает, что либо вы не попали центром крестика в фигурку, либо данный объект защищен от перемещения. Так, например, если щелкнуть «лапкой» на текст задачи, то ничего не произойдет.
Задача 56. Содержательно эта задача очень проста – здесь необходимо найти бусину по описанию. С технической точки зрения эта задача несколько сложнее предыдущей, т.к. фигурки в задаче более мелкие. Для того чтобы захватить бусину «лапкой», нужно точно позиционировать крестик «лапки» (его центр должен находиться внутри бусины). Мы напоминаем об этом в условии задачи. С другой стороны, дети уже сталкивались с проблемой позиционирования крестика при использовании таких инструментов, как «заливка», «карандаш» и «ластик». В уроке «Соединяем линией» при работе с «ластиком» детям приходилось позиционировать центр крестика на линии, а это куда труднее, чем поместить его внутрь бусины! Так что каких-то особенных проблем при захвате бусины у детей возникнуть не должно.
Задача 57. Здесь ребята знакомятся еще с одним действием, которое выполняется инструментом «лапка», – «вынуть из окна». Содержательно (по своему результату) это действие противоположно действию «положить в окно», однако по техническому исполнению эти два действия совершенно идентичны. Напомним, что результат действия «вынуть из окна» нам уже демонстрировался на листе определений этого урока, в этой же задаче словесно описан сам процесс действия.
Задача 58. Здесь мы обращаем внимание учащихся на то, что результат действия «лапки» (как и результаты действия других инструментов) можно исправить кнопкой «отмены». При этом необходимо помнить, что данный инструмент всегда отменяет только последнее действие. Если вы использовали «лапку» несколько раз, то отменится только одно последнее перемещение.
Задача 59. Помимо повторения действия «обведи» данная задача будет полезной в плане общего развития учащихся. В процессе решения задачи дети знакомятся с флагом Российской Федерации, что может стать поводом для познавательного и интересного разговора о российском флаге и других элементах государственной символики России.
Задача 60. Голубых треугольных бусин в задаче несколько, поэтому формально первое задание имеет несколько решений. Однако в конечном итоге у всех учащихся в окне должен получиться одинаковый набор бусин: треугольные голубая и фиолетовая и две круглые синие.
Задача 61. Эта задача имеет несколько решений, т.к. в обеих фигурках есть одинаковые нераскрашенные клетки. Учащиеся могут раскрасить их любым цветом.
Задача 62. Необязательная. Эта задача сложная. Прежде всего потому, что формулировка задачи представляет собой сложноподчиненное предложение, в котором к тому же содержится логическая конструкция «нет», с которой дети сталкиваются впервые. Важно, чтобы все учащиеся правильно поняли условие задачи. Если ребенок уяснил, какое условие поставлено в задаче, это уже большой шаг на пути к ее решению. Далее могут возникнуть чисто технические проблемы. Скорее всего, не все дети в классе умеют считать до семи. Этим ученикам нужно помочь сосчитать бусины и убедиться, что раскрасить необходимо все бусины, представленные в задаче. Далее возникают логические трудности. Взрослый человек, решая эту задачу, будет рассуждать так. Поскольку все бусины здесь одинаковой формы, значит, для того чтобы все они стали разными, надо раскрасить их в разные цвета. Возможно, некоторые дети проведут подобные рассуждения, однако большинство, скорее всего, будет решать эту задачу методом проб и ошибок, раскрашивая бусины наугад. При этом, раскрасив очередную бусину, ребенок должен проверить, не появились ли среди бусин две одинаковые. Если это все же произошло, одну из них следует раскрасить в другой цвет и снова проверить, нет ли одинаковых бусин. Только после этого можно переходить к следующему шагу. После нескольких таких проверок ребенок поймет, что для раскрашивания очередной бусины следует выбрать цвет, который он еще не использовал.