Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 9. Комментарий для учителя к уроку «Обводим»
Урок 9. «Обводим»
Новые ключевые слова: обведи
Действие обведи, как и все другие действия, должно подчиняться правилам, введенным на листе определений. В частности, выполняя его, нужно следить за тем, чтобы линия была замкнутой, не пересекала сама себя, не задевала фигурку и, конечно, чтобы обведенная область не содержала кусочков других фигурок, текста и т. п. Однако, даже если что-то произойдет не так, поправлять ребенка необязательно. Это стоит делать лишь в том случае, если «неаккуратность» описанного типа является систематической (тогда это может помешать в более сложных задачах). Не стоит обводить по контуру или близко к нему, но и запрещать вести линию близко к контуру, не задевая его, тоже не надо.
С точки зрения информатики действие обведи очень важно: оно выделяет один объект из совокупности объектов, имеющихся на рисунке. Конечно, операция указания, выделения объекта важна и во множестве других, не информатических ситуаций.
Вы можете столкнуться с тем, что дети путают действия обведи и соедини. Действительно, в первых, наиболее простых задачах они в некотором смысле взаимозаменяемы. На самом деле в большинстве случаев эти два действия предназначены для разного круга задач. Действие обведи предназначено только для выделения предметов из совокупности. При этом число выделяемых предметов может быть любым – один, два или десять. Действие соедини всегда выделяет из совокупности два предмета, одновременно организуя их в единое целое – пару. Поэтому действие соедини удобно использовать для установления соответствия между двумя наборами предметов. Например, в задании «Обведи все морковки красным» нельзя заменить обведи на соедини, а в задании «Соедини каждую морковку с луковицей того же цвета» нельзя сделать обратную замену.
Решение задач из учебника
Задача 33. Это первая задача на новое действие – обведи. Поэтому необходимо убедиться, что каждый ребенок понял все договоренности листа определений. Конечно, не у всех ребят обводка получится столь же ровной, что и на листе определений. Это не страшно, поправлять детей нужно только в том случае, если неаккуратность приводит к нарушению правил игры. Что касается поиска одинаковых фигурок, то надеемся, все ребята справятся с этим самостоятельно, поскольку фигурок здесь не слишком много.
В задаче используются буквы грузинского алфавита.
Первые дошедшие до нас образцы грузинского письма относятся к V в. К началу XVII в. грузинское письмо приобрело современный вид, а с появлением в Грузии книгопечатания (в 1629 г.) оно окончательно стабилизировалось. В настоящее время грузинский язык (в котором используется грузинское письмо) является государственным языком Республики Грузии.
В современном грузинском алфавите нет прописных (заглавных) букв. Направление письма – слева направо.
Мы приводим здесь грузинский алфавит и показываем, как называются и как читаются (в квадратных скобках) его буквы. Знак апострофа обозначает глоттолизованное произношение этого согласного (это как если бы произносить русский согласный, а вслед за ним – то, что произносится между гласными в русском разговорном отрицании неа, только несколько отчетливее). Черточка (в виде ударения или штриха) над согласным означает специальное произнесение согласного, для которого аналогов в русском языке нет (эти звуки произносятся при помощи увули, маленького язычка на верхнем нёбе). Согласные, не отмеченные специальными знаками, произносятся с придыханием (похоже на произнесение p, t, k в английском языке). Буквы h и j обозначают звуки, похожие, соответственно, на английские h и j.
Задача 34. Если вы хотите помочь запутавшемуся ребенку, лучше всего предложить ему какую-либо систему поиска объекта по образцу при помощи выделения некоторых существенных признаков. Например, у домика-образца темная крыша со светлым окошечком. Попросите учащегося найти все домики с такой крышей и пометить галочкой. Теперь каждый из 6 подходящих домиков можно сравнить с образцом, ориентируясь на вид окна. Вот решение данной задачи:
Задача 35. Данную задачу решать стоит, особенно слабым детям и середнячкам. Хорошо она подойдет и для домашней работы.
Задача 36. Необязательная. Можно использовать эту задачу в качестве домашнего задания для сильных учеников.
Вот решение данной задачи:
Задача 37. В данной задаче фигурки расположены друг под другом, что упрощает раскрашивание нижней фигурки.
Задача 38. В данной задаче фигурки не отличаются ни формой, ни цветом, ни размером. Фигурки отличаются только внутренней раскраской, а точнее – положением часовой стрелки на часах. Если учитывать только это положение, а на все остальные признаки фигурок не обращать внимания, то одинаковые фигурки можно найти легко.
Задача 39. Для кого-то из ребят данная задача может оказаться сложной технически. Буквы здесь стоят достаточно плотно и требуется некоторая аккуратность, чтобы обвести букву, не заезжая на соседние. Фигурки в этой задаче – латинские буквы. Они (как и русские) позже (в курсе 2 класса) будут введены на листе определений как основные элементы курса. Сейчас дети работают с ними просто как с фигурками.
Задача 40. Необязательная. Для того чтобы в наборе после раскрашивания оказались 2 одинаковые фигурки, нужно, чтобы в нем изначально были две фигурки одинаковой формы и размера, то есть такие фигурки, которые при наложении совпадают. Такие фигурки должны быть либо обе нераскрашенными, либо одна должна быть раскрашена, а другая – нет. Поэтому одна из стратегий решения состоит в том, чтобы по очереди брать нераскрашенные фигурки и пытаться для каждой найти фигурку той же формы и размера. Например, возьмем круг. Фигурок такой формы в наборе больше нет, значит, его можно раскрашивать любым цветом, ведь это не повлияет на выполнение условия. Берем другую нераскрашенную фигурку – четырехконечную звезду. Среди оставшихся фигурок находится еще одна четырехконечная звезда, она тоже не раскрашена. Значит, обе эти фигурки нужно раскрасить в один цвет. Для оставшейся фигурки можно выбрать любой цвет.
Вот одно из решений данной задачи:
Компьютерный урок «Обводим»
Задача 31. На этом уроке новые инструменты не вводятся: новое действие «обведи» дети выполняют с помощью уже знакомого инструмента «карандаш». Тем не менее учащимся может понадобиться некоторое время, чтобы освоить новое действие, поскольку обводить несколько сложнее, чем соединять. Как и раньше, стереть линию можно «ластиком», можно также воспользоваться кнопками «отмена» и «начать сначала».
Задача 32. Решая эту задачу, ребенок должен помнить, что фигурки, являющиеся зеркальным отражением друг друга, – это разные фигурки. Пример с левым и правым ботинком – еще одна прекрасная иллюстрация, поясняющая это правило. Ведь совершенно очевидно, что левый и правый ботинки не могут быть одинаковыми! Выполняя вторую часть условия задачи, ребенок может выбрать и обвести любую фигурку, в том числе и другой ботинок.
Задача 33. Задача на поиск одинаковых фигурок, в ходе решения которой дети тренируются в выполнении нового действия – «обведи».
Задача 34. Эта задача существенно сложнее предыдущих. Во-первых, фигурок для сравнения дается много. Во-вторых, на поле имеется значительное количество фигурок, очень похожих на образец, – это фигурки, в которых используются те же четыре цвета: красный, белый, голубой и желтый. Оптимальная стратегия решения этой задачи следующая. Прежде всего, следует максимально сузить круг поиска, исключив из рассмотрения фигурки, в которых присутствует «лишний» цвет. Эти фигурки сразу бросаются в глаза, понятное дело, их сравнивать с образцом не нужно. Для простоты можно их как-нибудь пометить, например перечеркнуть (потом все лишние линии можно будет убрать с помощью «ластика» – преимущество решения задач на компьютере!). Существенно уменьшив количество объектов для анализа, ребенок почувствует, что задача стала значительно легче. Теперь остается систематически перебрать незачеркнутые фигурки и тщательным образом сравнить их с образцом. Скорее всего, многие дети будут выполнять эту процедуру не систематически, а хаотично. В этом случае можно посоветовать им как-нибудь помечать проверенные фигурки, чтобы не выполнять одну и ту же работу дважды.
Вот решение данной задачи:
Задача 35. В этой задаче мы отрабатываем новое действие («обведи») и одновременно повторяем пройденный материал (соединяем и раскрашиваем фигурки). Содержательно эта задача совсем несложная, но кто-то из ребят может запутаться с условием: что нужно обвести, что соединить, а что – раскрасить. Также могут возникнуть чисто технические трудности – обвести букву и при этом не задеть соседние.
Задача 36. Эта задача аналогична компьютерной задаче 26. Однако здесь фигурки состоят из большего количества квадратиков, поэтому задача оказывается более трудной. Стратегия решения задач такого рода описана в комментарии к задаче 26. Здесь же нам остается заметить, что раскрашивать можно только клетки правой фигурки, в левой фигурке все клеточки защищены от раскрашивания и перекрашивания.
Задача 37. Необязательная. Эта задача из разряда сложных, в которых нужно порассуждать. Сделать три фигурки одинаковыми можно одним из двух способов. Если у нас уже есть две одинаковых раскрашенных фигурки, надо найти такую же по форме, но нераскрашенную. Либо надо найти две одинаковых нераскрашенных фигурки и одну такой же формы, но раскрашенную. В нашей задаче фигурки подобраны так, что возможно только второе решение. Разумеется, ребенок не станет проводить таких сложных рассуждений, а просто будет раскрашивать фигурки и смотреть, что получилось. Такой метод (проб и ошибок) тоже годится, благо на компьютере можно легко все исправить или просто начать решать задачу сначала. Кто-то, возможно, попытается схитрить – просто перекрасить какие-нибудь три фигурки одинаковой формы. Заметим, что, во-первых, ему это не удастся, т.к. раскрашенные фигурки защищены от подобных действий, а во-вторых, такому ребенку следует напомнить о необходимости соблюдения правил игры.
Вот одно из решений данной задачи:
Задача 38. Необязательная. Эта задача не слишком сложная и достаточно занимательная, она развивает внимание и пространственное мышление. Вообще говоря, задача имеет много решений, т.к. имеются одинаковые области, которые в обеих картинках не раскрашены. Ребенок может раскрасить их любым цветом.