Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 7. Комментарий для учителя к уроку «Соединяем»
Урок 7. «Соединяем»
Новое ключевое слово: соедини (две фигурки некоторым цветом).
Операция «соедини» позволяет нам выделять в совокупности предметов, изображенных на рисунке, пару предметов. Выделенная пара может обладать некоторым общим свойством, например состоять из одинаковых объектов. Можно еще говорить, что между объектами в паре имеет место отношение (скажем, одинаковости) или что они находятся в этом отношении.
Заметим, что пары, появляющиеся в результате соединения, говоря языком математики, не упорядочены. Это значит, что после того как мы соединили два объекта, уже не видно, какой с каким мы соединяли, какой был первым, а какой – вторым. Иначе это можно переформулировать так: получаемое отношение симметрично: если А соединено с В, то В соединено с А. В компьютере этой ситуации соответствует ссылка от объекта А к объекту В вместе с обратной – от В к А. Конечно, мы не имеем в виду, что этот вопрос следует обсуждать с детьми.
При соединении пары фигурок должны выполняться правила игры, зафиксированные на листе определений: должна быть одна непрерывная соединяющая линия, каждый ее конец должен плотно примыкать к какому-то краю фигурки (так, чтобы было понятно, какие именно фигурки соединяются), по возможности линия не должна пересекать другие фигурки.
Решение задач из учебника
Задачи 21-22. Это первые задачи на новое действие – «соедини». Поэтому необходимо убедиться, что каждый ребенок понял все договоренности листа определений. В том случае если неаккуратность приводит к нарушению правил игры, детей нужно поправлять. Что касается поиска фигурок, то надеемся, все ребята справятся с этим самостоятельно. В задаче 22 буквы используются как фигурки. Это означает, что детям необязательно знать, как называются или читаются данные буквы, чтобы выполнить задание, поскольку буквы нужно найти по образцу.
Задача 23. Вы, конечно, заметили, что в курсе 1 класса мы стараемся сделать условия всех задач (и тексты листов определений) максимально короткими, чтобы постепенно как можно большее число детей могли прочитать их самостоятельно. Однако умение читать (озвучивать) отличается от умения понимать прочитанное. Мы стараемся в нашем курсе научить детей внимательно относиться к тексту задания, к каждому слову в задании. Ведь получить правильный ответ можно, только если правильно и полно понять текст задания. В частности, на это направлена и данная задача. Действительно, в короткой фразе задания содержатся сразу несколько условий, которые ребенок должен соблюсти: а) одна из соединяемых фигурок должна быть морковкой; б) другая – луковицей; в) соединяемая луковица должна быть желтой; г) соединять надо голубой линией. Все эти условия при решении ребенку надо одновременно удержать в голове и при этом провести соединение в соответствии с правилами игры.
Задача 24. Это межпредметная задача, в которой дети не только закрепляют новое действие «соедини», но и повторяют написание и название чисел в пределах пяти. Кроме того, здесь идет пропедевтика листа определений «Одинаковые фигурки. Разные фигурки», поскольку две фигурки монет достоинством в 1 рубль оказываются одинаковыми.
Задача 25. Необязательная. Задача на выделение областей, в которой картинка сильно напоминает картинку в компьютерной задаче 12. В данном случае в картинке 4 области и все они в результате решения оказываются раскрашенными.
Компьютерный урок «Соединяем линией»
На этом уроке вводится новый инструмент – «карандаш». Это стандартный инструмент, использующийся в большинстве графических редакторов. С помощью «карандаша» на экране может быть проведена произвольная линия выбранного цвета. В отличие от «заливки», которая выполняется автоматически, работа с «карандашом» требует от ребенка определенных усилий, внимательности и терпения. Прежде всего, учащиеся должны понять, где находится «грифель карандаша», т.е. каким именно местом данный инструмент рисует линию. Думаем, что очень скоро дети обнаружат, что «грифель» находится в центре крестика. Это важное наблюдение поможет учащимся начинать линию в правильном месте. Далее, для того чтобы нарисовать на экране линию, следует нажать на клавишу мышки и, не отпуская ее, двигать «карандаш» по экрану. Такой способ рисования кардинально отличается от рисования на бумаге и поначалу многим детям может показаться достаточно сложным. Чтобы линия не выглядела совсем уж непривлекательно, в программу заложено автоматическое сглаживание.
Чтобы удалить нарисованную линию, ребята используют уже знакомые им инструменты: «отмена», «ластик», «начать сначала».Чтобы стереть линию «ластиком», необходимо очень точно позиционировать крестик «ластика», а именно расположить центр крестика точно на линии. Если линия рисовалась из кусочков, то «ластик» придется использовать несколько раз.
Задача 15. Цель этой задачи – познакомить учащихся с новым инструментом. По содержанию задача совсем простая, но дети, скорее всего, потратят на нее много времени: редко кому удается провести удовлетворительную линию с первого раза. Наибольшая для ребенка трудность заключается в том, чтобы сделать линию без разрывов. Как мы уже говорили, «карандаш» рисует линию до тех пор, пока клавиша мышки остается нажатой. Однако на первых порах большинству детей трудно одновременно следить и за экраном, и за мышкой. Ребенок непроизвольно отпускает мышку, и линия оказывается незавершенной. В этом случае можно посоветовать две стратегии. Первая: начать рисовать с того места, где линия прервалась. В конечном итоге линия может оказаться не слишком красивой, однако если в ней нет разрывов, то такое решение годится. Другая стратегия состоит в том, чтобы удалить неудачную линию «ластиком», «отменой» или кнопкой «начать сначала» и нарисовать ее заново. В условии задачи ребенку предлагается воспользоваться кнопкой «отмена», однако если линия состоит из нескольких кусков, то этот инструмент удалит лишь результат последнего действия. В этом случае посоветуйте ребенку поработать «ластиком» или решать задачу сначала. Еще раз подчеркнем, что для того чтобы стереть линию «ластиком», нужно очень точно позиционировать крестик – чтобы его центр располагался точно на линии.
Задача 16. Здесь надо не просто нарисовать линию, а соединить линией две фигурки. Отсюда следует, что при решении этой задачи дети должны соблюдать все договоренности, касающиеся этой операции. Соединяющая фигурки линия может быть прямой, кривой, плавной, угловатой и т.п. Она может даже пересекать саму себя. Однако она не должна прерываться (пунктир не допускается). «Прокладывать» линию можно где угодно и как угодно: вверху, внизу, между фигурками. Желательно также, чтобы линия не пересекала другие фигурки, а обходила их с той или другой стороны. Каждый конец соединительной линии должен подходить вплотную к одному из краев фигурки, чтобы было абсолютно ясно, какая фигурка с какой соединена. Если ребенку трудно провести линию так, чтобы не пересечь другие фигурки, не настаивайте. В будущем он научится это делать.
Задача 17. Здесь фигурок на экране больше и они более мелкие, чем в предыдущей задаче. Поэтому от ребят потребуется большая сноровка в использовании «карандаша».
Задача 18. Данная задача на первый взгляд может показаться сложной: в качестве объектов задачи используются цифры от 0 до 9. Однако реально ребенку требуется найти только цифры 1, 2 и 3, а эти цифры, скорее всего, знает каждый первоклассник, поэтому содержательных трудностей эта задача, как мы надеемся, не вызовет. Технически эта задача очень проста, т.к. соединяемые фигурки находятся совсем рядом.
Задача 19. В этой задаче дети повторяют понятие «область». В данной картинке всего три области, и все они оказываются раскрашенными в результате решения задачи.
Задача 20. Эта задача немного сложнее предыдущей – в ней больше областей. В данном случае в картинке 8 областей, из которых в результате решения 2 останутся нераскрашенными.
Задача 21. Сложность этой задачи обусловлена не только большим числом областей (здесь их 10, не считая самых маленьких областей в глазах и на кончике носа медведя), но и трудностью их выделения. Действительно, здесь области не везде соответствуют семантическим деталям рисунка. Кроме того, есть довольно большие области, которые трудно охватить взглядом, и очень маленькие области, которые легко не заметить. Компьютерная «заливка» позволяет детям увидеть области картинки, как бы малы или причудливы они ни были.
Задача 22. Необязательная. Областей в картинке много, эта задача потребует от ребенка терпения. Поскольку в задаче не ставится никаких условий, любое решение следует считать правильным. Скорее всего, при решении этой задачи ребенок прибегнет к одной из двух стратегий. Назовем их художественной и формальной. Формальное решение сводится к произвольному раскрашиванию областей картинки, по типу мозаики. Это простое решение, дети справятся с ним довольно быстро. Художественное решение предполагает выделение одним цветом смыслового элемента картинки – слона. Хотя согласно нашим правилам это вовсе необязательно, тем не менее, некоторые дети предпочтут именно это решение. Ясно, что в этом случае временные затраты будут несколько больше, т.к. выделить фигурку слона в этой мозаике не так-то просто.