Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 5. Комментарий для учителя к уроку «Области»
Урок 5. «Области»
Новое ключевое слово: область.
На этом листе определений впервые вводится новое понятие. Наши листы определений будут содержать важную информацию разного рода. В первой части курса («Информатика 1») все листы определений знакомят ребят либо с новым термином (или понятием), либо с новым действием (операцией). И то и другое необходимо, чтобы дети могли понимать условия задач и успешно их выполнять.
В комментарии к листу определений «Правило раскрашивания» мы с вами, пытаясь сформулировать правило раскрашивания, ввели понятие области. Область – такая часть картинки, что две ее любые точки можно соединить линией (необязательно прямой), не пересекающей границ. Но, пожалуй, такая формулировка понятия области для ваших детей будет слишком сложной. Поэтому мы подошли к этому понятию с другой стороны: показали на примерах, как надо раскрашивать любую картинку; теперь, показывая ребенку правильно раскрашенную картинку, мы говорим: то, что на нашей картинке раскрашено одним цветом, – это одна область. Этот подход может быть весьма эффективным при объяснении сложных понятий. Он же является основным при освоении детьми реального мира и языка. Например, ребенок учится различать кошек и собак не по сформулированным зоологическим признакам, а по примерам тех и других.
Стоит отметить, что материал этого урока является действительно новым для детей. В самом деле, предыдущие листы определений были очень важными в рамках явного введения правил игры. Однако почти все, что там обсуждалось, дети, по сути, уже знали и умели раньше. Наверняка в настоящий момент детям хорошо известны цвета. Конечно, дети много раз работали с картинками для раскрашивания и пользовались похожими правилами раскрашивания – не выходить за границы, раскрашивать одну деталь рисунка одним цветом и т. п. Тем не менее понятие области для детей будет содержательно новым. Действительно, раскрашивая картинки, дети в детском саду выделяют не области, а детали рисунка, например: «Цветок раскрасим красным, лист – зеленым, зонтик – желтым». Детали рисунка не всегда совпадают с областями: и цветок, и лист, и зонтик могут состоять из нескольких областей. Иногда бывает наоборот: несколько деталей рисунка образуют одну область, поскольку граница между ними где-то прерывается. Поэтому на первых нескольких уроках по теме «Области» вам придется столкнуться с тем, что там, где области картинки совпадают со смысловыми деталями, дети выделяют их хорошо, в других случаях ребята допускают ошибки.
Решение задач из учебника
Задача 16. В этой задаче области выделяются легко. Их ровно две и они совпадают с деталями рисунка.
Задача 17. Здесь областей уже гораздо больше, чем в предыдущей задаче, но они по-прежнему хорошо видны. В этой задаче важно, чтобы дети не делали лишнего, то есть того, что не требуется в условии. Так, в силу условия учащиеся должны раскрасить ровно 3 области, а все остальные области оставить нераскрашенными.
Задача 18. В условии этой задачи мы уже не напоминаем ребятам, что «какие хочешь» цвета можно выбирать только из числа разрешенных. Если кто-то из ребят это забудет, то нужно попросить его вернуться к листу определений «Цвет».
Задача 19. В этой задаче области выделяются по смыслу: область воды, неба, корпуса корабля, паруса, флага. По окончании решения 4 области оказываются раскрашенными и одна – нераскрашенной.
Задача 20. Необязательная. Здесь учащиеся впервые сталкиваются с различием между понятием «область», вводимым в курсе, и элементами рисунка, которые до этого дети выделяли, в основном, по смыслу. Например, юбка платья воспринимается учащимися как единый элемент рисунка, поэтому им трудно заметить, что она состоит из двух областей. По этой причине для кого-то поиск областей в этой картинке может оказаться сложным. Для начала посоветуйте учащемуся еще раз обратиться к листу определений «Области». Если вы используете компьютерные уроки, можно попросить ребенка сначала решить компьютерную задачу 13, а после этого еще раз вернуться к данной задаче.
Вот один из вариантов решения данной задачи:
Компьютерный урок «Области»
Компьютерные задачи на раскрашивание областей решаются гораздо проще и быстрее, чем аналогичные задачи из учебника. Фактически, инструмент «заливка» делает за учащихся большую часть содержательной работы. Именно поэтому картинки, которые предлагаются в компьютерных задачах, существенно сложнее картинок в задачах из учебника (кроме необязательной задачи 20). Уровень задач на выделение областей в учебнике будет возрастать медленно и постепенно, по мере накопления учащимися соответствующего опыта.
Задача 11. В условии этой задачи озвучивается вывод, к которому дети должны были интуитивно прийти после решения задач компьютерного урока «Правило раскрашивания» – «заливка» за один щелчок закрашивает одну область. Если задача решена правильно, на картинке должны остаться 3 нераскрашенные области.
Задача 12. Инструмент «заливка» поможет ребенку увидеть, что круг и ромб на самом деле образуют три области. Четвертая область картинки – это фон, на котором нарисованы фигуры.
Задача 13. Данная задача – компьютерная поддержка задачи 20 из учебника. Компьютерная «заливка» поможет ребенку увидеть все области этой картинки и убедиться, что их действительно 7.
Задача 14. Необязательная. Задачи подобного рода детям уже встречались. Задача 14, однако, представляет несомненный интерес с иной точки зрения. Попробуйте решить эту задачу, и вы увидите, что в верхней части спинки черепахи есть область, при закрашивании которой компьютер, на первый взгляд, допускает ошибку. Во всяком случае, ребенок совершенно искренне может прийти к такой мысли. Не удивляйтесь, если он скажет вам: «Да ведь здесь же две области! Почему она раскрасила и ту и другую желтым?». В этом случае посоветуйте ребенку повнимательнее присмотреться к рисунку. Покажите ему, что то, что он принял за отдельную область, на самом деле таковой не является, т.к. между линиями остается малюсенькая, но все же щелка! Хороший пример для иллюстрации отличия между формальным и неформальным определением. Если с неформальной точки зрения мы скорее были бы склонны сказать, что здесь две области и вполне могли бы раскрасить их разными цветами, то компьютер, который руководствуется исключительно формальными правилами, естественно, заливает все одним цветом.