Страницы сайта
Текущий курс
Участники
Общее
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
Тема 18
Тема 19
Тема 20
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28
Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32
Тема 33
Урок 4. Комментарий для учителя к уроку «Цвет»
Документ без названия
Урок 4. «Цвет»
Новые ключевые выражения: красный, желтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, зеленый, синий, черный, раскрась красным (или другим допустимым) цветом.
На листе определений «Цвет» мы ограничиваем набор допустимых цветов и для каждого цвета договариваемся о его названии. Теперь ребята обязаны работать в задачах только этими цветами: красным, оранжевым, синим, голубым, зеленым, желтым, фиолетовым и черным. На первый взгляд этот лист определений может показаться ненужным. Ведь даже маленькие дети знают основные цвета и легко могут отличить красный от синего, желтый от зеленого и т.п. С этим трудно не согласиться. Однако восприятие некоторых цветов может быть неоднозначным. Даже взрослые люди нередко расходятся во мнениях на этот счет – один и тот же объект одному может казаться красным, другому – малиновым, третьему – бордовым и т.д. И если в жизни и в быту не имеет никакого значения, назовете ли вы помидор красным или оранжевым, то в нашем курсе никак не обойтись без четких договоренностей о том, какой цвет мы будем называть красным, а какой – оранжевым. Такова специфика нашего курса – нам нужна полная и абсолютная ясность в отношении наших объектов, их свойств, действий, которые мы над ними совершаем, логических предикатов и т.д.
Заметим, что дети с этого момента не могут использовать в качестве рабочего белый цвет. Все белые фигурки, картинки или области мы будем считать нераскрашенными (т. е. не имеющими никакого цвета). Если считать белый цвет рабочим, то некоторые невыполненные задачи будут выглядеть как выполненные в белом цвете, а это уже размывание наших явных, всем понятных правил игры. На прошлом уроке, когда цвета были не определены, ребенок мог и не раскрашивать некоторые области в картинке из нескольких областей, как бы раскрашивая их белым. Начиная с этого урока, такое выполнение задания не допускается. Теперь белая область всегда считается нераскрашенной, а значит, в задаче типа «раскрась картинку какими хочешь цветами» нужно раскрашивать все области, иначе задание не будет считаться выполненным до конца.
Решение задач из учебника
Задача 9. Мы уже обсуждали вопрос об условии задачи как системе ограничений на решение. После ввода договоренности о цветах количество ограничений возрастает – картинка должна быть раскрашена не только по правилу (это теперь подразумевается всегда), но и строго определенным цветом.
Здесь мы снова обращаем ваше внимание на одну из особенностей работы с задачами курса – учащийся всегда работает строго по заданию. Четко и явно вводя правила игры, мы освобождаем ребенка от необходимости догадываться, что от него требуется в той или иной задаче. В частности, дети должны привыкнуть делать только то, что требуется в задании и больше не делать ничего. Это важно для обучения ребенка работать в рамках искусственной среды и последующего понимания им принципов работы любого формального исполнителя. Какой бы то ни было «творческий подход» к задачам учебника – домысливание, переиначивание или использование задач детьми по собственному усмотрению следует пресекать – как действия, выходящие за рамки правил игры. В данной задаче требуется раскрасить ровно две фигурки – одну синим, другую красным. Любое дополнительное действие, например раскрашивание сливы будет выходом за рамки правил игры.
Задача 10. Формулировка данной задачи – любопытный пример того, как в результате введения новой договоренности изменилось понимание старой. Мы специально даем в задаче указание, чтобы на это обратили внимание все дети. Действительно, введенное на листе определений ограничение на набор цветов делает недопустимым выбор никакого другого цвета. Свобода выбора цвета теперь существует для ребят только в рамках оговоренных цветов.
Задача 11. Из формулировки данной задачи становится ясно, зачем мы на листе определений ввели понятие «нераскрашенный», хотя ему не соответствует никакой рабочий цвет. Это понятие необходимо нам для однозначного понимания условий задач. Действительно, в отличие от инструмента компьютерной «заливки», в рамках учебника выполняется еще одна общая договоренность – мы раскрашиваем только нераскрашенные фигурки и области. Эта договоренность не вводится на листах определений, а формируется в ходе решения задач, подобных данной.
Задача 12. Здесь, как и в задачах 3 – 5, каждая фигурка состоит ровно из одной области, поэтому каждую фигурку предлагается раскрасить одним цветом. Кроме ключевых понятий курса (раскрась, оранжевый, зеленый), в этой задаче дети повторяют важные языковые понятия «правое» и «левое». Если кто-то из ребят забыл эти понятия, проконсультируйте такого ребенка в индивидуальном порядке. Конечно, начать стоит с того, какой рукой ребенок ест, пишет, рисует и проч. Леворукие дети обычно уверенно отвечают, что делают все это левой рукой, остальным учащимся стоит напомнить, что они пишут правой рукой. Соответственно, правый еж должен быть со стороны правой руки, а левый – со стороны левой.
Задача 13. Данная задача напоминает задачу 11. Как и в задаче 11, здесь дети закрепляют договоренность о том, что в рабочей тетради (в отличие от компьютерной составляющей!) можно раскрасить только нераскрашенную фигурку (область, картинку). Но здесь дети вначале выбирают по своему усмотрению нераскрашенный лист (какой хотят!), а затем выбирают из оставшихся еще один. После этого учащиеся раскрашивают все листья, которые остались нераскрашенными. В связи с этим, возможно, с кем-то придется обсудить, правильно ли он понимает слово «остальные», то есть «все оставшиеся». Позже понятие «все» будет введено как основное понятие курса, здесь ведется пропедевтика данного понятия. Условие этой задачи представляет собой, по сути, инструкцию, состоящую из трех пунктов. Действительно, здесь результат каждой следующей операции зависит от выполнения предыдущей, поэтому задания нужно выполнять именно в том порядке, как они написаны. Это отличает данную задачу от задачи 9, в которой результат не зависел от порядка выполнения заданий. Последовательное выполнение нескольких действий является одной из основных конструкций информатики, математики и практического программирования. Оно же часто используется в планировании деятельности и в коммуникации в повседневной жизни.
Задача 14. Необязательная. При решении этой задачи дети снова оказываются в ситуации недетерминированного выбора, однако слова «какую хочешь» здесь опущены. Поэтому, читая фразу «Раскрась одну букву голубым», ребенок вполне может поинтересоваться: «А какую букву?» Здесь самое время еще раз поговорить о правилах игры: «Раз не сказано, какую букву, значит, какую хочешь».
Буквы в этой задаче используются в точности так же, как любые другие фигурки, поэтому вас не должно смущать, если ваши ребята еще не изучали на уроках чтения данные буквы. Дело в том, что дети не должны для решения этой задачи уметь читать или называть данные буквы, они их лишь раскрашивают. С другой стороны, если кто-то из детей захочет назвать данные буквы, его можно поддержать и похвалить.
Компьютерный урок «Цвет»
Задача 6. Задачи урока «Цвет» как по содержанию, так и по используемому набору инструментов не отличаются от задач урока «Правило раскрашивания», если не считать того, что в этом уроке детям предлагается раскрашивать фигурки не произвольным, а строго определенным цветом. При этом правильная последовательность действий указана в формулировке задачи: сначала надо выбрать инструмент (в данном случае «заливку») и только потом цвет. В обратном порядке это сделать не удастся, поскольку при выборе «заливки» цвет меняется на цвет «по умолчанию» (желтый).
Задача 7. В этой задаче дети используют инструмент «отмена» в принудительном порядке (в предыдущих задачах он использовался по желанию).
Задача 8. Эта задача аналогична задаче 12 из учебника. Если основная масса детей на уроке решила данную компьютерную задачу, то задачу 12 из учебника можно предложить ребятам на дом.
Задача 9. При решении этой задачи у детей может возникнуть желание раскрасить и кита тоже, хотя условие задачи предписывает раскрасить только гуся и крокодила. Как мы уже говорили выше, в нашем курсе подобные действия недопустимы (см. комментарий к задаче 9 из учебника).
Задача 10. Необязательная. Эта задача аналогична задаче 5 из компьютерного урока «Правило раскрашивания». Как и в задаче 5, здесь есть мелкие области, поэтому необходимо тщательно прицеливаться «заливкой».