Как работать с этим компьютерным курсом
Как работать с этим компьютерным курсом
Имена и пароли
Каждый участник работы (ученик и учитель) должен иметь свое индивидуальное имя для входа в систему. Это поможет работать каждому учащемуся индивидуально и даст возможность учителю проверить работу каждого ученика. Таким образом, перед началом учебного года вам нужно зарегистрировать (завести индивидуальное имя) для себя и для каждого учащегося своего класса. Лучше, если это будет просто фамилия или фамилия+имя – так вам потом будет проще ориентироваться в списке учащихся на сайте. Для регистрации ребенка вам понадобится использовать его индивидуальный адрес электронной почты: эти адреса не могут совпадать, именно по ним система отделяет одного пользователя от другого. Наверное, в этом вам лучше попросить помощи у родителей. Они могут зарегистрировать своего ребенка, использовав свой существующий адрес или завести для этого новый адрес. По нашему опыту лучше, если это будет не адрес mail.ru – система защиты этого сайта часто помещает контрольное сообщение от Муда в спам и делает доступ к нему невозможным.
Система безопасности Мудла требует, чтобы каждый участник при входе на сайт вводил свой пароль. На первых уроках, пока дети не освоятся, пароль для каждого ученика нужно будет вводить учителю. Поэтому придумайте такую систему паролей, которой вам будет удобно пользоваться, например, это может быть номер ученика в классном журнале или первые три буквы его имени и пр. Система паролей полезна и для непосредственной работы в классе с курсом: она не дает никому из учеников из хулиганских побуждений войти на сайт под чужим именем и испортить работу другого ученика.
Права учителя
На курсе, который клонирован в ваше личное пространство, вы обладаете правами учителя – получаете доступ к той части сайта, которая детям недоступна. Войдите на сайт и нажмите ссылку «Назначить роли» и запишите на свой курс ваших учеников.
Главный экран курса
Все материалы, относящиеся к каждому уроку, собраны около названия этого урока. При этом в каждом уроке есть ссылка на методические комментарии к нему. Как видите, все сделано довольно наглядно, мы старались, чтобы и вам, и детям было нетрудно найти нужные материалы.
При этом надо помнить, что дети видят этот экран немного те так, как учитель. Дети не имеют доступа к методическим материалам и различным кнопкам настроек. На главном экране курса им доступны только те ссылки, которые относятся непосредственно к их занятиям.
Компьютерный урок
Как мы уже писали, и компьютерные, и бумажные материалы курса бывают двух видов: обычные уроки и проектные. В компьютерной части обычным урокам соотвествуют специальные компьютерные уроки, а проектным – различные проектные. Все компьютерные уроки имеют общий дизайн, только задачи в них разные. Дети быстро освоятся с устройством компьютерных уроков, выполнив первые два-три урока. Надеемся, что и для вас работа с уроком (с проверкой его выполнения каждым учеником) не будет слишком трудной.
Откройте первый компьютерный урок – щелкните мышкой на ссылку с уроком. Появится экран с двумя большими кнопками-стрелками «Вернуться» и «Продолжить урок» (эти же кнопки будут видны и в ученическом виде экрана) и таблицей (таблица видна только учителю). Кнопка «Вернуться» возвращает на главный экран курса. Кнопка «Продолжить урок» открывает компьютерный урок в том виде, в котором вы его оставили после предыдущего посещения. В таблице собрана информация обо всех учениках вашего класса, которые работали с уроком. Щелкнув на имя ученика в таблице, вы увидите урок в том виде, в котором он остался после последней работы этого ученика (точнее, после последнего нажатия им кнопки «Сохранить и выйти»). Таким образом, вы можете проверять работы детей точно так же, как проверяете их работу в обычных тетрадях.
Кроме списка имен, в таблице есть колонка «Оценка». Вы можете запретить работу с уроком или пометить урок как выполненный или ещё не решённый для каждого отдельного ученика. Статус «Запрещен» нужен для того, чтобы дети не убегали вперед и не открывали следующие уроки, не решив предыдущих: все следующие уроки можно временно закрыть для учащихся, выбрав статус «Запрещен». Статус «Решено» нужен для того, чтобы, с одной стороны, показать ребенку, что урок им выполнен, а с другой стороны, не дать возможность ребенку что-то поменять в уже решенной задаче и тем самым испортить свое решение. Статус «Ещё не решён» напомнит о том, что у ученика в этом уроке остались нерешенные задачи. Чтобы изменить статус урока, выберите нужный статус в открывающемся по стрелке окне около строки «**Оценки нет**», выберите нужный вариант и нажмите кнопку «Оценить».
Нажав кнопку в колонке «Пометка» («комментарий») вы можете написать комментарий ребенку, попросить его обратить внимание на ту или иную задачу, исправить ошибку и пр.
Конечно, при подготовке к уроку вам нужно будет посмотреть все задачи и решить их (под своим именем). Для этого после открытия компьютерного урока вам нужно, нажав на стрелку «Начать урок», прорешать все задачи урока. Вы имеете возможность решать задачи – рисовать, раскрашивать и пр. Вы можете делать в этом своем уроке все, что захотите – этим вы никак не помешаете работе учащихся, они будут работать каждый со своей «копией» урока. После работы не забудьте нажать кнопку «Сохранить и выйти» (картинка портфеля в левом верхнем углу экрана) и ваша работа будет сохранена.
В комментариях к каждому уроку вы найдете более подробные разъяснения, относящиеся к работе с компьютерными материалами этого урока.
Проектный урок на компьютере
В отличие от компьютерных уроков, проектные уроки не всегда имеют одинаковый дизайн, ведь проектная работа – это всегда что-то новое и неожиданное. Для разных проектов поддержка сайта выглядит по-разному. Есть проекты, совсем не включающие работу на компьютере – например, «Разделяй и властвуй» или «Таблица для мешка». Для таких проектов на сайте выложено лишь методическое обеспечение. Есть проекты, целиком поддерживаемые сайтом – это проекты «Мое имя», «Записная книжка» и «Фантастический зверь». А некоторые проекты предполагают работу со сторонним программным обеспечением (по выбору учителя) и поддерживают только сбор готовых работ учащихся и галерею (выставку) этих работ. В комментариях к каждому проекту (на сайте и в книге для учителя) вы найдете подробные указания, как использовать поддержку сайта для работы в проекте.
Организация работы детей на компьютере: вход, открытие урока, сохранение
Перед началом работы учащихся за компьютером на каждой из машин должен быть открыт главный экран курса – для этого вам нужно пройти по классу и войти на каждом компьютере на сайт под именем ученика, который будет работать на этом рабочем месте. После входа на сайт нужно открыть главный экран курса.
Когда все дети рассядутся по своим компьютерным рабочим местам, предложите им найти на экране нужный урок, на название которого нужно кликнуть мышью. Для этого нужно навести курсор мыши на эту надпись и щелкнуть один раз. Ясно, что щелчок сразу получится далеко не у всех ребят, некоторым детям понадобится ваша помощь. Это не страшно, со временем ребята обязательно освоят это действие.
После вызова компьютерного урока, у всех детей появится на экране сообщение, что урок можно решать («Еще не все решено»), и две стрелки: «Вернуться» и «Продолжить урок». Обсудите с детьми, что будет, если нажать на каждую из этих стрелок. Можно потренироваться – нажать на стрелку «Вернуться» (появится снова главный экран курса) и вновь найти и открыть компьютерный урок. После нажатия кнопки «Продолжить урок», откроется первая страница урока.
Как устроен экран с задачей
Почти каждый урок открывается листами определений, после которых идут задачи урока. Экраны с задачами выглядят всегда более-менее одинаково. Наверху помещен текст условия задачи, в центре – рабочее поле для решения. Если щелкнуть мышкой на текст условия, он будет озвучен. Поэтому на уроке дети должны работать в наушниках, чтобы не мешать друг другу.
Полоса у левой части окна – инструментальная. В верхней ее части расположены элементы управления работой или экраном целиком. Под надписью «Управление» имеется две кнопки – «начать сначала» и «сохранить и выйти». Ниже расположен ящик инструментов. Здесь мы будем размещать все инструменты, которые постепенно будут вводиться. Ниже ящика инструментов (слева внизу) располагается палитра цветов. В ней располагаются цвета, которые можно использовать для раскраски и рисования. Они соответствуют допустимым цветам, которые введены на листе определений «Цвет. Обводим».
Вверху окна задачи горизонтально располагается линейка, которая поможет ребенку легко перемещаться в пределах задач одного урока. Если нажать на номер задачи в этой линейке, откроется экран с соответствующей задачей. На этом экране будут отражаться все действия, которые выполнил в этой задаче ребенок с момента открытия урока (ну и конечно все сохраненные изменения, если урок открывается повторно). Если нажать на стрелку вправо, то откроется экран со следующей по счету задачей. Если нажать на стрелку «влево» – экран с предыдущей задачей. Задачи лучше всего решать по порядку, поэтому чаще всего ребенок будет использовать кнопку вызова следующей задачи. Но иногда у детей возникает желание вернуться к уже решенным задачам.
Кнопки управления
К управляющим кнопкам на инструментальной панели относятся две – «сохранить и выйти», «начать сначала». Чтобы предотвратить огорчения от потери несохраненных работ, предлагаем вам сразу же поговорить о закрытии и сохранении работ. Для этого придется вместе решить задачу 1. Затем предложите всем ребятам закрыть урок 1 (нажав на кнопку «сохранить и выйти», на которой изображен портфель). При этом работа автоматически сохраняется в том виде, в котором она была на момент закрытия. В следующий раз, когда учащийся откроет урок 1, задача 1 будет в нем выглядеть уже решенной.
Инструмент «начать сначала» нужен для того, чтобы начать работу заново. Этот способ актуален, когда на экране сделано много действий, и исправлять их по одному, например, стирая ластиком, становится долго и неудобно. Когда ребенок нажимает кнопку «сначала», все сделанные ребенком изменения пропадают, и снова открывается первоначальное условие задачи. Не обязательно обращать внимание всех детей на этот инструмент сразу, его ребята смогут освоить постепенно, в ходе решения задач.
Ящик инструментов
Под кнопками управления размещен ящик инструментов. Эта панель в ходе работы с курсом будет постепенно пополняться разными инструментами. На уроке 1 на этой панели размещены только 2 инструмента: «карандаш», «ластик».
Не стоит сразу пытаться объяснить детям полную структуру экрана с задачей. Этот текст рассчитан на взрослого опытного человека. А детям стоит вначале показать только основные действия и блоки. Для этого можно вывести задачу 1 на большой экран. Покажите детям:
как озвучить текст задачи (щелкнуть мышкой на текст),где находится панель инструментов (левая часть экрана),где находится палитра и выбранный цвет (слева внизу),как переходить к следующей задаче и обратно (стрелки вправо-влево),как выходить из урока (кнопка сохранения и выхода).
Работу инструментов дети изучат в процессе решения задач, поэтому их сейчас обсуждать не надо, да и основные блоки экрана задачи тоже будут осваиваться детьми в ходе работы с компьютерными уроками. Сейчас им необходимо только дать самый первый толчок, сдвинуть их с места. Может быть, стоит только потренироваться с выходом из урока – всем вместе решить задачу 1 и выйти из урока, а потом снова войти.
После этого дети могут начинать работать самостоятельно. Напомните им о том, что работать надо в наушниках, чтобы слышать звук только своего компьютера.